Конспект урока. Тема: «Личное местоимение. Лицо и число местоимений».
Конспект урока. Тема: «Личное местоимение. Лицо и число местоимений».
Тема: «Личное местоимение. Лицо и число местоимений».
Цели урока:- познакомить с ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимение, учить умению определять лицо, число местоимений;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
- воспитание навыка самостоятельности;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Тема: «Личное местоимение. Лицо и число местоимений».»
8 класс Русский язык
Тема: «Личное местоимение. Лицо и число местоимений».
Цели урока:- познакомить с ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимение, учить умению определять лицо, число местоимений;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
- воспитание навыка самостоятельности;
Ход урока.
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.
III. Словарная работа
- А сейчас я проверю, как вы знаете словарные слова..
Абонемент, фестиваль, искусство экспедиция.
- Укажите в словах орфограммы, которые следует запомнить.
- Проверьте написание слов по словарю.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
- Составим предложение со словом горох. Что такое горох? Давайте запишем на доске.
Горох – это растение.
- Где растет горох? Запишем.
Горох растет в поле.
- Что готовят из гороха? Запишем.
Из гороха варят суп.
- Прочитайте получившийся текст.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)
- Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
V. Изучение нового материала.
- Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
I. Открытие нового.
- Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 150, на стр. 110 вашего учебника.
- Проверяем. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (я). Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) и т. д. и т. п.
- Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 110. Это определение надо выучить к следующему уроку.
- На какой вопрос отвечает слово гусь? А местоимение, его заменившее?
- Значит 1 сходство:
- местоимение, отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)
- К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
- Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.
- Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы)
- Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.
- При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)
Все вместе выучим правило. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
VI. Первичное закрепление.
- Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 151. на стр. 111. Упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
- Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (стр. 65 упр. 294)
Я, они, на, ты (предлог)
Я, яма, ты, вы (имя существительное)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
VIII. Итог
- С какой частью речи мы познакомились?
- Почему эта часть речи получила такое название?
- Что нового для себя узнали?
- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке.
- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"