Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение раздела «Словообразование». Давайте вспомним основные понятия, касающиеся этой темы.
- Что такое словообразование? (слайд 3)
- Что такое морфема? (значимая часть слова.)
-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
-Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)
-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)
-Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
IV. Изучение нового материала.
- Вы уже сказали, что словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы новые слова. Сегодня мы с вами начнем знакомится с основными способами образования слов в русском языке. Запишите тему урока «Основные способы образования слов в русском языке» (слайд 4).
1. Исследовательская работа (слайд 5).
- Запишите слово лес.
- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Добавить суффикс -ок-.)
– Такой способ словообразования называется суффиксальным.
– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Добавить приставку пере-.)
- Такой способ называется приставочный.
- Запишите существительное снег. Прибавьте к основе приставку под- и суффикс –ник-. Что у вас получилось? Подснежник. Как будет называться такой способ? Приставочно – суффиксальный.
- О четвертом способе прочитайте самостоятельно в учебнике на с.57 п.26. Как называется этот способ? Бессуфиксный (безаффиксный). Запомните! Таким способом образуются только имена существительные.
- Запишите в тетрадь слово осмотреть. Образуйте от него новое слово бессуфиксным способом. Получилось осмотр.
2. Работа в справочниках.
- А теперь давайте запишем эти четыре способа в справочник (слайды 6,7,8,9)).
Способы образования слов
1. Приставочный
2. Суффиксальный
3. Приставочно - суффиксальный
4. Бессуффиксный (безаффиксный)
5. Сложение основ, слов
6. Переход одной части речи в другую
V. Физкультминутка (слайд 10).
Ходит Суффикс по дорожке ходьба на месте 3-4 сек. И играет на гармошке… руки перед грудью, рывки руками Вот домишко. Это домик. наклониться, разогнуться Где-то здесь гуляет гномик. повороты головы Вот домище великана, подняться на носочки, руки вверх, Великана Истукана… потянуться Побежали от него, бег на месте 2-3 сек. чтоб не тронул никого!!!
VI. Первичное закрепление материала (слайд 11).
Работа с учебником.
С.59 Упр.128 (по цепочке)
VII. Формирование умений и навыков.
Схематический диктант (работа у доски). Слайд 12
Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька