Методическая разработка по русскому языку в 7 классе. Урок получения новых знаний, на котором индивидуальная работа сочетается в работах парах и группах. Включает в себя расширенные сведения о союзе, его функциях, значении и происхождении слова "союз". Несет в себе ярко выраженную функцию - воспитание уважительного отношения к семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Союз как часть речи"»
Урок русского языка в 7 классе.
Союз как часть речи
Цели урока:
Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
Ход урока:
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
Фронтальный опрос:
- какие разделы о языке вы знаете? Что они изучают?
- какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время? (морфология)
- что изучает морфология?
- на какие группы можно разделить части речи?
- в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?
- что такое предлог?
- на какие группы можно разделить предлоги по составу? По образованию?
Индивидуальная работа.
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
Благодаря поддержк… родителей
(В)следстви… (не)большой размолвки с братом
Достать подарок из(под) ёлки
(В) течени… семейного ужина
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка доя бабушки.
2 ученик делает морфологический разбор предлога В ТЕЧЕНИЕ.
Остальные ученики выполняют тест с самопроверкой (слайды презентации)
1)Части речи изучает:
А. Фонетика Б. Синтаксис В. Морфология
2) К самостоятельным частям речи не относится:
А. Наречие Б. Предлог В. Глагол
3) По происхождению выделяются предлоги:
А. Производные Б. Составные В. Производные и непроизводные
4) По составу выделяются предлоги:
А. Сложные Б. Простые В. Простые, сложные и составные
5) Предлоги:
А. Склоняются Б. Не изменяются В. Спрягаются
5 Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф (слайд):
Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах, "Иллюзии"
- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Что такое узы? Назовите родственные слова (узел, вязать, связанный).
- Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А какое значение у приставки со- ?.Назовите слов с этой приставкой (сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор и т.п.).
3. Усвоение и закрепление новых знаний.
Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы).
Кто теперь попробует разобрать слово СОЮЗ с точки зрения этимологии? (Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).
(Возможно пригласить двух учеников к доске с фонетическим и морфемным разбором слова «союз»).
Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Давайте выявим основные функции союзов.
Запись предложений с последующим разбором, составлением схем.
1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.
[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].
- Какие слова вы внесли в схемы? (Союзы).
- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? Что соединяют союзы в данных предложниях? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.
Сегодня я сам приготовил ужин, и…
Сегодня я сам приготовил ужин и….
Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.
Запись под диктовку. Выделение грамматических основ предложений.
«Как Таня выросла! Давно ль Я, кажется, тебя крестила? А я так на руки брала! А я так за уши драла. А я так пряником кормила!»
Проанализируйте записанное и ответьте на вопрос, являются ли эти предложения текстом? Почему вы так решили? С какой целью А.С.Пушкин употребил союз а? (Союз соединяет предложения в единый текст).
Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь
однородных членов предложения,
частей сложного предложения,
предложений в единый текст.
- Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).
Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
- слово И – один из самых древних союзов русского языка,
- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,
- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
- слово И – было и остается исключительно частотным словом.
- Как вы думаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).
Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.
Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (слайд):
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен.
Назовите, какие функции выполняют союзы? (Соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).
Давайте проанализируем предложение:
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Вы знаете, что если в тексте повторяется одно и то же слово, то его нужно заменить синонимом или близким по значению словом. Однако повторы могут быть особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием. С их помощью выделяется наиболее важное в тексте, подчеркивается то, на что хочет обратить внимание читателя автор. В стихах и песнях повторы помогают создать ритм. Многосою́зие (полисиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
Попробуйте придумать предложение с этим стилистическим приемом.
Физкультминутка. Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).
- Фонетика изучает написание букв.
- Дополнение – отвечает на вопросы.
- Союз – служебная часть речи.
- Краткое прилагательное всегда бывает определением.
- Наречие отвечает на вопрос как?
- Составное имя числительное состоит из нескольких слов.
- Предлоги соединяют однородные члены предложения.
Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов, составить схемы двух последних предложений. (Проверка «по цепочке»).
Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».
так и
Семья сильна
цветок без запаха
когда
Вся семья вместе
Родине служить
п
Надо сильным, смелым быть
над ней крыша одна
Чтобы
Рассеянный ничего не знает
душа на месте
что
Не будет добра
потому что ворон считает
потому что
Человек без друзей
что дерево без корней
что
Семья без детей
в семье вражда
а
В гостях хорошо
а дома лучше
и
Добро по миру не рекой течёт
стены помогают
коли
В своем доме
семьёй живёт
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
Человек без друзей, что дерево без корней.
В гостях хорошо, а дома лучше
В своем доме и стены помогают.
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:
- что такое союз?
- с какой целью используются союзы в речи?
- с какой целью используется многосоюзие?
- что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- хотите ли узнать о союзе еще больше?
- все ли вам было понятно?
- какие вопросы возникли и вы не успели их задать в течение урока?
Для того чтобы посмотреть, как вы усвоили новую тему, предлагаю вам небольшие тесты. (Дифференцированные задания. Тесты, отпечатанные на листах красного цвета – самый высокий уровень трудности, на желтых – средний, на зеленых – легкий). Каждый из вас сам определяет степень трудности теста и берет карточку того цвета, с которой, по его мнению, он справится наиболее успешно.
Подведение итогов урока.
Коротко проанализировать ситуацию с цветными тестами: если большинство ребят выбрали красные и желтые карточки, в целом тема усвоена, если зеленый – было многое непонятно, у ребят нет уверенности в своих силах, значит, на следующем уроке надо уделить большее количество времени на повторение.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: параграф 58; письменное задание на выбор: для ребят, кто не уверен в своих силах – упр. 357; повышенный уровень сложности - составить предложения на тему «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. (Пример - продолжите предложения: