kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Союз как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Союз как часть речи»

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, находить их в тексте.

Задачи урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес  к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки для работы, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Союз как часть речи"»

«Союз как часть речи»

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, находить их в тексте.

Задачи урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки для работы, ноутбук, проектор, интерактивная доска.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно сегодня видеть вас, надеюсь, вы пришли с замечательным настроением и с готовностью работать вместе. Сегодня к нам приехали гости. Давайте повернемся и улыбнемся им.

  1. Актуализация знаний.

Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Предлог».

Тест

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис Б) фонетику В) морфологию

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным Б) с предлогом В) с наречием

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной Б) самостоятельной

4. Какое значение имеет предлог?

А) временное

Б) пространственное

В) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения

5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются Б) производные и непроизводные

6. Какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные Б) простые и составные

7. Как изменяются предлоги?

А) по лицам и числам Б) не изменяются В) по родам, числам и падежам

(учителем задаются дополнительные вопросы о предлоге)

3. Объяснение нового материала.

- А сейчас я попрошу обратить ваше внимание на стихотворение С. Маршака, текст которого лежит у вас на парте. Внимание задание: восстановите стихотворение так, чтобы расположение предложений в нем соответствовало схемам:

1. [ = – ], [– = ].

2. [– = ], [– = ]. Ответ свой обоснуйте.


А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.


По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.

- Давайте укажем тип каждого предложения и объясним постановку знаков препинания.

- Сгруппируйте самостоятельные части речи в данном стихотворении. Назовите их в следующем порядке: а) имена существительные; б) имена прилагательные; в) глаголы; г) местоимения; д) наречия, е) деепричастия. Произнося слова каждой группы, можно их вычеркивать.

- Назовите изученные служебные части речи. (Предлог ПО).

- Обведите кружочком оставшиеся слова. (Учащиеся выделяют союзы А, КАК, И).

- Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Мы выделили слова А, КАК, И. Это союзы. Значит, тема сегодняшнего урока: Союз как часть речи.

(Записываю тему урока на доске, а ребята в тетрадях)

- Отталкиваясь от темы, цели урока у нас следующие:

1) познакомиться с союзом как частью речи; 2) узнать, какие бывают союзы; 3) учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.

- Приступим к работе по первой части поставленной цели. Узнаем, что такое союз. Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.

- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.

- Вернемся к стихотворению Маршака. Выясним, какую роль выполняет союз. Обратите внимание на союз И в первом предложении и союз КАК во втором. Скажите, что они соединяют между собой?

(Союз И в первом предложении и союз КАК во втором соединяют простые предложения в составе сложного.

- Проанализируйте еще раз второе предложение стихотворения. Определите, какие синтаксические конструкции соединяет в нем союз И? Сделайте вывод.

(Союз связывает однородные члены предложения)

- Используя наши рассуждения и наблюдения, дополните составленное ранее определение союза.

- Осталось добавить, что союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Теперь давайте прочитаем параграф и обобщим весь материал о союзе.

(чтение + обобщение)

- Что такое союз, мы узнали. Теперь будем учиться находить его в речи. Выполним упражнение. У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте расположенные не по порядку абзацы текста. Обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока. (Надо расположить абзацы текста, ориентируясь на число имеющихся в них союзов).

Разбежался зайчонок, покатился. Далеко катился по льду. Можно бы и дальше, да елка помешала. Остановился зайчонок возле елки и вдруг видит морковку на ветке. Протянул лапу, чтобы морковку сорвать, да подумал Морковка-то белая, значит, еще не поспела.

Это было весной. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на весенние лужицы. Так весело в них вчера сверкало солнце!

Посмотрел зайчонок на солнышко и сказал Грей солнышко морковку, чтобы она красной стала. Я вечером приду и съем ее. Целый день зайчонок думал о морковке. Когда вечером прибежал к елке, увидел, что морковки нет! Только с ветки, на которой она прежде висела, упала светлая капелька.

(По Н. Подлевскому)

1 : 5 : 6

- Мы с вами определили последовательность частей текста. Давайте назовем союзы. Какие они: простые или составные? (простые). Но, я думаю, что вы заметили, что в тексте пропущены знаки препинания. Теперь ваша задача – записать составленный текст, поставить пропущенные знаки препинания (графически объяснить постановку знаков препинания), выделить в кружок союзы.

- Укажите предложение, которое состоит только из грамматической основы (Разбежался зайчонок, покатился). Дайте ему полную характеристику.

4. Физмунутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Закрепление учебного материала

Ну что ж отдохнули, а теперь обратите внимание на предложения. Прочитайте их, выделите грамматическую основу и составьте схему в тетрадь.

- Какую роль играет союз в каждом предложении?

6. Подведение итогов, рефлексия

- Давайте подведем итоги урока. О какой части речи мы говорили? Скажите, что такое союз, приведете примеры.

7. Задание на дом

Правило, стр 147.

Упражнение 316

Найти текст из 5-7 предложений, выделить союзы.

8.Оценивание




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Союз как часть речи"

Автор: Гатауллина Айгуль Рамильевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока «Союз как часть речи. Разряды союзов»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_soiuz_kak_chast_rechi_razriady_soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "492428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545634909"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект урока по русскому языку для 7-го класса Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Тема урока: Союз как часть речи."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dlia_7_gho_klassa_proghramma_m_t_baranov_t_a_"
    ["file_id"] => string(6) "351501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477223420"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Частица как служебная часть речи""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_chastitsa_kak_sluzhebnaia_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "544507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585306862"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме : "Союз как часть речи", 7 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_po_tiemie_soiuz_kak_chast_riechi_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "442555"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512550461"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Правописание союзов" (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-soiuzov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427524628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1640 руб.
2520 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства