kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Союз как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Союз как часть речи»

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, находить их в тексте.

Задачи урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес  к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки для работы, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Союз как часть речи"»

«Союз как часть речи»

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, находить их в тексте.

Задачи урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки для работы, ноутбук, проектор, интерактивная доска.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно сегодня видеть вас, надеюсь, вы пришли с замечательным настроением и с готовностью работать вместе. Сегодня к нам приехали гости. Давайте повернемся и улыбнемся им.

  1. Актуализация знаний.

Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Предлог».

Тест

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис Б) фонетику В) морфологию

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным Б) с предлогом В) с наречием

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной Б) самостоятельной

4. Какое значение имеет предлог?

А) временное

Б) пространственное

В) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения

5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются Б) производные и непроизводные

6. Какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные Б) простые и составные

7. Как изменяются предлоги?

А) по лицам и числам Б) не изменяются В) по родам, числам и падежам

(учителем задаются дополнительные вопросы о предлоге)

3. Объяснение нового материала.

- А сейчас я попрошу обратить ваше внимание на стихотворение С. Маршака, текст которого лежит у вас на парте. Внимание задание: восстановите стихотворение так, чтобы расположение предложений в нем соответствовало схемам:

1. [ = – ], [– = ].

2. [– = ], [– = ]. Ответ свой обоснуйте.


А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.


По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.

- Давайте укажем тип каждого предложения и объясним постановку знаков препинания.

- Сгруппируйте самостоятельные части речи в данном стихотворении. Назовите их в следующем порядке: а) имена существительные; б) имена прилагательные; в) глаголы; г) местоимения; д) наречия, е) деепричастия. Произнося слова каждой группы, можно их вычеркивать.

- Назовите изученные служебные части речи. (Предлог ПО).

- Обведите кружочком оставшиеся слова. (Учащиеся выделяют союзы А, КАК, И).

- Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Мы выделили слова А, КАК, И. Это союзы. Значит, тема сегодняшнего урока: Союз как часть речи.

(Записываю тему урока на доске, а ребята в тетрадях)

- Отталкиваясь от темы, цели урока у нас следующие:

1) познакомиться с союзом как частью речи; 2) узнать, какие бывают союзы; 3) учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.

- Приступим к работе по первой части поставленной цели. Узнаем, что такое союз. Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.

- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.

- Вернемся к стихотворению Маршака. Выясним, какую роль выполняет союз. Обратите внимание на союз И в первом предложении и союз КАК во втором. Скажите, что они соединяют между собой?

(Союз И в первом предложении и союз КАК во втором соединяют простые предложения в составе сложного.

- Проанализируйте еще раз второе предложение стихотворения. Определите, какие синтаксические конструкции соединяет в нем союз И? Сделайте вывод.

(Союз связывает однородные члены предложения)

- Используя наши рассуждения и наблюдения, дополните составленное ранее определение союза.

- Осталось добавить, что союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Теперь давайте прочитаем параграф и обобщим весь материал о союзе.

(чтение + обобщение)

- Что такое союз, мы узнали. Теперь будем учиться находить его в речи. Выполним упражнение. У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте расположенные не по порядку абзацы текста. Обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока. (Надо расположить абзацы текста, ориентируясь на число имеющихся в них союзов).

Разбежался зайчонок, покатился. Далеко катился по льду. Можно бы и дальше, да елка помешала. Остановился зайчонок возле елки и вдруг видит морковку на ветке. Протянул лапу, чтобы морковку сорвать, да подумал Морковка-то белая, значит, еще не поспела.

Это было весной. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на весенние лужицы. Так весело в них вчера сверкало солнце!

Посмотрел зайчонок на солнышко и сказал Грей солнышко морковку, чтобы она красной стала. Я вечером приду и съем ее. Целый день зайчонок думал о морковке. Когда вечером прибежал к елке, увидел, что морковки нет! Только с ветки, на которой она прежде висела, упала светлая капелька.

(По Н. Подлевскому)

1 : 5 : 6

- Мы с вами определили последовательность частей текста. Давайте назовем союзы. Какие они: простые или составные? (простые). Но, я думаю, что вы заметили, что в тексте пропущены знаки препинания. Теперь ваша задача – записать составленный текст, поставить пропущенные знаки препинания (графически объяснить постановку знаков препинания), выделить в кружок союзы.

- Укажите предложение, которое состоит только из грамматической основы (Разбежался зайчонок, покатился). Дайте ему полную характеристику.

4. Физмунутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Закрепление учебного материала

Ну что ж отдохнули, а теперь обратите внимание на предложения. Прочитайте их, выделите грамматическую основу и составьте схему в тетрадь.

- Какую роль играет союз в каждом предложении?

6. Подведение итогов, рефлексия

- Давайте подведем итоги урока. О какой части речи мы говорили? Скажите, что такое союз, приведете примеры.

7. Задание на дом

Правило, стр 147.

Упражнение 316

Найти текст из 5-7 предложений, выделить союзы.

8.Оценивание




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Союз как часть речи"

Автор: Гатауллина Айгуль Рамильевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока «Союз как часть речи. Разряды союзов»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_soiuz_kak_chast_rechi_razriady_soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "492428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545634909"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект урока по русскому языку для 7-го класса Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Тема урока: Союз как часть речи."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dlia_7_gho_klassa_proghramma_m_t_baranov_t_a_"
    ["file_id"] => string(6) "351501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477223420"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Частица как служебная часть речи""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_chastitsa_kak_sluzhebnaia_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "544507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585306862"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме : "Союз как часть речи", 7 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_po_tiemie_soiuz_kak_chast_riechi_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "442555"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512550461"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Правописание союзов" (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-soiuzov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427524628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства