Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Союз как часть речи"»
«Союз как часть речи»
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: карточки для работы, ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно сегодня видеть вас, надеюсь, вы пришли с замечательным настроением и с готовностью работать вместе. Сегодня к нам приехали гости. Давайте повернемся и улыбнемся им.
Актуализация знаний.
Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.
Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Предлог».
Тест
1. Какой раздел русского языка мы изучаем?
А) синтаксис Б) фонетику В) морфологию
2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?
А) с существительным Б) с предлогом В) с наречием
3. Какой частью речи является предлог?
А) служебной Б) самостоятельной
4. Какое значение имеет предлог?
А) временное
Б) пространственное
В) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения
5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?
А) не выделяются Б) производные и непроизводные
6. Какие выделяются группы предлогов по составу?
А) сложные Б) простые и составные
7. Как изменяются предлоги?
А) по лицам и числам Б) не изменяются В) по родам, числам и падежам
(учителем задаются дополнительные вопросы о предлоге)
3. Объяснение нового материала.
- А сейчас я попрошу обратить ваше внимание на стихотворение С. Маршака, текст которого лежит у вас на парте. Внимание задание: восстановите стихотворение так, чтобы расположение предложений в нем соответствовало схемам:
1. [ = – ], [– = ].
2. [– = ], [– = ]. Ответ свой обоснуйте.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем зелёным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Весёлый дождь стучит.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем зелёным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Весёлый дождь стучит.
- Давайте укажем тип каждого предложения и объясним постановку знаков препинания.
- Сгруппируйте самостоятельные части речи в данном стихотворении. Назовите их в следующем порядке: а) имена существительные; б) имена прилагательные; в) глаголы; г) местоимения; д) наречия, е) деепричастия. Произнося слова каждой группы, можно их вычеркивать.
- Назовите изученные служебные части речи. (Предлог ПО).
- Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Мы выделили слова А, КАК, И. Это союзы. Значит, тема сегодняшнего урока: Союз как часть речи.
(Записываю тему урока на доске, а ребята в тетрадях)
- Отталкиваясь от темы, цели урока у нас следующие:
1) познакомиться с союзом как частью речи; 2) узнать, какие бывают союзы; 3) учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.
- Приступим к работе по первой части поставленной цели. Узнаем, что такое союз. Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.
- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.
- Вернемся к стихотворению Маршака. Выясним, какую роль выполняет союз. Обратите внимание на союз И в первом предложении и союз КАК во втором. Скажите, что они соединяют между собой?
(Союз И в первом предложении и союз КАК во втором соединяют простые предложения в составе сложного.
- Проанализируйте еще раз второе предложение стихотворения. Определите, какие синтаксические конструкции соединяет в нем союз И? Сделайте вывод.
(Союз связывает однородные члены предложения)
- Используя наши рассуждения и наблюдения, дополните составленное ранее определение союза.
- Осталось добавить, что союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.
Теперь давайте прочитаем параграф и обобщим весь материал о союзе.
(чтение + обобщение)
- Что такое союз, мы узнали. Теперь будем учиться находить его в речи. Выполним упражнение. У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте расположенные не по порядку абзацы текста. Обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока. (Надо расположить абзацы текста, ориентируясь на число имеющихся в них союзов).
Разбежался зайчонок, покатился. Далеко катился по льду. Можно бы и дальше, да елка помешала. Остановился зайчонок возле елки и вдруг видит морковку на ветке. Протянул лапу, чтобы морковку сорвать, да подумал Морковка-то белая, значит, еще не поспела.
Это было весной. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на весенние лужицы. Так весело в них вчера сверкало солнце!
Посмотрел зайчонок на солнышко и сказал Грей солнышко морковку, чтобы она красной стала. Я вечером приду и съем ее. Целый день зайчонок думал о морковке. Когда вечером прибежал к елке, увидел, что морковки нет! Только с ветки, на которой она прежде висела, упала светлая капелька.
(По Н. Подлевскому)
1 : 5 : 6
- Мы с вами определили последовательность частей текста. Давайте назовем союзы. Какие они: простые или составные? (простые). Но, я думаю, что вы заметили, что в тексте пропущены знаки препинания. Теперь ваша задача – записать составленный текст, поставить пропущенные знаки препинания (графически объяснить постановку знаков препинания), выделить в кружок союзы.
- Укажите предложение, которое состоит только из грамматической основы (Разбежался зайчонок, покатился). Дайте ему полную характеристику.
4. Физмунутка
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Закрепление учебного материала
Ну что ж отдохнули, а теперь обратите внимание на предложения. Прочитайте их, выделите грамматическую основу и составьте схему в тетрадь.
- Какую роль играет союз в каждом предложении?
6. Подведение итогов, рефлексия
- Давайте подведем итоги урока. О какой части речи мы говорили? Скажите, что такое союз, приведете примеры.