I. Орг. момент II. Мотивация познавательной деятельности. III. Актуализация знаний учащихся. 1)Дыхатель-ная гимнастика. 2)Артикуля- ционная разминка (с использованием зеркальца).
3)Составле-ние кластера. IV.Открытие новых знаний Загадки 2)Составле-ние плана работы на уроке V. Первичное знакомство со звуками. Загадки. VI. Первич-ное закрепление VII. Знакомство с буквой З, з. VIII. Физкультминутка IX. Включение в систему знаний. Чтение слогов и слов на слайде. а) Упражнение «Читаем слоги» Игра «Диктор» (электронное приложение к «Азбуке»). б) Игра «Составляем слова» (электронное приложение к «Азбуке»). в) Работа с учебником. Чтение слов и текста на стр. 91-92. г) Работа в парах (задание на стр. 92) д)Работа в парах по карточкам. е)Самопро-верка. X. Творческое задание. XI. Рефлек-сия и самооценка. XII. Итоги урока. | Включение в учебную деятельность. Создание благоприятной рабочей обстановки. Вовлечение в учебный процесс. Подготовка речевого аппарата. Повторение и обобщение изученного материала. Учиться определять под руководством учителя цели урока, планировать свою деятельность Развитие мыслительной деятельности, ассоциативного мышления. Уметь планировать свою деятельность и работать по плану. Развитие мыслительной деятельности, ассоциативного мышления, анализировать. Уметь слушать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Уметь сравнивать, сопоставлять Уметь применять полученные знания на практике. Проверить знание алфавита и умение ориентироваться в нем Использовать здоровьесберегающие технологии, снятие усталости. Уметь применять полученные знания на практике Упражнять учащихся в чтении слогов и слов. Развивать умение работать в парах. Развивать умение самостоятельно проверять свою работу. Развивать образное мышление, творческие способности и мелкую моторику рук Закрепление изученного материала Уметь оценивать и контролировать себя в соответствии с критериями. Уметь анализировать работу на уроке, высказывать свои мысли. | 1 мин 1 мин 1 мин 1 мин 1 мин 1 мин 1 мин 3 мин 2 мин 8 мин 2 мин 2 мин 1 мин 2 мин 5 мин 5 мин 2 мин 1 мин 1 мин 1 мин | Прозвенел звонок, начинается урок. Чтобы урок пошёл каждому впрок, Активней в работу включайся, дружок. - С каким настроением пришли вы на урок? - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 1. «Свеча». 2. «Ароматный цветок». 1. Самолет взлетает 2. Собака рычит 3. Комар летел и протяжно звенел – Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят:
Составим кластер. -Что нам помогает общаться? -Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова? - Чем отличаются согласные от гласных? - Чем отличаются ударные гласные от безударных? - При помощи чего на письме обозначаются звуки?
Вы верите в чудеса?
– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.
-Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались?
Зоопарк – это чудесное место. Каких только животных здесь нет! Но давайте посмотрим, кто это нас встречает? а) – Что за зверь лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы. б) Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть им в прятки На лугу среди травы. Разлинованы лошадки, Словно школьные тетрадки, Разлинованы лошадки От копыт до головы. -Ребята, назовите первую букву в этих словах. - А какие звуки она обозначает? -О каких буквах и о каких звуках мы будем сегодня говорить? - Чему будете учиться на уроке? -Сформулируйте тему урока. - Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [з] и [з’], узнаем, какие они, научимся различать их друг от друга, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой. -Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и [з’], узнаем, какие они. -Что мы для этого будем делать? Составляем план работы на уроке. 1. Составим характеристику звуков. 2. Познакомимся с новой буквой. 3. Будем читать слоги. 4. Будем читать слова и предложения. - А сейчас отгадайте загадку. Чешуёю не покрыта, И совсем не ядовита. И поймать её нельзя. Что же это за змея? Хвост свисает с неба чей? Это он… - Произнесите слово «змей», выделяя первый звук. - Назовите выделенный звук. - Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный. - Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко? - Проверьте, звук [з] звонкий или глухой? - Итак, что узнали о звуке [з]? - Каким цветом будет обозначен на схеме? - Охарактеризуйте другие звуки, которые встречаются в этом слове. - А теперь отгадайте другую загадку: Когда за грибами Ты в рощу идёшь, Её непременно С собою берёшь. - Произнесите слово корзина. Где спрятался новый звук? - Назовите его. - Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный? - Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый. - Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий? (держатся за горлышко) - Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]? - Каким цветом будет обозначен на схеме? - Охарактеризуйте другие звуки. - Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они. - У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука. - Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и [ з’]. - В нашем зоопарке живут пингвины. У них очень интересные имена. Давайте распределим животных по местам согласно их именам. С мягким звуком [з’] в одну стороны, а с твердым звуком [з] - в другую. - Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’] и не путаете их. - Ребята, а кто из вас сможет показать букву в алфавите, которая обозначает звуки [з] и [з’] и назвать эту букву? - Какая бывает буква З, з? - На что похожа буква з? - Послушайте, что сказал С. Маршак про букву З: На эту букву посмотри. Она совсем как цифра 3. - Итак, что узнали про букву З? Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы всем состроим. Как скажу я слово «три», Все с гримасами замри. Раз, два, три! - Потренируемся в чтении слогов. - Прочитайте слоги со звуком [з]. - Прочитайте слоги со звуком [з’]. - А теперь составьте слова, вставляя пропущенные слоги. -Откройте учебники на стр. 91 и прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом. -Прочитайте текст на стр. 92 Найдите карточки со словами, в которых слышится твердый звук [з] и карточки со словами, в которых слышится мягкий звук [з’]. Зонт Зебра Забор Земляника Заяц Зеркало -Ребята, у вас на столе лежит «колбаска» из пластилина. Вы сейчас должны бите вылепить букву З из пластилина. -Ребята, где мы с вами сегодня побывали? - С какими звуками познакомились на уроке? - Что узнали о звуке [з], о звуке [з’]? - Что узнали о букве З? - Найдите слова с буквой З. - Наш урок заканчивается. Скажем спасибо животным, которые сопровождали нас на протяжении всего урока. - Какое настроение у вас стало теперь? Оцените себя с помощью карточек со знаками «!», «+», «-». - Какое задание было интересным? - О чем расскажете дома родителям? -Что было труднее всего? Легче всего? | Слушают, осмысливают. Работа со смайликами. Учащиеся показывают смайлики, соответствующие их настроению. Слушают, осмысливают. Учащиеся делают глубокий вдох ртом и выдыхают, как будто задувают свечу. Учащиеся делают вдох через нос и, выдыхая говорят «Какой ароматный цветок!» [у-у-у] [р-р-р] [ЗЗЗЗ]. [З, з’ з’ з’ з’]. Один ученик у доски составляет кластер Речь. Из предложений. Из слов. Из звуков. Гласные звуки при произношении не встречают преград, а согласные – встречают. Гласные ударные звуки мы выделяем голосом. При помощи букв.
(Ответы детей.)
В зоопарке. Заяц Зебры Буква З. В слове заяц первый звук [з], в слове зебра первый звук [з’]. Мы будем сегодня говорить о буквах З, з и звуках [з], [з’]. - Мы будем исследовать звуки, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения. Мы думаем, что тема сегодняшнего урока «Звуки [з] и [з’] и буква З, з». Составим план работы. воздушный змей [з] – змей Это [з]. Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] встречается препятствие. Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый. (держатся за горлышко) Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит. Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий. Показывают карточку синего цвета. Звук [м,]-согласный, звонкий, мягкий. Звук [э]-гласный, ударный. Звук [й,]-согласный, звонкий, мягкий. Корзина Новый звук в слове «корзина» находится в середине слова. Это [з’]. Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы. Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий. (держатся за горлышко) Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко. Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий. Показывают карточку зеленого цвета. Звук [к]-согласный, глухой, твердый. Звук [о]-гласный, безударный. Звук [р]-согласный, звонкий, твердый. Звук [и]-гласный, ударный, образует мягкость предыдущего согласного звука. Звук [н]-согласный, звонкий, твердый. Звук [а]-гласный, безударный, образует твердость предыдущего согласного звука. Фамилия: Согласный Имя: [ З ] Отчество: Звонкий Характер: твердый Родители: Голос, Шум | Фамилия: Согласный Имя: [ З’] Отчество: Звонкий Характер: мягкий Родители: Голос, Шум | Используется электронное приложение к «Азбуке». Раздел «Играем вместе». Учащийся находит и показывает букву в алфавите. Буква З, з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная. Версии учеников. Мы узнали, что буква З обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий. Выполняют движения под музыку. За, зо, зу, зы, аз, оз, уз, ыз, из, ез. Зи, зе. Заноза, роза, зола, зубры, зебры, зерно, роза, зима. Учащиеся читают слова и текст. Учащиеся читают текст и продолжают работу в парах Учащиеся находят карточки со словами, в которых слышится твердый звук [з] и слова, в которых слышится мягкий звук [з’]. Лепка буквы из пластилина. В зоопарке. Мы познакомились со звуками [з], [з,]. Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий. Мы узнали, что звук [з] согласный, твердый, звонкий. Буква З, з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная. Учащиеся показывают смайлики с соответствующим настроением. Учащиеся сами оценивают свои действия и знания с помощью знаков«!», «+», «-». Ответы учащихся. | Формирование представлений о звуках. дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам Применяют свои знания на практике дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы со слогами, их чтения. дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы со словами. дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы с текстом. | совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им. Определять цель выполнения заданий на уроке. Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Определять цель выполнения заданий на уроке. Выполнять задания совместно с учителем. Сравнение предметов, нахождение общего и различия. Уметь обмениваться мнением, слушать партнера по коммуникации и учителя.
Уметь выделять существенную информацию.
Выполнять задание совместно с учителем.
Уметь выделять существенную информацию.
Уметь выполнять задания совместно с учителем.
Уметь слушать партнера по коммуникации, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Уметь выделять существенную информацию, различать звуки по твердости, мягкости.
Уметь выполнять задание совместно с учителем.
Уметь слушать партнера по коммуникации, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, слушать партнера.
Уметь самостоятельно оценивать выполненное задание. Уметь самостоятельно выполнять задание и оценивать свою работу.
Уметь обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации, оценивать свою работу.
Уметь обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Коллективная Индивидуально – коллективная Фронтальная Фронтальная Парная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная |