Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, цели"»
СПП с придаточными цели, причины, условия.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
1) сформировать знания учащегося о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия, причины и цели;
2) уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели имеют общее значение обусловленности;
3) развивать речь, внимание, мышление, пунктуационную и орфографическую зоркость;
4) воспитывать интерес к богатству языка и уважение к языку в целом.
Задачи урока:
1) научить находить придаточные условия, причины и цели в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
2) научить ставить к придаточным условия, причины и цели вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, отличать обозначенные виды придаточных от других видов;
3) научить правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений;
4) повторить правило написания гласных в корнях с чередованиями.
1. Фронтальный опрос (придаточные определительные, изъяснительные, времени, места)
2. Запись под диктовку с определением придаточных (расставить знаки и построить схемы)
А. Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.
Б. Настоящего человека всегда тянет туда где трудно.
В. Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься.
Г. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Д. Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.
3. Объяснение нового материала
Вид придаточной части
Значение придаточной части
Вопросы
Союзы
Придаточная условия
указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении.
при каком условии?
если; если..., то...; когда (=если); когда.., то...; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если.
Придаточная причины
раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения.
почему? отчего? по какой причине?
потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что.
Придаточная цели
указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении.
зачем? с какой целью? для чего?
чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.
Примеры:
1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану. (придаточная условия)
2. Посылаю ей все слезы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (придаточная причины)
3. Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек. (придаточная цели)
4. Творческий диктант. Закончите предложения, используя придаточные причины, цели и условия.
Надо было торопиться, так как…
Если у меня не получается что-нибудь, то …
Я пришел в кинотеатр заранее, потому что …
Если хочешь лучше узнать себя, ...
Начало быстро темнеть, потому что …
Он пришел, чтобы …
Когда мама сердится, я ….
5. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.
В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.