kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сравнение слов – названий предметов, действий и признаков, а также слов, выражающих различные чувства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Формировать умение устанавливать отличительные признаки слов, выражающих различные чувства; наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия. Совершенствовать умение ставить вопросы к словам, находить в тексте слова, выражающие различные чувства.

Формировать УУД:

– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);

– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник (познавательные УУД).

Основные понятия:  Слова – названия предметов, действия и признаки, слова, выражающие различные чувства.

Межпредметные связи : Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 79.

– презентация к уроку;

– тетрадь;

Организация пространства:  Фронтальная работа, индивидуальная работа

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

– Что мы сейчас повторили? – Правила поведения на уроке.

– Для чего нам нужно соблюдать эти правила? – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.

II. Актуализация знаний

- Начнем урок с минутки  чистописания. Но прежде чем приступить к написанию, сделаем пальчиковую гимнастику. (гимнастика)

- Открываем стр.

- Сейчас открываем тетради. Записываем число, классная работа

Слайд 2.

 - Ребята, а какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?   (Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новые знания; применяем новые знания) 

-Молодцы.  А сейчас мы продолжаем урок и вспоминаем то, что знаем. Выполним картинный  словарный диктант. В диктанте представлено несколько картинок, обозначающих  словарные слова. Вам необходимо рядом с картинкой написать словарное слово, подчеркнуть опасные места, поставить ударение.

(выполняют)  

III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)

- На какие вопросы отвечали  слова из словарной работы? (кто, что)

- Как называются такие слова? (слова-предметы, имена существительные)

- Какие еще слова мы с вами знаем? (слова-признаки,  слова-действия)

 - На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой, какая, какое, какие)

- На какие вопросы отвечают слова- действия? (что делать,  что сделать, что делал, что делала, что делает, что сделает? Что будет делать?)

 – О каких словах мы говорили на прошлом уроке? (о словах, выражающих различные чувства)

-  Как они называются? (междометия)

- А сейчас выполним упражнение 105, стр.67 (работа выполняется на доске и в тетрадях)

- Допишите в каждый столбик по одному слову.

IV. Открытие нового знания.  Формулирование темы, целей урока

- Итак, все ли слова мы с вами записали? (нет)

- Найдите среди них слова, которые выражают чувства. Какие это слова?  (фу, эх, ух)

 - А сейчас подумайте и скажите, чем мы будем заниматься  сегодня на уроке. Можно использовать слова – помощники.

Продолжите:  Сегодня на уроке мы:

Познакомимся….(с междометиями; со словами, выражающими чувства)

Научимся  находить….(новые слова  междометия)

Попробуем  использовать …(междометия)… в речи.

- Да, сегодня мы поговорим о различиях и сходствах изученных групп слов и сравним их со словами, выражающими чувства.

Слайд 3.

- Можно задать какой - нибудь вопрос к этим словам? (Ни на какой из вопросов слова фу, эх, ух   не отвечают, значит это новая группа слов)

-  Какой сделаем вывод? (к словам, которые выражают чувства, но не называют их, нельзя поставить вопрос)

- Запишите эти слова ниже.

- Составьте устно предложение с одним из записанных междометий (Фу, как не стыдно. Эх, я опять забыл книжку)

ФИЗМИНУТКА

Слайд 4.

- Найдите в представленных отрывках из сказок А.С. Пушкина слова, которые выражают различные чувства.

Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.

*

А ткачиха побледнела:
«Ай!» – и тут же окривела.

*

Царь завыл: «Ох, дети, дети!

Горе мне! попались в сети

Оба наши сокола!»

Слайд 4.

– Какие слова вы нашли? (ах, ай, ох)

-  Из какой сказки первый отрывок?  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

- Как вы думаете, какое чувство  выражает данное междометие? – Ах (недовольство).

– Ай (боль). «Сказка о царе Салтане». 

– Ох (горе). «Сказка о золотом петушке»

- Какой можно сделать вывод?  Какие чувства могут  выражать особые слова – междометия?  (радость, удивление, испуг, неприязнь, разочарование, сожаление и др)

– Сверим наш вывод с авторским.

– Прочитайте на с. 79 после упр. 106 вывод.

– Наш вывод совпадает с авторским?

– Какое же новое знание мы открыли? – Что к словам, выражающим чувства, нельзя задать вопрос.

Слайд 5.

– Ребята, как вы думаете, может ли одно и то же междометие выражать разные чувства? (да)

- Давайте попробуем доказать. Посмотрите  на  предложения с междометием ах и определите, какие чувства выражены с его  помощью.

Слайд 6.

Ах! Какая красота в лесу!               – Восхищение           

Ах, как я боюсь!                              – Страх
Ах, едва стою я на ногах!               - Усталость

- Какой можно сделать еще вывод? (одно и то же междометие может выражать разные чувства)

Запишите одно предложение.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

IV. Применение нового знания

Работа в парах

- А сейчас поработаем в парах. Даны предложения. Соедините стрелками  предложения с подходящими словами - чувствами

Ах, погода стоит прекрасная!                                                                        восхищение

Эх, как здорово бы было покататься на лыжах!                                           небольшая  зависть

Ха-ха, у тебя не получилось!                                                                          насмешка, злоба

Ух! Было тяжело!                                                                                              усталость

Нет-нет! Я завтра не смогу прийти!                                                              отрицание

Игра « Озвучь картинку, используя междометия»  Слайд 7-10.

- Сейчас поиграем в игру «Озвучь картинку, используя междометия».

- Посмотрите на первую иллюстрацию. Из какой она сказки? («Приключения Буратино» Алексей Толстой)

- Озвучьте, пожалуйста,  картинку, используя междометия. (-Ой, какой грязнуля! Ах, какой невоспитанный! )

- Посмотрите на следующую иллюстрации. Узнали, из какой она сказки? («Серебряное копытце» Павел Бажов)  (-Ах, какая красота!)

- Следующая картинка из сказки…. («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин ) (-Ох, смилуйся, государыня рыбка!)

- И последняя иллюстрация  из сказки ….(««Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)  (-Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло).

- Молодцы!

- Итак, попробуем сформулировать определение таких слов, как междометия. Я вам буду называть истинные и ложные высказывания (вспоминаем математику), а вы поднимаете сигнальные карточки: если считаете  истинным  - зеленую, если ложное – красную.

- Междометия обычно «маленькие слова» (да)

- Междометия обозначают предмет (нет)

- Междометия выражают разные чувства (да)

- Междометия чаще стоит в конце предложения (нет)

- Междометия чаще стоит в начале предложения (да)

- Междометия отвечает на вопросы кто, что (нет)

- К междометиям нельзя задать вопрос (да)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Итак, какое новое знание открыли?  ( Что к словам, выражающим чувства, нельзя задать вопрос)

- Можно ли сказать, что цели, которые мы ставили перед собой, выполнили?

- Кому бы вы сегодня сделали комплимент за работу на уроке?

Оцените свою работу на уроке

 - А сейчас посмотрите, к нам в гости пришли друзья, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Они не зря  пришли в конце урока, так как хотят, чтобы вы с их помощью показали, все ли у вас получилось на уроке.

Слайд 12

- Если у вас все получилось, вы все поняли, поднимите картинку с изображением Аха, если считаете, что у вас что-то не получилось, картинку с изображением Оха.

VII. Домашнее задание

«Дидактический материал» упражнение 89, страница 44 – письменно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сравнение слов – названий предметов, действий и признаков, а также слов, выражающих различные чувства". »




Тема: Сравнение слов – названий предметов, действий и признаков, а также слов, выражающих различные чувства.


Цель: Формировать умение устанавливать отличительные признаки слов, выражающих различные чувства; наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия. Совершенствовать умение ставить вопросы к словам, находить в тексте слова, выражающие различные чувства.

Формировать УУД:

– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);

– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник (познавательные УУД).

Основные понятия: Слова – названия предметов, действия и признаки, слова, выражающие различные чувства.

Межпредметные связи : Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 79.

– презентация к уроку;

– тетрадь;

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа


ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

– Что мы сейчас повторили? – Правила поведения на уроке.

– Для чего нам нужно соблюдать эти правила? – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.


II. Актуализация знаний


- Начнем урок с минутки чистописания. Но прежде чем приступить к написанию, сделаем пальчиковую гимнастику. (гимнастика)

- Открываем стр.

- Сейчас открываем тетради. Записываем число, классная работа

Слайд 2.

- Ребята, а какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новые знания; применяем новые знания)

-Молодцы. А сейчас мы продолжаем урок и вспоминаем то, что знаем. Выполним картинный словарный диктант. В диктанте представлено несколько картинок, обозначающих словарные слова. Вам необходимо рядом с картинкой написать словарное слово, подчеркнуть опасные места, поставить ударение.

(выполняют)

III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)

- На какие вопросы отвечали слова из словарной работы? (кто, что)

- Как называются такие слова? (слова-предметы, имена существительные)

- Какие еще слова мы с вами знаем? (слова-признаки, слова-действия)


- На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой, какая, какое, какие)

- На какие вопросы отвечают слова- действия? (что делать, что сделать, что делал, что делала, что делает, что сделает? Что будет делать?)


– О каких словах мы говорили на прошлом уроке? (о словах, выражающих различные чувства)

- Как они называются? (междометия)

- А сейчас выполним упражнение 105, стр.67 (работа выполняется на доске и в тетрадях)

- Допишите в каждый столбик по одному слову.

IV. Открытие нового знания . Формулирование темы, целей урока

- Итак, все ли слова мы с вами записали? (нет)

- Найдите среди них слова, которые выражают чувства. Какие это слова? (фу, эх, ух)


- А сейчас подумайте и скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Можно использовать слова – помощники.

Продолжите: Сегодня на уроке мы:

Познакомимся….(с междометиями; со словами, выражающими чувства)

Научимся находить….(новые слова междометия)

Попробуем использовать …(междометия)… в речи.

- Да, сегодня мы поговорим о различиях и сходствах изученных групп слов и сравним их со словами, выражающими чувства.

Слайд 3.

- Можно задать какой - нибудь вопрос к этим словам? (Ни на какой из вопросов слова фу, эх, ух   не отвечают, значит это новая группа слов)

- Какой сделаем вывод? (к словам, которые выражают чувства, но не называют их, нельзя поставить вопрос)

- Запишите эти слова ниже.

- Составьте устно предложение с одним из записанных междометий (Фу, как не стыдно. Эх, я опять забыл книжку)

ФИЗМИНУТКА

Слайд 4.

- Найдите в представленных отрывках из сказок А.С. Пушкина слова, которые выражают различные чувства.

Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.

***

А ткачиха побледнела:
«Ай!» – и тут же окривела.

***

Царь завыл: «Ох, дети, дети!

Горе мне! попались в сети

Оба наши сокола!»

Слайд 4.


– Какие слова вы нашли? (ах, ай, ох)

- Из какой сказки первый отрывок? «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

- Как вы думаете, какое чувство выражает данное междометие? – Ах (недовольство).

– Ай (боль). «Сказка о царе Салтане». 

– Ох (горе). «Сказка о золотом петушке»



- Какой можно сделать вывод? Какие чувства могут выражать особые слова – междометия? (радость, удивление, испуг, неприязнь, разочарование, сожаление и др)


– Сверим наш вывод с авторским.

– Прочитайте на с. 79 после упр. 106 вывод.

– Наш вывод совпадает с авторским?


– Какое же новое знание мы открыли? – Что к словам, выражающим чувства, нельзя задать вопрос.


Слайд 5.

– Ребята, как вы думаете, может ли одно и то же междометие выражать разные чувства? (да)

- Давайте попробуем доказать. Посмотрите на предложения с междометием ах и определите, какие чувства выражены с его помощью.

Слайд 6.

Ах! Какая красота в лесу! – Восхищение

Ах, как я боюсь! – Страх
Ах, едва стою я на ногах! - Усталость


- Какой можно сделать еще вывод? (одно и то же междометие может выражать разные чувства)


Запишите одно предложение.


ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


IV. Применение нового знания


Работа в парах

- А сейчас поработаем в парах. Даны предложения. Соедините стрелками предложения с подходящими словами - чувствами

Ах, погода стоит прекрасная! восхищение

Эх, как здорово бы было покататься на лыжах! небольшая зависть

Ха-ха, у тебя не получилось! насмешка, злоба

Ух! Было тяжело! усталость

Нет-нет! Я завтра не смогу прийти! отрицание


Игра « Озвучь картинку, используя междометия» Слайд 7-10.


- Сейчас поиграем в игру «Озвучь картинку, используя междометия».

- Посмотрите на первую иллюстрацию. Из какой она сказки? («Приключения Буратино» Алексей Толстой)

- Озвучьте, пожалуйста, картинку, используя междометия. (-Ой, какой грязнуля! Ах, какой невоспитанный! )

- Посмотрите на следующую иллюстрации. Узнали, из какой она сказки? («Серебряное копытце» Павел Бажов) (-Ах, какая красота!)

- Следующая картинка из сказки….. («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин ) (-Ох, смилуйся, государыня рыбка!)

- И последняя иллюстрация из сказки ….(««Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин) (-Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло).


- Молодцы!


- Итак, попробуем сформулировать определение таких слов, как междометия. Я вам буду называть истинные и ложные высказывания (вспоминаем математику), а вы поднимаете сигнальные карточки: если считаете истинным - зеленую, если ложное – красную.

- Междометия обычно «маленькие слова» (да)

- Междометия обозначают предмет (нет)

- Междометия выражают разные чувства (да)

- Междометия чаще стоит в конце предложения (нет)

- Междометия чаще стоит в начале предложения (да)

- Междометия отвечает на вопросы кто, что (нет)

- К междометиям нельзя задать вопрос (да)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке


– Итак, какое новое знание открыли? ( Что к словам, выражающим чувства, нельзя задать вопрос)

- Можно ли сказать, что цели, которые мы ставили перед собой, выполнили?

- Кому бы вы сегодня сделали комплимент за работу на уроке?

Оцените свою работу на уроке

- А сейчас посмотрите, к нам в гости пришли друзья, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Они не зря пришли в конце урока, так как хотят, чтобы вы с их помощью показали, все ли у вас получилось на уроке.

Слайд 12

- Если у вас все получилось, вы все поняли, поднимите картинку с изображением Аха, если считаете, что у вас что-то не получилось, картинку с изображением Оха.


VII. Домашнее задание

«Дидактический материал» упражнение 89, страница 44 – письменно.











































Для парной работы





Ах, погода стоит прекрасная! насмешка, злоба

Эх, как здорово бы было покататься на лыжах! отрицание

Ха-ха, у тебя не получилось! восхищение

Ух! Было тяжело! небольшая зависть

Нет-нет! Я завтра не смогу прийти! усталость







Ах, погода стоит прекрасная! насмешка, злоба

Эх, как здорово бы было покататься на лыжах! отрицание

Ха-ха, у тебя не получилось! восхищение

Ух! Было тяжело! небольшая зависть

Нет-нет! Я завтра не смогу прийти! усталость





Ах, погода стоит прекрасная! насмешка, злоба

Эх, как здорово бы было покататься на лыжах! отрицание

Ха-ха, у тебя не получилось! восхищение

Ух! Было тяжело! небольшая зависть

Нет-нет! Я завтра не смогу прийти! усталость


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Буксман Алевтина Алексеевна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства