Цель: Формировать умение устанавливать отличительные признаки слов, выражающих различные чувства; наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия. Совершенствовать умение ставить вопросы к словам, находить в тексте слова, выражающие различные чувства.
Формировать УУД:
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник (познавательные УУД).
Основные понятия: Слова – названия предметов, действия и признаки, слова, выражающие различные чувства.
Межпредметные связи : Русский язык, литературное чтение.
Ресурсы:
– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 79.
– презентация к уроку;
– тетрадь;
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
– Что мы сейчас повторили? – Правила поведения на уроке.
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила? – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.
II. Актуализация знаний
- Начнем урок с минутки чистописания. Но прежде чем приступить к написанию, сделаем пальчиковую гимнастику. (гимнастика)
- Открываем стр.
- Сейчас открываем тетради. Записываем число, классная работа
Слайд 2.
- Ребята, а какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новые знания; применяем новые знания)
-Молодцы. А сейчас мы продолжаем урок и вспоминаем то, что знаем. Выполним картинный словарный диктант. В диктанте представлено несколько картинок, обозначающих словарные слова. Вам необходимо рядом с картинкой написать словарное слово, подчеркнуть опасные места, поставить ударение.
(выполняют)
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)
- На какие вопросы отвечали слова из словарной работы? (кто, что)
- Как называются такие слова? (слова-предметы, имена существительные)
- Какие еще слова мы с вами знаем? (слова-признаки, слова-действия)
- На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой, какая, какое, какие)
- На какие вопросы отвечают слова- действия? (что делать, что сделать, что делал, что делала, что делает, что сделает? Что будет делать?)
– О каких словах мы говорили на прошлом уроке? (о словах, выражающих различные чувства)
- Как они называются? (междометия)
- А сейчас выполним упражнение 105, стр.67 (работа выполняется на доске и в тетрадях)
- Допишите в каждый столбик по одному слову.
IV. Открытие нового знания. Формулирование темы, целей урока
- Итак, все ли слова мы с вами записали? (нет)
- Найдите среди них слова, которые выражают чувства. Какие это слова? (фу, эх, ух)
- А сейчас подумайте и скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Можно использовать слова – помощники.
Продолжите: Сегодня на уроке мы:
Познакомимся….(с междометиями; со словами, выражающими чувства)
Научимся находить….(новые слова междометия)
Попробуем использовать …(междометия)… в речи.
- Да, сегодня мы поговорим о различиях и сходствах изученных групп слов и сравним их со словами, выражающими чувства.
Слайд 3.
- Можно задать какой - нибудь вопрос к этим словам? (Ни на какой из вопросов слова фу, эх, ух не отвечают, значит это новая группа слов)
- Какой сделаем вывод? (к словам, которые выражают чувства, но не называют их, нельзя поставить вопрос)
- Запишите эти слова ниже.
- Составьте устно предложение с одним из записанных междометий (Фу, как не стыдно. Эх, я опять забыл книжку)
ФИЗМИНУТКА
Слайд 4.
- Найдите в представленных отрывках из сказок А.С. Пушкина слова, которые выражают различные чувства.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
*
А ткачиха побледнела:
«Ай!» – и тут же окривела.
*
Царь завыл: «Ох, дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!»
Слайд 4.
– Какие слова вы нашли? (ах, ай, ох)
- Из какой сказки первый отрывок? «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- Как вы думаете, какое чувство выражает данное междометие? – Ах (недовольство).
– Ай (боль). «Сказка о царе Салтане».
– Ох (горе). «Сказка о золотом петушке»
- Какой можно сделать вывод? Какие чувства могут выражать особые слова – междометия? (радость, удивление, испуг, неприязнь, разочарование, сожаление и др)
– Сверим наш вывод с авторским.
– Прочитайте на с. 79 после упр. 106 вывод.
– Наш вывод совпадает с авторским?
– Какое же новое знание мы открыли? – Что к словам, выражающим чувства, нельзя задать вопрос.
Слайд 5.
– Ребята, как вы думаете, может ли одно и то же междометие выражать разные чувства? (да)
- Давайте попробуем доказать. Посмотрите на предложения с междометием ах и определите, какие чувства выражены с его помощью.
Слайд 6.
Ах! Какая красота в лесу! – Восхищение
Ах, как я боюсь! – Страх
Ах, едва стою я на ногах! - Усталость
- Какой можно сделать еще вывод? (одно и то же междометие может выражать разные чувства)
Запишите одно предложение.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
IV. Применение нового знания
Работа в парах
- А сейчас поработаем в парах. Даны предложения. Соедините стрелками предложения с подходящими словами - чувствами
Ах, погода стоит прекрасная! восхищение
Эх, как здорово бы было покататься на лыжах! небольшая зависть
Ха-ха, у тебя не получилось! насмешка, злоба
Ух! Было тяжело! усталость
Нет-нет! Я завтра не смогу прийти! отрицание
Игра « Озвучь картинку, используя междометия» Слайд 7-10.
- Сейчас поиграем в игру «Озвучь картинку, используя междометия».
- Посмотрите на первую иллюстрацию. Из какой она сказки? («Приключения Буратино» Алексей Толстой)
- Озвучьте, пожалуйста, картинку, используя междометия. (-Ой, какой грязнуля! Ах, какой невоспитанный! )
- Посмотрите на следующую иллюстрации. Узнали, из какой она сказки? («Серебряное копытце» Павел Бажов) (-Ах, какая красота!)
- Следующая картинка из сказки…. («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин ) (-Ох, смилуйся, государыня рыбка!)
- И последняя иллюстрация из сказки ….(««Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин) (-Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло).
- Молодцы!
- Итак, попробуем сформулировать определение таких слов, как междометия. Я вам буду называть истинные и ложные высказывания (вспоминаем математику), а вы поднимаете сигнальные карточки: если считаете истинным - зеленую, если ложное – красную.
- Междометия обычно «маленькие слова» (да)
- Междометия обозначают предмет (нет)
- Междометия выражают разные чувства (да)
- Междометия чаще стоит в конце предложения (нет)
- Междометия чаще стоит в начале предложения (да)
- Междометия отвечает на вопросы кто, что (нет)
- К междометиям нельзя задать вопрос (да)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Итак, какое новое знание открыли? ( Что к словам, выражающим чувства, нельзя задать вопрос)
- Можно ли сказать, что цели, которые мы ставили перед собой, выполнили?
- Кому бы вы сегодня сделали комплимент за работу на уроке?
Оцените свою работу на уроке
- А сейчас посмотрите, к нам в гости пришли друзья, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Они не зря пришли в конце урока, так как хотят, чтобы вы с их помощью показали, все ли у вас получилось на уроке.
Слайд 12
- Если у вас все получилось, вы все поняли, поднимите картинку с изображением Аха, если считаете, что у вас что-то не получилось, картинку с изображением Оха.
VII. Домашнее задание
«Дидактический материал» упражнение 89, страница 44 – письменно.