Конспект урока "Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение" 6 класс.
Конспект урока "Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение" 6 класс.
Тема:Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.
Цели: 1. обручающие: повторить изученный материал о словосочетании и предложении; уметь определять грамматическую основу предложения, находить границы предложений в тексте,
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение" 6 класс. »
Предмет: русский язык
Класс: 6
Урок № 4
Тема:Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.
Цели: 1. обручающие: повторить изученный материал о словосочетании и предложении; уметь определять грамматическую основу предложения, находить границы предложений в тексте,
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сбор тетрадей
3. Повторение «Текст. Типы речи», «Средства связи предложений в тексте»
А)? назовите основные признаки текста?
? Типы речи (на какие вопросы отвечает, о чем говорится, временные отношения в них)
? назовите средства связи предложений в текст
Лексические средства связи предложений в тексте
1.Предложения могут сцепляться при помощи повторения одного и того же слова-лексический повтор.
2.Предложения могут сцепляться при помощи синонимов.
Замените повторяющееся существительное его синонимом
3.Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения.
4.Предложения в тексте могут соединяться при помощи родо-видовых слов.
Б)
Восстановите последовательность предложений
1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький,
взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно
лаяла, припадая на передние лапы.
4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. (3, 2, 4, 1)
4. Новая тема
Повторение темы «Синтаксис»
Беседа по вопросам (с. 6 учебника).
Словосочетание.
1.Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.
Главное слово + зависимое слово.
Смысловая связь, грамматическое значение
Примеры
Предмет и его признак
Желтые листья
Действие и предмет
Стремиться к знаниям
Признак и его степень
По-весеннему свежий
Действие и его признак
Бежать быстро
Грамматическая связь
Примеры
При помощи окончаний
Верная дружба, быстрым шагом
При помощи окончания и предлога
Участвовать в экспедиции
Виды словосочетаний.
Глагольные (главное слово выражено глаголом, причастием и деепричастием)
Выполнить долг, потемневший от загара, улыбаясь смущенно
Именные (главное слово выражено именем существительным, прилагательным, числительным, местоимением)
Кабинет директора, белый от снега, пятый справа, я с тобой
Наречные (главное слово – наречие)
Вдали от дороги, совершенно секретно
Не являются словосочетанием:
1.Подлежащее и сказуемое
2.Предлог со словом
(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль.Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.
Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)
5. Закрепление
А)Стр.6 упр 10 (определить виды (глагольные, именные)словосочетания. Составить и записать с двумя словосочетаниями предложения.
Б)Стр. 6 упр. 12. (письменно)
В) стр.8 упр. 18 (письменно)
6. Домашнее задание
Стр.6 упр.11
7. «Рассыпались»загадки… соберите их в рифму
В руке девочка облачко на стебельке держит (Держит девочка в руке облачко на стебельке (шарик))
Висят от жары шары на ветвях посинели (Висят на ветвях шары, посинели от жары).
Какие сравнения и метафоры лежат в основе «собранных»вами загадок?