Конспект урока русского языка в 5 классе к УМК под ред. Бабайцевой на тему:
« Синтаксис и пунктуация»
Учитель: Городова Светлана Павловна
Цель:1. Вызвать интерес учащихся к изучению темы «Синтаксис и пунктуация»;
2. Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений;
3. Учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
Ход урока.
1. Организационный момент
2.Лингвистическая сказка (слайды 2-5)
- Ребята! Сегодня мы с вами начнем знакомство с такими разделами русского языка, как «Синтаксис» и «Пунктуация». Попробуем разобраться для чего нам необходимо изучение этих разделовю
- Представьте себе, что вы смотрите мультфильм.
Сначала на экран выбежали поодиночке слова С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
- Зачем слова выбежали на экран? Нам понятен их смысл?
-Попробуем распределиться по частям речи ( каким?),№3
- что у нас получилось? Изменилось ли что-нибудь?
-давайте объединим в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.№4
- представьте, что кто-то невидимый начал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.№5
-Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.
И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее:
Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
- запишите это предложение в тетрадь.
- Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация)
Слайд № 6. Сравните предложения.
- Даже эта работа трудна для него.
( Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель)
- Эта работа даже трудна для него.
(Подчеркивается неожиданность трудности)
- Эта работа трудна даже для него.
(речь идет о сильном исполнителе)
Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»
-Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация»
Слайд № 7. Словарная работа.
- Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)
- Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»
3. «Немного отдохнем!»
- проводим зарядку
4. Тренировочные упражнения
-Упр №183
-Упр № 186
Писатель И. С.(Иван Сергеевич) Соколов – Микитов хорошо знал русскую природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах. Наблюдал, как живут деревья, изучал повадки зверей и птиц в пору весеннего цветения и осеннего листопада, в зимнюю стужу и летний зной.
5. работа над понятием «Словосочетание»
-Упр 184
Слайд № 13. подведем итог.
- Запишите предложения, вставляя недостающие слова
- В синтаксисе изучаются словосочетания и … .
- Правильно употреблять знаки препинания учит … .
- Мы начали изучать … и … .
Обратите внимание на ударение в слове начали! Слайд №8
- что вспомнили сегодня на уроке?
-что узнали нового?
-чем понравился урок?
6. Дополнительное задание - тест
Слайд № 14.
Д/З : §13, упр. 184.