kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке продолжаем работу по совершенствованию умения анализировать текст, выявлять и формулировать проблему. Разминка готовит к выполнению части А. Дальше идёт работа с текстами. Первый текст о принципах психологии здоровья по мнению известного врача Н.М. Амосова. Перед работой с текстом небольшая биографическая информация о Н.М. Амосове. После завершения анализа текста о здоровье наступает минута релаксации. Анализу текста Д.С. Лихачёва "Про зависть". Выявляем, формулируем и комментируем проблему; отмечаем позицию автора; подбираем аргументы. Дома учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Окуневская средняя общеобразовательная школа»











Разработка урока

«Проблема в тексте рассуждения. Анализ текста»

(здоровье сберегающие технологии)






Рочева Надежда Фёдоровна,

учитель русского языка и

литературы














Окунев Нос

2014 год

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по заданию части С.


Задачи:

  • совершенствовать умение анализировать текст-рассуждение;

  • научить выявлять и формулировать части сочинения при подготовке к ЕГЭ: проблему, комментарии, позицию автора, аргументы, вывод;

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

  • воспитывать бережное отношение к здоровью.


Оборудование: компьютер, медиапроектор, текст Д.С. Лихачёва «Про зависть» (приложение 1), текст о здоровье (приложение 2), «Толковые словари» Даля и Ожегова.


Ход урока


1.Организационный момент


2. Определение цели урока.

(слайд 1)

- Даны ключевые слова к теме сегодняшнего урока: проблема, рассуждение, анализ. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

Проблема – основной вопрос текста, требующий изучения, разрешения.

Рассуждение – тип текста, имеющий композицию: тезис, аргументы с примерами и доказательствами, вывод.

Анализ – разбор, рассмотрение.

- Тема урока? (Проблема в тексте рассуждение. Анализ текста)

- Цель урока? (подготовка к ЕГЭ)

- На сегодняшнем уроке продолжим совершенствовать умение анализировать текст, выявлять и формулировать проблему. Будем выслушивать мнение друг друга.


3. Повторение изученного.

Разминка (слайды 3 – 7)


4. Работа с текстом.

Слайд (8, 9)

- Перед чтение текста, хочу познакомить вас с Николаем Михайловичем Амосовым. Как вы думаете, кто этот человек?


- Н.М. Амосов родился в крестьянской семье, в деревне Ольхово Вологодской губернии. Его мать была акушеркой. Жили бедно, но мать никогда не принимала на работе подарков и это послужило Николаю примером на всю жизнь. С 12 до 18 лет учился в Череповце, сначала в школе, потом в механическом техникуме. Жил бедно и одиноко.

Осенью 1932 года начал работать в Архангельске, начальником смены рабочих, на электростанции при большом лесопильном заводе-новостройке первой пятилетки. В 1934 году женился на Гале Соболевой и начал учиться в заочном индустриальном институте. В том же году умирает мать. В 1935 поступает в Архангельский медицинский институт, оканчивает его с отличием в 1939. Параллельно учиться в индустриальном институте на заочном отделении и в 1940 получает диплом инженера с отличием. Амосов очень хотел заниматься физиологией, но свободные места в аспирантуре были лишь в хирургии.

Великую Отечественную войну прошёл полевым хирургом, прооперировал более 4000 раненых.

В марте 1953 защитил докторскую диссертацию и возглавил кафедру в Киевском медицинском институте.

В 1960-х – начале 1970-х годов Николай Михайлович, заболев туберкулёзом, лечился в Старокрымском санатории. Полностью излечившись от недуга, организовал в санатории пульмонологическое хирургическое отделение. Неоднократно приезжая на 2-3 месяца в Старый Крым к своим родственникам, Амосов привозил с собой своих учеников и обучал их лечить больных туберкулёзом. Сам неоднократно делал операции как в санатории, так и в Старокрымской городской больнице.

12 декабря 2002 года умер от инфаркта, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

За огромные заслуги перед Украиной Николая Амосова признали «человеком века на Украине».


Чтение текста

Здоровье есть не отсутствие болезней, а способность человека к полному проявлению всех его сущностных сил.

Известный врач Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» высказал пожелания и рекомендации, в которых сформулированы основные принципы психологии здоровья.

В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старения человека и углубления болезней.

Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью её достижения. И очень жаль, но ещё и характером. К сожалению, здоровье, как важная цель встаёт перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.

Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно. К здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – уж точно несчастье.

Только при наличии здоровья человек может быть счастлив, если он делает счастливым другого человека и своей работой на общее благо двигает общественный прогресс.


- С чего начинается текст? (текст начинается с философского определения, что такое здоровье человека).

- Найдите ключевое слово. (ключевое слово – здоровье).

- В какие речевые обороты оно входит? (речевые обороты).

- Назовите, пожалуйста, слова и словосочетания, которые указывают на то, что происходит с человеком, если он не бережёт здоровье.

- Расположите эти слова и словосочетания по мере нарастания. (болезнь, углубление болезни, старение человека, несчастье, смерть).

- Какое изобразительно – выразительное средство заключено в этих словах? (градация)

- Что утверждает автор? Почему человек болеет? Кто виноват в этом? (в своих болезнях виноват сам человек).

- Что нужно для того, чтобы стать здоровым, по мнению доктора Амосова? (для сохранения здоровья нужны собственные усилия человека, постоянные и значимые)

- А ещё от чего зависит здоровье? (здоровье зависит от характера человека)

- Какова основная мысль текста? (здоровье нужно сохранять, поддерживать, беречь)

- Как автор доказывает свою точку зрения? (автор отвергает неправильный взгляд людей на здоровье, вступает в спор с ними. Все слова автора звучат убедительно, чувствуется его оптимистический настрой на то, чтобы довести до сознания читателей этой статьи его личные убеждения о том, как сохранять здоровья на долгие годы.)

- Чему способствует здоровье человека? (здоровье помогает добиться счастья в семье и работе)


5. Минута релаксации.

(слайд 10)

- Занимаем удобное положение, закрываем глаза и слушаем музыку… (Вы тихо идёте по белому мягкому песку, солёный ветер с моря щекочет ваше тело и развевает волосы, впереди прекрасный закат, уходящие лучи солнца светят вам в лицо, а шум тихого прибоя успокаивает и завораживает изнутри..)


6. Работа с текстом.


(слайд 11, 12)


- Дмитрий Сергеевич Лихачёв – советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки.

Он автор более 500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников культурно-исторического наследия России.

Его тексты совершенны в эстетическом и нравственном отношении, помогают решать вопросы в воспитании духовности ребенка.

Имя Лихачёва присвоено малой планете № 2877 (1984).

В 1985 году были написаны «Письма о добром и прекрасном»


1. Словарная работа.

- Обратите внимание на заголовок письма: «Про зависть». Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «зависть», «завидовать»?

- Заглянем в словарь В.И.Даля и Ожегова и найдём значения этих слов.


Зависть (по Далю) – 1) досада по чужому добру или благу;

2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.


Завидовать (по Далю) – 1) досадовать на чужую удачу;

2) болеть чужим здоровьем.


Зависть (по Ожегову) – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.


(Слайд 13)

Высказывания о зависти


1.Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон).

2.Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)

3. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)

4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)

5. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)

6. Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)


– Чему мы завидуем? (Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны

карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по

службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца.

Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре,

талантливым и послушным детям, внимательному мужу.

Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют

учителя.

Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику.

В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность

подружки, внимание одноклассников.

Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего

не хватает для счастья.)


Вывод: зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это ужасное чувство, от которого страдает, прежде всего, тот, кто завидует.


2. Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва.

Про зависть


Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Завидуете – значит не нашли себя.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятнадцатое.


- Назовите тему данного текста. (тема текста отражена в заглавии)

- Определите и сформулируйте проблему текста. Напоминаю, что проблема — это то, что стало объектом раздумий автора, над чем он в основном размышляет, к чему он неоднократно возвращается.

- Запись в тетрадь. (В письме «Про зависть» Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека)

- К какой категории можно отнести проблему? (нравственная)

- Дайте определение проблемы. (важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная)

- Почему, характеризуя проблему, вы выбрали именно эти определения? Запись в тетрадь. (В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)

- Что автор думает по данной проблеме? Попробуйте сформулировать позицию автора, сделайте запись в тетрадь. (Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Автор говорит о том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного «я», чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации)

- Как вы можете аргументировать проблему? Какие литературные произведения можно привести в пример? (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее; «Капитанская дочка»: недовольство у Швабрина против Гринева; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: зависть Грушницкого Печорину; И.С.Тургенев «Отцы и дети»: чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова – пища для зависти Павла Петровича Кирсанова и др.)

- Делая вывод, рассуждаем о том, какое значение имеет для вас прочитанный текст


7. Рефлексия.


- Влияет ли чувство зависти на здоровье человека? Как нужно относиться к своему здоровью?

- С какими трудностями столкнулись при выполнении заданий?

- Что далось легко?


8. Домашнее задание.


- Написать сочинение-рассуждение по тексту «Про зависть», используя материалы урока.


9. Подведение итогов.


- Сегодня на уроке мы продолжили работу по анализу текста, и я надеюсь, что проведённая сегодня работа поможет вам при выполнении заданий по анализу текста – рассуждения на ЕГЭ.

- Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Рочева Надежда Фёдоровна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Парные звонкие и глухие согласные" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-parnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "183464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425885817"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка по теме "Родственные слова",2 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_rodstvennye_slova_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "502495"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552238193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект урока русского языка по теме ": Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieuprazhnieniievopriedielieniirodaiizmienieniiimionsushchiestvitielnykhpochislam"
    ["file_id"] => string(6) "303075"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457422021"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Конспект урока русского языка на тему "Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuuprazhnieniievopriedielieniirodaiizmienieniiimionsushchiestvitielnykhpochislam"
    ["file_id"] => string(6) "303077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457422408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства