6
УРОК
ТЕМА: Парные звонкие и глухие согласные
Ход урока:
Организация начала урока
стоя
- Послушайте песню «Улыбка» (Слайд №1)
- Я тоже хочу подарить вам свою добрую улыбку.
И вы улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Ведь с маленькой удачи начинается большой успех!
Я желаю Вам успехов, умных и интересных мыслей! (Слайд №2)
Актуализация знаний
- Отгадайте загадки.
Запишите по картинкам самостоятельно
Неуклюжий, косолапый,
я держу в передних лапах
мёд - любимейшую снедь,
потому зовусь … (медведь) (Слайд №3)
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход! (карандаш) (щелчок)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать…
Что такое? Я - … (тетрадь) (щелчок)
Весь день домой и на работу
Возить людей его забота.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (автобус) (щелчок)
- Взаимопроверка (появляются слова) (щелчки)
- Встаньте те, кто получил «5».
Вот и первый успех! Молодцы!
- Что общего между этими словами? К какой части речи относятся?
(словарные слова, имена существительные, …)
- Назовите в последнем слове все буквы, обозначающие согласные звуки (втбс) (Слайд №4)
- Что между ними общего? (парные)
- На какие 2 группы их можно разделить? (звонкие и глухие) (щелчок)
- Назовите парные им по звонкости/глухости
(в – ф, д – т, б – п, з – с)
- Все ли парные согласные мы назвали? Назовите недостающие пары
Встаньте!
- Хором еще раз повторим все парные согласные (Слайд №5)
- С какой целью мы запоминаем парные согласные? (парные согласные на конце слова оглушаются, их надо проверять)
- Вернемся к словарным словам. Что еще между ними общего? (парные согласные на конце слова)
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Парные согласные на конце слова) (щелчок)
Постановка проблемы и открытие новых знаний
- Прочитайте слова (щелчок)
Назовите выделенные буквы. Скажите, какие звуки они обозначают?
алмаз, берег, улыбка, морковь
(алмаз – буква З обозначает звук с, …)
- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?
(лишнее слово улыбка – парная согласная в середине слова, в остальных словах – парная согласная на конце)
- Уточните тему урока (Парные согласные на конце и в середине слова) (щелчок)
- Назовите слова с парной согласной на конце слова.
Запишите их, подбирая проверочные слова. Орфограмму обозначьте.
- Как обозначается орфограмма «Парная согласная»?
Если забыли, где можем узнать? (в учебнике, с. 138)
алмаз – алмазы
…
- Почему эти слова являются проверочными? (после парной согласной стоит гласная)
- Как же проверить слова с парной согласной на конце? (Слайд №6)
- Нужно ли проверять парную согласную в слове улыбка? Почему? (оглушается)
Почему происходит оглушение? Перед каким звуком стоит б? (перед глухим согласным)
- Как вы думаете, можно ли наше правило использовать для того, проверить правописание согласных букв в середине слова? Докажите.
улыбка – улыбочка
- Сформулируйте правило для слов с парной согласной в середине (щелчок)
- Попробуйте объединить эти 2 правила в одно.
(чтобы проверить слова с парной согласной на конце и в середине слова, нужно так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный) (щелчок)
(Слайд №7)
Парные согласные –
Самые опасные!
Ты, дружок, их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Физминутка
- Поиграем.
Если услышите слово с парным согласным на конце – присесть, если в середине – встать и хлопнуть в ладоши.
Пароход, подружка, город, сапог, тетрадка, багаж, двор*, сосед, лягушка, сюрприз, сапожки, слон*.
- Молодцы! Второй раз вы не попали в «ловушку». И это тоже успех!
Закрепление изученного
- Рассмотрите слова (Слайд №8)
Какое задание мы должны выполнить?
- Вставьте пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова
яго . ка сторо . ка
расска . лягу . ка
детекти . салфе . ка
берё . ка зага . ка
шторка!
- работа в группах (карточки)
- Вы знаете правила работы в группе?
Выберите капитана. Распределите обязанности: кто будет читать предложение, кто – исправлять ошибки, кто – защищать работу группы, т.е. объяснять правописание слов. Работайте дружно!
- Нужно найти и исправить ошибки в тексте. Подготовьтесь доказать свой ответ.
Алина и Аделина – подрушки. Алина любит читать книшки. Она читает скаски, загатки.
Аделина приехала в горот Салавад из Уфы. У Аделины на даче красивый прут.
Летом девочки ходят на лук за ягодами.
- Итак, приготовьтесь защитить свою работу (Слайд №9)
(от каждой группы капитан объясняет по одному предложению)
Дополнительно
- Составьте и запишите предложение (ИД - 1)
Под, ёж, берёзкой, на, устроил, пригорке, норку
Под берёзкой на пригорке ёж устроил норку.
- Найдите слова по теме сегодняшнего урока. Орфограмму подчеркните.
Итог урока
- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока (парные согласные)
- Что нового узнали? (парные согласные в середине слова проверяем так же, как и в конце слова)
- Как же проверить парные согласные на конце и в середине слова?
Тест (на листах) (Слайд №10-12)
- Обведите букву правильного ответа
1. Найди строчку, в которой все согласные парные
А) л, м, н, р
У) г, к, б, п
М) х, ц, ч, щ
К) ж, ш, а, з
2. Найди слово с парным согласным на конце слова
К) двор
Л) гром
М) труд
Н) слон
3. Подбери проверочные слова. Найди слово с парным согласным б
Н) оши . ка
Е) скре . ка
Т) кно . ка
О) ре . ка
4. Найди слово, которое не требует проверки
А) пирог
И) круги
У) овраг
Е) флаг
5. Какое из данных слов будет проверочным для слова город?
А) пригород
Ц) города
Н) городской
И) городки
6. Найди лишнее слово
О) труд
У) клад
А) мост
И) народ
- Прочитайте только те буквы, которые вы обвели. Что получилось? (Умница)
- Вот и еще один успех! Поздравляю вас. Поднимите правую руку, опустите на голову. Погладьте себя и скажите: «Молодец!»
- Кто доволен своей работой?
- Кто был сегодня лучшим помощником?
- Какие трудности остались?
Д/з придумать и записать в 2 столбика по 4 слова с парным согласным на конце слова и в середине слова
Алина и Аделина – подрушки. Алина любит читать книшки. Она читает скаски, загатки.
Аделина приехала в горот Салавад из Уфы. У Аделины на даче красивый прут.
Летом девочки ходят на лук за ягодами.