kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме ": Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России» с использованием интерактивной доски.

В данном  уроке  можно увидеть:

-   использование инновационных технологий в учебном процессе:

здоровьесберегающие технологии, ИКТ;

-   систему приемов, обеспечивающих организацию учения: целеполагание, планирование, рефлексию;

-   использование разных форм и методов организации учебной деятельности;

-   приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

-    использование методов педагогики сотрудничества через  работу в парах и диалоговую формы работы;

-   интегрирование программы «Здоровье» по разделу «Питание»

Тема урока: Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

 Тип урока:  Закрепление пройденного.                                                                                          

Цели урока: : совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи, для развития орфографической зоркости, для расширения лексического запаса  учащихся, для воспитания  ответственного отношения их к организации своего питания.

 Уровни усвоения материала, направленные на достижение воспитательной цели урока

 Представление:  Формировать представление у обучающихся о полезных и вредных продуктах.

Отношение:  Формировать у них  позитивное отношение к полезным продуктам. Способы поведения: Прививать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты.

Оборудование:  

  Компьютер, интерактивная доска, проектор, электронный маркер.

 Литература:

Н.И Дереклеева  «Двигательные игры, тренинги и уроки   здоровья».  Москва «Вико» 2007, (Мастерская учителя)

В.Н.Касаткин «Здоровье» Учебно – методическое пособие для учителе 1 – 11 классов. Москва 2003

Л.А. Обухова «135 уроков здоровья или школа докторов природы».                                          Москва «Вико» 2007, (Мастерская учителя)

Д.Н. Ушаков  «Орфографический словарь».  Москва «Просвещение»

Методические рекомендации для учителя. М: «Баласс» «С - ИНФО»

«Разговор о правильном питании».  Москва «Нестле Фуд»  2003

Интернет ресурсы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме ": Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам"»

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России» с использованием интерактивной доски.

В данном уроке можно увидеть:

- использование инновационных технологий в учебном процессе:

здоровьесберегающие технологии, ИКТ;

- систему приемов, обеспечивающих организацию учения: целеполагание, планирование, рефлексию;

- использование разных форм и методов организации учебной деятельности;

- приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

- использование методов педагогики сотрудничества через работу в парах и диалоговую формы работы;

- интегрирование программы «Здоровье» по разделу «Питание»

Тема урока: Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Тип урока: Закрепление пройденного.

Цели урока: : совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи, для развития орфографической зоркости, для расширения лексического запаса учащихся, для воспитания ответственного отношения их к организации своего питания.

Уровни усвоения материала, направленные на достижение воспитательной цели урока

Представление: Формировать представление у обучающихся о полезных и вредных продуктах.

Отношение: Формировать у них позитивное отношение к полезным продуктам. Способы поведения: Прививать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, проектор, электронный маркер.

Литература:

Н.И Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». Москва «Вико» 2007, (Мастерская учителя)

В.Н.Касаткин «Здоровье» Учебно – методическое пособие для учителе 1 – 11 классов. Москва 2003

Л.А. Обухова «135 уроков здоровья или школа докторов природы». Москва «Вико» 2007, (Мастерская учителя)

Д.Н. Ушаков «Орфографический словарь». Москва «Просвещение»

Методические рекомендации для учителя. М: «Баласс» «С - ИНФО»

«Разговор о правильном питании». Москва «Нестле Фуд» 2003

Интернет ресурсы.

































Тема урока: Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Форма урока: урок-тренинг

Цель: совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.

Задачи:

– содействовать совершенствованию умения распознавать род, изменять существительные по числам,; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся;

– развивать  мыслительную и творческую деятельность; обогащать  словарный запас, развивать связную речь;

- формировать представление у обучающихся о полезных и вредных продуктах, прививать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты.

Оборудование: Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха», смайлики для рефлексии.


Ход урока


I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок .

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.


- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Надеюсь, что урок принесёт вам радость общения друг с другом.

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)

II. Целеполагание

Запись числа.

-Откройте тетради и запишите число.


–Отгадайте загадку

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).


2.Музыкальный диктант. (Звучит «Песенка об овощах»)

-Прослушай песню и скажи, о чём она? Какие овощи упоминаются в этой песне?

Капуста, картошка, морковка, горох, петрушка, свёкла.

 - Что  объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?

 - Все эти слова – имена существительные.

- Какой темой можно объединить эти слова?

 - Какое слово лишнее? Почему?

- На какие 3 группы можно распределить все имена существительные

 - Мужской, женский, средний род.

  - Сформулируйте тему урока.

–Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род им. существительных, а так же поговорим о продуктах, которые наиболее полезны для детского организма, а какие продукты питания лучше всего не употреблять в пищу, и почему.

III. Повторение и закрепление

1. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы пропишем соединение буквы о

ОГ, ПО,

2. Повторение знаний об имени существительном.

- Работу начнем с повторения того, что вы знаете об имени существительном.

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Имена существительные изменяются по числам?(да)

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными?(да)

Имена существительные изменяются по родам?(нет)

Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными? (Да!)

3. Словарный диктант

- Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и запишите отгадки в тетради, подчеркнув в них непроверяемые орфограммы.

Записывайте слова в 2 столбика. Что полезно для человека – в один столбик, что вредно – во 2 столбик.

(Презентация : иллюстрации- картинки – отгадки)

1) Как надели сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

2) Пришла Таня в жёлтом сарафане,
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать. (Лук)

3) Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросла. (Свёкла)

4) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)

5) Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

7) Похожа на лампочку,
Только не светит.
Вкусна, словно мёд,
От всех болезней лечит. (Груша)

8) Оранжевый, сладкий
И круглый, как мячик.
На стол новогодний,
Душистый прискачет. (Апельсин)

9) Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат)

10) Раздаётся хруст с утра,
Ем картофель в пачке я.
Вкусный запах: сыр с сметаной
И бекон с икрою красной. (Чипсы)

11) Без окон, без дверей 
Полна горница людей. (Огурец)

12) Вкусная, душистая,
В золотой бумажке,
Сладкая, медовая,
С чаем пей вкусняшку. (Конфетка)

13) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

14) Ем его всегда в жару,
В летний тёплый день.
Тает быстро лёд во рту.
Ты не заболей! (Мороженое)


- Назовите, что среди них полезно для человека? (Все овощи, фрукты) Овощи и фрукты помогают быть здоровыми и бодрыми . Они богаты витаминами Открыл витамины русский доктор Н.И.Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт , который предложил назвать их «витаминами»- от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

- Что вредно? (Чипсы, конфета, мороженое)

- Слова какой части речи вы написали в первый столбик? (Имена существительные). Слова 2-ого столбика рассматривать не будем, т.к. они обозначают то, что вредно для человека.

- Как вы узнали? (Отвечают на вопрос что? обозначают предмет)

-Определите род этих существительных. Но сначала вспомним:   

-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

Женский род - запомню я 
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

4.Проверка (слайды)

- Какие же 3 группы имён существительных вы выделили?

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОН. (Это лук, апельсин, огурец, гранат).

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНА: капуста, свёкла, репа, редиска, груша.

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНО: яблоко

IV. Физкультминутка

У дороги яблоня стоит, (потянулись, руки вверх)

А на ветке яблочко висит. (поднялись на цыпочки)

Сильно ветку я потряс- (руки вниз, потрясли)

Вот уж яблочко у нас. (вытянули руки вперед)

В сладко яблочко вопьюсь, (поднесли руки ко рту)

Ах, какой приятный вкус! (покачали головой)


В древние времена люди говорили, что если съедать по яблоку в день, то не понадобится вызывать врача. На Кавказе можно услышать пословицу: "Если каждый день ты будешь съедать по одному яблоку, врач никогда не узнает порог твоего дома".

Яблоком рекомендуется завершать любой прием пищи: это полезно для зубов.

V. Упражнения в определении рода и числа имен существительных

1. Беседа о витаминах.

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Сейчас в зимнее время года люди часто страдают от простудных заболеваний? От каких? (Гриппа, ОРЗ – остро-респираторных заболеваний).

- А что надо сделать, чтобы укрепить свой организм? (Надо заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, ягоды)

- А зачем надо кушать овощи, фрукты, ягоды? (В них много витаминов)


2.     Вставьте нужное по смыслу слово.

Ягоды  очень ………. В них много …….. . На зиму ягоды ……., …………., варят ……. . Ягоды - источник витаминов.

Слова для справок: полезны, витаминов, сушат, замораживают, варенье.


-Какие ягоды вы любите?

- Запишите текст в тетрадь. Выполните звуко-буквенный разбор слова ягоды


3. - Прочитайте несколько советов, найдите существительные названия продуктов в единственном и множественном числе. (устно)

--Определите род этих им. существительных

-А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число)


Постоянно нужно есть

Для здоровья вашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Всем без исключения –

В этом нет сомнения.


4.- Вот какие полезные овощи, ягоды и фрукты. Про них даже пословицы придумали.

«Т.жёлую б.лезнь х.рошая пищ.  лечит.»

З а д а н и е:

1.     Как вы понимаете эту пословицу?

2.     Перепишите эту пословицу в свою тетрадь, объясните пропущенные орфограммы.

3. Существительное болезнь разберите как часть речи.

Физминутка «Полезно - неполезно».

Если называю полезный продукт , то стоим на месте, если не полезный, то приседаем.

Яблоко, чипсы, апельсин, кока-кола, мороженое, банан, огурец, лимонад, сок.

VI. Игра – сказка

-Ребята, вам пришло письмо от сказочного друга Карлсона. Послушайте:

« Здравствуйте, рибята! Я пишу вам из бальницы. У меня ухудшилось здаровье, болит галова. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обет: торт с лимонадом, чипсы, воренье, кока-колу. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здороф».

- Ребята, от чего же у Карлсона так ухудшилось здоровье?( потому что он не правильно питался). Мы конечно ему поможем, Что вы заметили в письме? ( написано с ошибками)

- Сначала давайте исправим ошибки в письме Карлсона, так как он в русском языке не силен, найдем имена существительные, определим род.

-Мы постараемся помочь Карлсону в выборе продуктов питания. Что бы вы еще добавили в меню для Карлсона? Предложите.

VII. Давайте запишем с комментированием, может нам тоже пригодится.

Овощи, фрукты, молоко, мясо, сок, кефир, хлеб, яйца, рыба…

- Слова, какой части речи мы записали? (существительные)

- Почему вы так думаете? (они отвечают на вопрос ЧТО?)

- Укажите род. Как мы определяем род имени существительного?

- Ребята, а может, мы зря это сделали? Посмотрите, сколько продуктов выбросили в корзину.

(дети объясняют, почему они так поступили)


VIII. Итог урока (Рефлексия)

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

- Что бы вы взяли для себя с этого урока?

-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Всем большое спасибо!

IX. Домашнее задание

- Сегодня я приготовила для вас сюрприз.

Я предлагаю задание на выбор.

1. стр.51, упр. 5

2. Составить кроссворд. Для кроссворда возьмите названия полезных продуктов. Самый интересный кроссворд мы предложим отгадать 3а классу.


Урок завершен, до встречи на следующем уроке.

Вывод урока. (Дети читают строчки (плакат на доске).

1.Ешьте больше витаминов –
Сочных яблок, апельсинов.
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
Всем режим необходим,
Хоть детьми он не любим!

2.Чтобы быть здоровым, сильным,
Надо овощи любить,
Кушать фрукты ежедневно,
Сок фруктовый чаще пить.
И тогда про докторов 
Ты забудешь: “Будь здоров!”.



























8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Костив Людмила Васильевна

Дата: 08.03.2016

Номер свидетельства: 303075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Конспект урока русского языка на тему "Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuuprazhnieniievopriedielieniirodaiizmienieniiimionsushchiestvitielnykhpochislam"
    ["file_id"] => string(6) "303077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457422408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "179776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059023"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokaporusskomuiazykutrisklonieniiaimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "271514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451565870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Винительный и родительный падежи" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-vinitiel-nyi-i-roditiel-nyi-padiezhi"
    ["file_id"] => string(6) "130806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415990489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства