Тема | Родственные слова |
Класс | 2 |
УМК | «Школа России», учебник «Русский язык.2 класс» Канакина В.П. ,Горецкий В.Г. |
Место урока в ТП | 1 урок по теме «Однокоренные слова» |
Цель | Формирование умения распознавать родственные слова |
Задачи | Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; Учить находить родственные слова среди предложенных, подбирать и образовывать родственные слова Учить отличать родственные слова от слов- антонимов, синонимов, а также схожих по звучанию неродственных слов Обеспечить условия для здоровьесберегающего обучения(используется технология Базарного) |
Планируемые результаты | Предметные: Уч-ся научатся давать определение понятию «родственные слова» , доказывать, являются ли слова родственными Метапредметные (УУД): Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и оценку своей деятельности Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем |
Тип урока | Урок освоения новых знаний |
Оборудование | Ноутбук с мультимедийным проектором для презентации,электронное приложение к учебнику, слова на карточках для стенок, карточки с парами слов для держателей, картинки в конвертах для образования пар, картинки на цветном фоне для подвесок, карточки для парной работы, на доске - таблички для схемы, этапы урока, солнышко с тучками для рефлексии. |
Этапы урока, время | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Примечания, УУД |
Орг. момент | Приветствие Число. Классная работа Сообщение дежурного (день недели, куда записываем д/з) | 1. Создание эмоционального настроя 2. Формирование умения правильного ведения ученического дневника |
Домашнее задание. | С.60 упр.83. - Найдите д/з. Прочитайте. Что требуется сделать? Все ли задания понятны? | 1. Работа над смысловым чтением П 2. Зарождение проблемы: ( не знаем, что такое «родственные слова», не умеем находить в них общую часть П |
Формулирование темы и целей урока | - Какова тема нашего занятия? (Родственные слова) - Каковы цели урока? Что должны узнать, чему научиться? - Расположите наши действия в нужной последовательности: | Мотивация к учебной деятельности Зрительная фиксация нового понятия Родственные слова Целеполагание Р Планирование (зрительная фиксация+ работа над деформированным планом)Р |
Актуализация знаний | На стенках слова: зимний, снег, холод, жара, зимушка, мороз, январь, зимовать - Вспомним, какие бывают слова. (антонимы и синонимы) - Что такое синонимы? антонимы? -Найдите среди слов слова синонимы, слова-антонимы. 2. - Как вы понимаете слово «родственные»? Кого мы считаем родственниками? - Есть ли родственники среди нас? - Есть ли родственники среди животных? | Синтез П Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К |
Физминутка | 3. Игра «Найди пару» по голосу ( у детей в конвертах картинки с животными. Дети должны достать картинку, не называя животного, изобразить его голосом. По голосу найти свою пару: петух – курица, корова – телёнок, кошка – котёнок, коза – козлёнок) Упражнения в парах | Снятие напряжения Смена рабочих поз |
Создание проблемной ситуации | - В русском языке тоже есть слова-«родственники» или «родственные». Попробуйте найти родственников слова «зима». Почему так считаете? Посоветуйтесь в парах | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания П Аргументация своего мнения и позиции К |
Объяснение нового материала | Узнаем, какие слова называются родственными Работа с диском + запись в тетрадях Брат, братик, братишка - Можно ли сказать, что эти слова близки по смыслу? - Есть ли в них общая(одинаковая часть)? Мама, мамуля, мамочка (анализ аналогично) Вывод: Родственные слова – это слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть | Фиксация нового знания в виде простейшей схемы: Родственные слова слова Близкие по смыслу Общая часть Анализ, обобщение П |
8.Первичное закрепление с проговариванием вслух | Учимся находить родственные слова - Вернёмся к словам на стенках. Какие же слова родственные для слова зима? Почему? Слова на держателях: Стол-столбы Коза- стрекоза Лётчик - летать Пень- пенка Азбука- алфавит Берёза – подберёзовик Конь- конец Дорога – подорожник Курица-цыплёнок Если слова являются родственными, встаньте, если нет присядьте. Работа в парах: Учимся подбирать родственные слова Заполните таблицу, подобрав родственные слова к слову «рыба» ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ | СЛОВО | Ловить рыбу | | Рыбная ловля | | Человек, занимающийся рыбной ловлей | | Мелкая рыба | | | Подведение под понятие П Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения на основе создания активной сенсорно-моторной развивающей среды, работа в режиме движения наглядного учебного материала Закрепление нового материала совмещено с физминуткой Достижение договорённости и согласование общего решения К |
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Упр.80 Задание №1 + Выдели общую часть знаком Самопроверка Самооценка ( оцениваем правильность выполнения задания + аккуратность работы) | Волевая саморегуляция Р |
10.Включение в систему знаний и повторение, проверка усвоения нового Контроль за результатом учебной деятельности учащихся | Учимся образовывать родственные слова Работа в группах у крестовин Задания на красных карточках: (на картинках: гриб, лес) лес гриб Учитель показывает: □+ок □+ник □+н+ой, дети образуют слова(грибок, лесок, грибник, лесник, грибной, лесной) 2 Задания на жёлтых карточках: (картинки: дом, лист) листт дом □+ик □+ов+ой 3. Задания на синих карточках: (тигр,слон) слон тигр □+ёнок □+ят+а 4.Задания на зелёных карточках: (слова: сад, груз) груз сад По+□+к+а Проверим, как усвоили новую тему Тест Близкие по смыслу Близкие по смыслу и имеющие общую часть Противоположные по смыслу Враг Товарищ Подруга Враг Товарищ Подруга Враг Товарищ Подруга Если вы правильно ответили на 2 первых вопроса, вы поняли тему сегодняшнего урока, если вы ответили на все вопросы, значит вы были внимательны и на предыдущих уроках. | Пропедевтика темы « Состав слова. Словообразование» Преобразование знаковых моделей в словесные П (игра «Грамматическая арифметика» Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения на основе создания активной сенсорно-моторной развивающей среды Работа в режиме движения наглядного учебного материала Самооценка на основе критериев успешности Л Адекватное понимание причин успеха/неуспеха Л |
11. Рефлексия урока | Подведём итоги нашего урока. Выберите и продолжите фразу. | Контроль и оценка процессов и результатов деятельности П Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К Эмоционально окрашенный конец урока – Фразы написаны на тучках, дети снимают тучки по одной, за тучками появляется солнышко |