Конспект урока русского языка "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
Конспект урока русского языка "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Цель:
вырабатывать у учащихся умения и навыки определения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при однородных членах; учить составлять предложения с однородными членами;
развивать логическое мышление, память, внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, каллиграфические навыки;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать коммуникативные умения и интерес к предмету.
Оборудование: рисунки рыбок; разноуровневые задания на карточках – рыбах; домашнее задание на карточках – рыбах; ребусы; фишки- рыбки.
Тип: урок – закрепления знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические, анализа и синтеза.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Урок проводился в 4 классе в нетрадиционной форме - игра "Рыбалка". На уроке у учащихся вырабатывается умения и навыки определения однородных членов предложения, формируется умения расставлять знаки препинания при однородных членов. На уроке, так же идет развитие познавательных способностей учащихся. Это видно из этапа "Постановка целей и актуализация знаний", письмо по памяти. На этапе минутки чистописания учитываются возрастные особенности учащихся. Формируются умения работать в группах, в парах и самостоятельно. Очень интересно проходит работа в группах со стихотворением, где нужно восстановить порядок в цветовой гамме. Самостоятельная работа проходит по уровням. 1 уровень - оценивается на "3", 2 уровень - на "4", 3 уровень - на "5". Оценивание на данном этапе урока проходит самостоятельно по критериям (критерии составлены до данного урока). Домашнее задание дано так же по уровням. Урок имеет большое воспитательное значение - привитие любви и бережного отношения к природе. На уроке учащиеся получают интересные сведения о рыбах. Прослеживается межпредметная связь с математикой, литературой, познанием мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" »
Урок русского языка в 4 классе
Луценко Екатерина Васильевна
средняя школа №12 г. Актобе
Специальность: учитель начальных классов
Категория: первая
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Цель:
вырабатывать у учащихся умения и навыки определения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при однородных членах; учить составлять предложения с однородными членами;
развивать логическое мышление, память, внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, каллиграфические навыки;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать коммуникативные умения и интерес к предмету.
Оборудование: рисунки рыбок; разноуровневые задания на карточках – рыбах; домашнее задание на карточках – рыбах; ребусы; фишки- рыбки.
Тип: урок – закрепления знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические, анализа и синтеза.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ход урока: 1. Организация начала урока. Постановка цели. Активизация знаний.
- Сегодня на уроке мы повторим тему: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», будем учиться составлять предложения и расставлять знаки препинания при однородных членах.
- За окном светит яркое солнышко. Уже наступила весна. Сегодня урок мы проведем на берегу реки с удочкой в руках.
Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок.
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймленная кустами
Молодых ракит.
Разноцветными огнями
Реченька блестит. И.С.Никитин
- А какие из перечисленных в скобках слова наиболее существенны для понятий «река», «игра»? – ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППАХ
РЕКА ( берег, рыба, тина, вода) - запись на доске
ИГРА ( карты, игроки, фишки, наказания, правила)
- Для понятия «река» наиболее существенными являются слова БЕРЕГ, ВОДА, а для понятия «игра» - ИГРОКИ, ПРАВИЛА
- В нашей игре «Рыбалке» тоже существуют правила- за каждый правильный ответ вы получите рыбку-фишку.
2 Минутка чистописания
- Посмотрите, как ярко светит солнышко, появляются подснежники, зеленеет травка, деревья покрываются листвой.
- Пока мы писали, на удочку попала рыба. Это осетр- царская рыба, находится под защитой государства. В нашей стране осетр обитает в низовьях реки Урал. Его истребляют в погоне за черной икрой, поэтому его становится все меньше и меньше. Наверно лучше будет, если мы его отпустим на волю, для этого мы должны вспомнить правила:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Как соединяются однородные члены предложения?
- Когда между ними ставится запятая?
РАБОТА В ГРУППАХ
-Итак, рыба на свободе и, если вы расставите правильно строки стихотворения (строки - перемешаны), то узнаете, с какой просьбой обращается к нам поэт Евгений Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(на доске – цветовая гамма: 1 строка – красного цвета, вторая – оранжевого, третья – желтого, четвертая – зеленого. Группа, которая первой справилась с заданием, получает фишки)
- Запишите это стихотворение. Найдите однородные члены предложения, начертите схему однородных членов предложения. Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа по шпаргалке (на доске), на полях поставьте оценку. Поднимите руки те, кто начертил первую схему правильно. Вторую схему правильно. (раздать фишки за 2 схемы)
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
- Смотрите, мы поймали еще одну рыбку. Это щука. Щука – сильная хищная рыба. В длину она может достигать до 1,5 м; охотиться щука может не только на рыбу, но и на мелких водоплавающих птиц. У нее для нас задание - с.233 № 597.
- Что нужно сделать в упражнении? Прочитаем весь текст. Выпишем третье предложение. Начертите схему однородных членов предложения - РАБОТА У ДОСКИ
Весна сулит человеку радость, веселье, тепло, но приносит и новые заботы.
4. Физминутка (вдохните глубоко – выдохнете порциями)
РАБОТА В ГРУППАХ
-На удочку поймали сазана. Сазан может достигать до 1 метра в длину и весом до 20 кг, А жить он может до 30 лет. Сазан нам принес загадки:
Кудри в воду опустила
И о чем – то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ИВА)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (ЩУКА)
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (СОМ)
- Отгадайте загадки. Найдите лишнее слово (ИВА). Почему? (дерево)
Запишите загадку об иве. Начертите схему однородных членов предложения - САМОСТОЯТЕЛЬНО
( проверка самостоятельно - схемы на доске )
-Поднимите руки те, кто правильно начертил схемы (раздать фишки)
- Объясните постановку запятых.
РАБОТА ПО УРОВНЯМ
-Ребята, посмотрите, к нашей удочке подошел целый косяк рыб. На всех рыбах разноуровневые задания. Выполните то, задание, которое вам по силам:
1 уровень
Спиши, расставив знаки препинания.
Плавают утки в пруду ныряют из тины корм достают. Носом воду процедят а корм во рту оставят. В воде утки едят отдыхают и купаются. Перья у них не мокнут. Они их жиром смазывают.
2 уровень
Используя данные слова, составь рассказ. В предложения включи однородные члены.
Выделенные слова замени однородными членами предложения: На рыбалку ребята взяли с собой снасти. По озеру плавали птицы. Над водой кружились насекомые.
(самопроверка)
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
-День близится к вечеру. Пришло время разводить костер, хвалиться уловом и варить душистую уху. Разведите костры у себя в тетрадях: запишите стихотворение по памяти. Начертите схему однородных членов предложения – САМОСТОЯТЕЛЬНО
Проводится взаимопроверка по доске:
Мы взрослые и дети
Перед природой в ответе!
Будем беречь природу:
Землю, лес, поля и воду!
- Не забывайте, что мы в ответе за природу! Почему нельзя ловить рыбу сетями? (потому – что истребляется много рыбы, гораздо больше, чем необходимо человеку. Некоторые виды рыб исчезают .)
- Верните тетради, поднимите руки те, кто правильно начертил схемы (раздать фишки)
5. Домашнее задание – на рыбах
На оценку «4»- упр. 605, с 236
На оценку «5»- подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения с однородными членами, записать, начертить схему однородных членов.
6. РЕФЛЕКСИЯ
- Подсчитайте улов. Побеждает тот рыбак, у кого больше рыбок. Оценки поставлю по индивидуальным карточкам – по уровням- выполним работу над ошибками.
- Какую тему мы повторили?
Какие члены предложения называют однородными?
- Поднимите цветочки красного цвета, если вы испытывали трудности на уроке;
Цветы желтого цвета, если вам нужно еще поработать над этой темой;
Цветы зеленого цвета, если вам было все понятно и интересно.