4. Записать текст под диктовку. Определить вид глаголов.
Из-за лесной гористой кромки выплыл багровый контур солнца. Посветлел, сбросил пелену тумана и раскалился. Щедрые потоки тепла и света хлынули в дремлющую тайгу. Нити солнечных лучей пронизали тонкую хвою лиственниц. Туман заколебался и растаял. : , .
(По Т. Дремовой.)
5. Списать, выбирая из заключенных в скобки глаголов подходящий по смыслу. Объяснить свой выбор.
■ В гестапо (привели, приводили) девочку. Фашистский офицер (приготовился, приготавливался) к допросу. (Клал, положил) револьвер па стол, (потягивался, потянулся) за сигаретами, а юная разведчица, схватив со стола револьвер, (выстреливала, выстрелила) в него и (выпрыгивала, выпрыгнула) в окно.
(Из журнала.)
IV. Систематизация и обобщение.
1. Какие виды имеет глагол? 2. Как связаны категории вида и времени?