Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "В мире слов".»
МБОУ Егорлыкская СОШ № 1
Урок –практикум
«Подготовка к ЕГЭ
(Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке союзов)»
Разработала
Пинчук Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Егорлыкская СОШ № 1
2015 г.
Урок- практикум на тему: «Подготовка к ЕГЭ (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях)»
Разработала
Пинчук Татьяна Викторовна,
учитель МБОУ Среднеегорлыкская СОШ № 4
Цель и задачи урока:
· формирование ключевых компетенций обучающихся на уроке русского языка
через углубление и расширение знаний выпускников по теме
«Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»,
· формирование ИКТ компетенции при работе с УМК нового типа (презентация по теме, тренажер учебный по теме: « Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»
на основе интернет-ресурсов); использование современных образовательных технологий
для развития способности обучающегося
_ самостоятельно ставить учебные цели,
_ проектировать пути их реализации,
_ формулировать собственное мнение, суждение,
_ оценивать свою деятельность;
· введение разноуровневых и дифференцированных видов и форм работы на уроке, способствующих
формированию УУД;
· осуществление морально-нравственного и эстетического воспитания обучающихся через важную
личностную и общечеловеческую проблему: влияние искусства на формирование человека;
· подготовка старшеклассников к сдаче итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.
Оборудование:
компьютер, проектор и экран для демонстрации учебного тренажера и презентации;
карточки для индивидуальной работы;
Ход урока
1 Оргмомент.
Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.
«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».
«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа и сделать частиА и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»
Вот такие проблемы волную ваших сверстников да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в выполнении задания А-25 « Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях».
2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание а-25?
Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»
2 Опрос-повторение изученного
Какие предложения называются сложными?
На какие виды делятся СП по способу соединения частей?
Назовите, какие отношения будут между частями ССП, если они соединены
а) союзом ТАКЖЕ, ни…ни (соединительные),
б) союзом ОДНАКО, но, зато (противительные),
в) союзом ИЛИ, либо (разделительные),
г) союзфом то есть, а именно (пояснитеьные)
4. Какие предложения являются ССК (сложными синтаксическими конструкциями)?
5. Как называются части СПП?
6. В какой позиции может находиться придаточное предложение? (1 ученик рисует схемы.
7. Чем отличаются союзы и союзные слова?
3. Просмотр презентации.
Выполнение заданий: сравнение предложений.
Ребята делают вывод о том, когда ставится запятая, а когда-нет.
4. Практикум
– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы)
– Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь. (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой).
– Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”.
Можно ли считать высказывание, которое вы записали, афоризмом? Почему? (Это афоризм, потому что обобщенная мысль, обобщенное умозаключение в краткой форме, касающееся всех людей.)
Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное)
Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле.)
– Подберите антоним к слову эгоист (альтруист).
5. Решение проблемной задачи с опорой на текст и собственный опыт. (Творческое (индивидуальное) задание)
– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так:
Я согласен (не согласен) с тем, что если....
Полагаю, что, для того чтобы....
Работа с предложенными схемами.
Форма работы: в парах
– Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам.
1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….).
2. [ глаг. ], (что (если…), то….).
3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….).
6. Выполнение заданий а-25 с помощью тренажера. Учитель вызывает к доске по одному ученику для выполнения и объяснения упражнений.
7. Выполнение теста (тренажер).
Ребята проверяют работы с помощью взаимопроверки(ответы на экране). Анализируют свои работы (фронтальный опрос)
8. Рефлексия
9.Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
10.Домашнее задание: прочитать 2 главу романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Выписать 10 СПП с различными видами придаточных. Обозначить схемы предложений.