Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложные предложения с разными видами связи"
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложные предложения с разными видами связи"
На уроке будет продолжена работа над сложными предложениями с разными видами связи, над умением определять вид связи между частями сложного предложения, закрепление навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Учащиеся на начальном этапе повторят орфоэпические нормы, рассмотрят этимологию слов.
В целом урок построен на материале, связанном с темой Великой Отечественной войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложные предложения с разными видами связи" »
«Урок русского языка / литературы в свете требований ФГОС»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского
Тема урока: Знаки препинания в сложных
предложениях с разными видами связи.
Класс:9
Галлямова Ольга Александровна
Тема:Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
9 класс
Базовый учебник: УМК под ред.Бабайцевой В.В..
Цели урока:
обучающие:
-обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложного предложения с союзной и бессоюзной связью; -закрепить полученные знания о СП;
- тренировать умение расставлять знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи-союзной и бессоюзной;
- закрепить умение анализировать предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
развивающие:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
воспитательные
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, человеколюбие.
Тип урока : комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Виды деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование урока: компьютер, проектор ,экран. раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint»,разработанная учителем к данному уроку
Ход урока
I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цели: эмоционально настроить на урок; на осознание важности данного урока; мотивация на итоговую аттестацию. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложными предложениями с разными видами связи. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с разными видами связи, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый должен стремиться максимально проявить себя. 1.Орфоэпическая пятиминутка (переписать слова, расставить в них ударение)(Слайд №1
УкрепИт(воинский дух),(удостоиться)пОчестей,поднЯв знамя, окружИт(неприятеля),, повторИт (атаку),углубИть(окопы); занялА оборону – зАняли (оборону), начатА бомбардировка – нАчали бомбардировАть, сорвалА планы – сОрвано наступление. (Сравнив последние пары словосочетаний, учащиеся формулируют правило: при образовании форм прошедшего времени у многих односложных и двусложных глаголов действует модель, характерная для односложных и двусложных кратких прилагательных: при образовании формы женского рода ударение падает на окончание, в остальных случаях – на основу.
-Из множества слов я выбрала и предложила записать именно эти слова. Какой принцип заложен в основу моего выбора?(Почти все словосочетания объединены одной темой.)
-Какой?(Темой Великой Отечественной войны.)
-В каком тексте мы можем встретить эти словосочетания?(В публицистическом.)
-Почему?
2. Этимологическая пятиминутка (слово учащегося, подготовившего выступление с помощью этимологических словарей и Интернет-источников).
Слово «Отечество», давшее название Великой Отечественной войне, употребляется в значении «земля отцов». Слово «война» – общеславянское. Образовано от корня «вои» – "воин". Родственно слову «вина». Не случайно русским воинам в течение последующих пяти лет после войны запрещалось причащаться в церкви. Они считались виновными в смерти других людей, хотя и врагов.
Слово «оккупация» – в переводе с латинского языка (Occupation) означает «захват». Отсюда оккупанты – захватчики.
Слово учителя. Эти слова напоминают нам о самой страшной войне 20 века – Великой Отечественной. Но есть ещё одно слово, которое мы обязаны сегодня вспомнить, потому что оно стало символом мужества и стойкости ленинградцев:
Меж жизнью и смертью сотрутся ограды из ныне живущих и павших когда-то. И повести русских побед и парадов ошпарит нерусское слово – блокада. («Ретроспектива.Ленинград» М.Гофайзен)
Звучит песня А.Розенбаума «На Дороге жизни» и одновременно идет показ слайдов №2-6 Блокадного Ленинграда.
Слово учащегося. Блокада - (англ. blockade) - 1) система мероприятий политического или экономического характера, направленных на изоляцию, нарушение внешних связей блокируемого государства с целью принуждения его к выполнению каких-либо требований...2) Военная блокада - изоляция блокируемого объекта (группировка войск, город, государство и др. ) путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады - истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции, подрыв военно-экономической мощи вражеского государства и др. Блокада в тактическом масштабе называется блокированием.
II. Актуализация знаний.
Цели: повторить основные правила о видах сложных предложений и постановке знаков препинания в бессоюзном, сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях; продолжить развитие монологической речи.умения создавать высказывание на лингвистическую тему. - Что изучает синтаксис?(Слайд№7) - Как называется предложение, которое состоит из простых предложений, связанных по смыслу и интонационно? (Слайд№8)- По какому признаку можно разделить сложные предложения на группы? (Слайд №9) - Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в БСП? (Слайд №10 ) - Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в ССП? (Слайд №11 )- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в СПП? (Слайд №12)
III. Повторение и систематизация изученного
Цели: повторить основные теоретические сведения; развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки; закрепить умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 1.Синтаксический разбор предложения
С Ленинградом (теперь снова Санкт-Петербургом)неразрывно связана история России: здесь рождались новые идеи и здесь жили и творили наши великие соотечественники.
-Объясните орфограммы, вызывающие затруднения при написании. Найдите грамматическую основу, дайте характеристику предложения
2.Объяснительный диктант
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части, необходимые войне.
О.Берггольц
3.Исследовательская работа по группам.
Цели: развивать умение анализировать текст при выполнении заданий, ориентированных на тестовую часть ГИА по русскому языку; активизировать знания основных понятий синтаксиса и пунктуации.
Класс делится на 5 групп.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Нужно определить тип речи, найти СП с разными видами связи, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СП с разными видами связи ,расставить знаки препинания.
(Даются тексты публицистического, художественного, разговорного, официально-делового стилей).
1)С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки(1) закрылись столовые и рестораны (2) а весь скот(3) имевшийся в колхозах и госхозах(4) был забит. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем(5) чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке(6) а мясо сдали на заготовительные пункты. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки к ней (7)по решению Ленгорисполкома(8) подмешивалось 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки , 2,5 процента размолотых жмыхов и 1,5 процента отрубей.
Гитлер утверждал Ленинград немедленно падет никто оттуда не освободится никто не прорвется через наши мины, Ленинграду суждено умереть голодной смертью. Немецкие диетологи уверили Гитлера, что весной 1942 г. Ленинград падет что население города умрет своей смертью просто не может не умереть а они выжили.
2) Назло войне и во имя сохранения русской культуры в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию (1) а(2) если быть точнее (3) то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации (4)то финал был написан в Куйбышеве (5) и там же состоялось первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград(6) где ее исполняли полуголодные замерзшие музыканты. Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения «Ленинградской симфонии» один американских журналистов написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»
3)Почти 900 дней длилась блокада Ленинграда и закончилась победой(1) иначе и быть не могло(2) потому что за защитниками было Отечество – земля отцов. Родина – место(3) где ты родился (3) где жил твой род (4) где тебя воспитали твои родственники и родные по духу люди(5) где тебя окружала природа(6) и бил из земли родник. Наши отцы и деды сражались за родину (7)поэтому и победили. 4)Летом старшина Степан Лебедев получил письмо из Ленинграда от 12-летнего сына: " Папа, ты, наверно, знаешь что зима у нас была очень тяжелой. Я тебе пишу всю чистую правду что мамочка умерла 14 февраля. Она очень ослабла, последние дни не могла даже подняться. Папа, я ее похоронил. Я достал салазки и отвез а один боец мне помог мы до ночи вырыли могилу и я пометил. Папа, ты обо мне не беспокойся, я крепкий, учусь дома как ты приказал я работаю помогаю в ремонте машин. А Ленинград они не взяли и не возьмут. Ты, папа, счастливый что можешь их бить отомсти за мамочку.."
5)В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро(1)ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941(2)а (3)когда озеро замерзло(3) то продовольствие (4)топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города (5) в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов (5) а также эвакуировали учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.
Выслушиваются ответы .идет обсуждение, как не ошибиться при постановке запятой.
Коллективное составление алгоритма по постановке запятой в сложном предложении.
- С чего стоит начать?(Нужно найти грамматическую основу предложения) - Что нам это даст? ( Мы поймем, сложное ли перед нами предложение) - Итак, мы нашли в предложении грамматические основы. Их оказалось – три. Вывод: мы имеем сложное предложение, состоящее из трех простых предложений.
- Какие дальнейшие наши действия?(Определяем, сколько частей в данном предложении (количество частей соответствует количеству грамматических основ) .Находим союзы, которые связывают части сложного предложения. На границе частей сложного предложения ставим запятую.)
4.Графический диктант.
Цели: развивать умение на слух определять вид связи в СП с разными видами связи; проверить умение соотносить текст со схемой.
Предложение читается дважды, нужно начертить его схему и объяснить постановку знаков препинания; после второго прочтения желающий идет к доске, рассказывая о строении предложения.
В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда: он 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
:
Ленинградцы жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода ;и не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких.
; и , (которая).
И хотя тяжелые испытания выпали на долю защитников города Петра, жители сумели отстоять его и разгромили фашистские полчища у стен города.
( И хотя ),
70 лет отделяют нас от прорыва блокады - время не сглаживает раны, которые нанесла война.
- , (которые).
5.Творческая работа
-Мы работаем над предложениями с разными видами связи-союзной и бессоюзной. Закончите предложение так, чтобы в нем был тот и другой вид связи; можно использовать уже составленные словосочетания.
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты,-…
Ученики предлагают свои варианты, обсуждают их; учитель предлагает и свой вариант на слайде:
…-фашисты просчитались.
Те, кто пережил блокаду, помнят:…(не было бесчеловечности, недоверия ленинградцев друг к другу).
Нескончаемой вереницей идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню,…(чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину).
IV.Рефлексия.
- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс. - Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? - Сочините синквейн.
Ленинградцы. Живые и мертвые. Сражались, верили, жили. Выжили и победили. Слава защитникам Ленинграда! Блокада. Беспощадная и героическая. Мерзли, умирали и сражались. 900 дней блокады выстояли. Оборона Ленинграда- это наша память ,наша совесть.
V. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру» Опять война, опять блокада…А может, нам о них забыть?»
VI.Итог урока. –Какую тему мы сегодня повторяли? -Так что же такое сложное предложение? -Что вам уже известно по этой теме? -О чем еще мы сегодня говорили? -Нужно ли помнить о войне? -Перед вами открылась героическая страница нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость ,преданность и любовь к соей Родине. Сохраните это в своей памяти.
Учебно-методическая литература, на основе которой разработан урок.
1.Васильевых И.П. Уроки русского языка в 9 классе. Пособие для учителя. –М.: Мнемозина,2010.-365 2.Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях. – М.: Аркти, 2011 г. - 56с.
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений./ С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2011.– 223с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – 112с.- (Стандарты второго поколения).
5. Смолякова Н.М. Русский язык. Пунктуация. Знаки препинания и развитие речи.– М.: Дашков и К, 2006 г.- 304 с.
6. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. - 281 с.
7. Фролова Г.И. Теория и практика проектной деятельности школьников. – М.: МДЭБЦ, 2010 г.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.- 48с.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]- М.: Просвещение, 2011.- 159с.
10. Хуторской А.В.Методика личностно-ориентированного обучения.Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя/А.В.Хуторской.- ВЛАДОС – ПРЕСС,2005,-383с.
11.Чернобай Е.В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов.//Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.-№1-с.11-14