kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

   Обучающие:

   - повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;

   - совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;  

правильно писать;

   определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и     предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

    правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Союз. Повторение и обобщение изученного по теме». »

Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г Сызрани Самарской области









Конспект урока по русскому языку
в 7 классе

«Союз. Повторение и обобщение изученного по теме»





Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гусева Татьяна Ивановна











г. Сызрань, 2015







Конспект урока русского языка в 7 классе по теме:

«Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».


Тип урока: урок – обобщение.

Цели урока:


Обучающие:

- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;

- совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;

правильно писать;

определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.


Развивающие:

- развивать

навык грамотной устной и письменной связи речи;

аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать

полученные знания с помощью языковых средств;

общую культуру, кругозор учащихся.


Воспитательные:

- воспитывать уважение к истории родного края, любовь к классической литературе.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Объявление темы урока, постановка цели.

- Тема нашего урока: «Союз. Повторение и обобщение».

Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить изученный материал о союзе.


2. Синтаксический разбор предложения.

- Записываем стихотворение В.Я.Брюсова:

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.



- В чем заключается необычность стихотворения?

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

- Какой союз используется в стихотворении?

- Какую функцию он выполняет?


3. Актуализация знаний. (Работа в парах. Учащиеся проверяют знания теоретического материала друг у друга).

- Какую часть речи мы называем союзом?

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

- На какие группы по значению и строению делятся союзы?

- Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?


4. Слово учителя.

- Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений.

Пример.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

- Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С.Пушкин союз И. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной выразительности, которое называется многосоюзием.

В четверостишии из стихотворения « Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Пример.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

- В отрывке из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» многосоюзие используется для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

Пример.

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

Из какого произведения эти строки?

(Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?

(С помощью союза И)


- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной выразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.)


5.Закрепительные упражнения.

- Верно, ребята. А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание.

1) Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения о родном городе и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, что он соединяет.

Примеры схем.

1. [ ], а [ ]


2. [ ], (потому что )


3. [ О и О ]

Задание выполняется в рабочих тетрадях.

Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

- Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.

2) Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами.

Пример.

Неожиданно набежала туча.

(Возможные варианты предложений):

- Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь.

- Когда неожиданно набежала туча, мы отправились домой.

- Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.)

Дети читают свои варианты, объясняют пунктограммы.


- Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и в тексте.

- А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза.

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению – на простые и составные.)

- Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание.

3) Из предложений, которые будут появляться на мониторе, выпишите в два столбика сочинительные и подчинительные союзы.

Пример.

Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

Дом невелик, да скучать не велит.

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.

Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

Задание.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания:

- Огонь в лампе потускнел но через секунду снова разгорелся. (М.Горький)

- Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились в сырую траву. (К.Паустовский)

- Незнакомец был невысок ростом зато плечист. (А.Мусатов)

- Как вчера так и сегодня стоит теплая погода.

- Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А.С.Пушкин)

- Мы все должны любить свое отечество потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А.Толстой)

- Касьян не шевельнулся пока я не поднял коростеля. (И.С.Тургенев)

- Я знаю что ты хочешь поговорить со мной. (А.П.Чехов)

Проводится взаимопроверка.

Затем ученикам следует обязательно свериться с экраном, где появятся правильные ответы.

- А теперь охарактеризуйте каждый из союзов по значению и употреблению в речи.

Работа выполняется устно.


6. Минутка здоровья

(Выполняется гимнастика для глаз)


7. Самостоятельная проверочная работа.

Часть 1. Конструирование предложений.

- Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам:

1) Почему в начале 20-х годов XX века возникла необходимость строительства ГЭС на реке Сызранке?


[ ], ( потому что )


2) С какой целью в 1688 году построена Спасская башня?


[ ], ( чтобы )


3) С именами каких выдающихся людей связан наш край?


[ О, О и О ]


Часть 2. Тест.

  1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:

    1. хотя, потому что, в течение, но

    2. чтобы, что, да, зато

    3. если, либо, то…то, из-за

    4. не то…не то, за то, пусть, несмотря на

  2. Найдите ошибку в морфологическом анализе союза:

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены.

1) что – союз

2) служит для связи частей сложного предложения

3) сочинительный

4) членом предложения не является

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом:

1) Он исчез за поворотом так(же) внезапно, как и появился.

2) Я то(же) собираюсь летом на юг.

3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за(то) дерево.

4) Что(бы) я делал без помощи своих друзей.

4. В каком предложении слово ТОЧНО является союзом?

1) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба.

2) Он говорил резко и точно.

3) Все три раза Сейфула проводил поезда точно по расписанию.

4) Сообщите точно, каким судам нужен ремонт.

5. Укажите сложносочиненное предложение:

1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи.

2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом.

3) Он бы отдал свои вещи, да мать не разрешила.

4) В степи было пасмурно, хотя солнце поднялось.

6. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится

(Знаки препинания не проставлены)

  1. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край

противоположного берега.

  1. Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя.

  2. Было еще влажно хотя дождь закончился больше двух часов назад.

  3. Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было.

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

    1. О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным.

    2. Там с утра над церковными главами голубеет небесный песок и

звенит придорожными травами от озер водяной ветерок.

    1. Мы снова встретились с тобой, но как мы оба изменились.

    2. Я снял с себя пальто и прикрыл её озябшие плечи.



7. Рефлексия.

Ребята задают вопросы одноклассникам:

- Что такое союз?

- Чем отличаются простые союзы от составных?

- Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а

какие – только для связи предложений?

- Как отличить союзы тоже, также, чтобы от сочетаний так же (наречие

с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами)?


  1. Домашнее задание:

    1. Подготовьте сообщение о союзе как о служебной части речи.

Приведите свои примеры. Определите стиль своего сообщения.











Список использованной литературы


1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык М.: «Дрофа», 2014.




Использованные материалы

  1. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 7 классе: поурочное планирование. Волгоград, 20о6.

2. Никулина М.Ю. Тесты по русскому языку в7 классе к учебнику Разумовской М.М. и др. 2012.


3. CD. Русский язык. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. Издательство «Дрофа».


4.Поэтические тексты: А.С.Пушкин «Пророк», «Я помню чудное мгновенье..», «Полтава», В.Я.Брюсов «Алый бархат вечереет..»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гусева Татьяна Ивановна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока  в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-po-tiemie-obosobliennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока "Виды сложноподчинённых предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnopodchinionnykh-priedlozhienii-povtorieniie-izuchiennogho-pri-podghotovkie-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445249652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства