Конспект урока русского языка в 8 классе на тему:"Обращения"
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему:"Обращения"
Урок на тему:"Обращения" проведён в 8 классе Волновахской ОШ№6.Цель урока-используя различные дидактические приёмы,повторить изученное об обращении,расширить сведения по этой теме;развивая познавательные способности,воспитывать вежливых,культурных людей,владеющих искусством общения.Урок оснащён таким оборудованием:учебник русского языка(авторы:Е.И.Быкова,Л.В.Давидюк,В.И.Стативка),дидактические карточки,картинки,слайды из презентации к сказке о крокодиле. Тип урока:урок получения новых знаний с элементами интерактивного обучения
На материале сказки и мотивируется потребность в знании темы об "Обращении".Используя игровые моменты,ребята вспоминают названия произведений с обращениями,как они сами приветствуют друг друга,старших,своих родных.Работа над учебником (чтение параграфа,ответы на вопросы,выполнение упражнений.)закрепляет знания об обращении.Тренировочные упр.ажнения позволяют обратить внимании на особенности расположения обращений в текстах,употреблении в устной речи.Задания на соответствие,построенное на стихотворном тексте,развивает внимательность,литературный вкус,способность видеть главное.Работа в группах позволит чувствовать поддержку товарищей и развивать морфологическую зоркость(находить нужные части речи,усвоить применение обращения в различных стилевых текстах,знать связь обращений с местоимениями.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
рос сидящему рядом, тот отвечает и задаёт свой вопрос следу ющему,дотрагиваясь до плеча...)
3.Мотивация учебной деятельности
Чтение сказки "Крокодил" учителем :
Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как он лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил: "Э-э-э-эй!" Но Крокодил молчал, как будто в рот воды набрал...
-Как же к нему обратиться?- размышлял Слонёнок?
-Я придумала, я придумала ,- закричала Мартышка,- я придумала обращение! Давайте назовём его имя! -Крокодил!- закричали гости хором.- Мы пришли к тебе! - Кто это обращается ко мне так вежливо?- приоткрыл один глаз Крокодил... На другой день Мартышка всем сообщила: - Надо назвать по имени того, к кому обращаешься, и он отзовёт- ся! - А если обратиться вежливо, да ещё выделить это слово погром- че, а на письме выделить запятыми, - проворчал Удав, - будет ещё лучше, и свернулся в кольцо поспать… А Слонёнок протрубил ему в ухо : -Вставай, Удавчик, пойдём играть ...
4. Работа над новой темой Слово учителя : - Так что же нужно сделать, чтоб тебя услышали? Сегодня мы и поговорим об этом. Запишите в тетради дату, тему урока. И начнём изучение нового материала с параграфа 24. Прочитайте материал и дайте ответ на вопрос "Какие сведения вам не были знакомы?" Беседа... Работа над 153 упражнением (выполняем задания в парах): читаем текст, обсуждаем,отвечаем на вопросы, вывод - уместно ли речевое бескультурье, даже если оно приводит к результату? - озву чивается одним человеком.
5.Закрепление темы ,расширение сведений об обращениях (элементы интерактивного обучения) Класс разбивается на 3 группы ( в классе 21 человек ) по гетерогенному принципу ( с разными познавательными возможностями ) Группы сформированы заранее, ещё с 5 класса , но они могут меняться...Выбирают лидера, секретаря, докладчика, рабочую группу и др . Лидер получает пакет, где находятся задания для индивидуаль ной работы у доски и для своей группы.
Карточка № 1 для индивидуальной работы ( 1 группа )
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставь те знаки препинания. Выделите обращения, укажите, чем они выра жены, одиночные они или распространённые?
Вн...май мой друг как здесь пр...лес...но журчит серебря...ый ручей. Гори звезда моя не падай р...няй х...л...дные лучи.
Карточка № 2 для индивидуальной работы ( 2 группа )
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расста вьте знаки препинания. Выделите обращения, укажите, чем они выражены, одиночные они или распространённые?
Пр...снёш...ся ль ты опять осмея...ый пророк? Творец тебя мне н...спослал моя Мадонна чичтейшей пр..л...сти чистейший образец
Карточка №3 для индивидуальной работы ( 3 группа )
Переведите предложения с украинского языка, расставьте знаки препинания, укажите обращения
Ти живий Кобзар і пісні твої линуть по світу. Благословенний будь мій рідний краю. Грай моя пісне як вітер сей грай
-В каком падеже чаще всего употребляются обращения в украинском языке?
Карточка № 1 для групповой работы ( 1 группа )
Исправьте данное стихотворение, восстановив правильный порядок строчек в нём
Проплываешь у любых ворот, Солнышко, ты в блеске и тепле И какой понравился народ? -Каждый ,-шепчет солнышко, - хорош, Где всего прекрасней на земле? Там, дружок, прекраснее всего. А где ты родился и живёшь, Не могу обидеть никого, ( Д.Павлычко ) Прочитайте выразительно и назовите обращения, как они выделяются в устной и письменной речи?
Карточка №2 для групповой работы ( 2группа )
Назовите строчки из стихотворений, песен, пословиц и других произведений, где есть обращения. Пронумеруйте их , подчеркните обращения,как они выделяются на письме и в устной речи?
Карточка № 3 для групповой работы ( 3 группа )
Запишите примеры обращений к незнакомым людям в три колонки: ОН ОНА ОНИ Составьте три предложения с этими обращениями
Оценивание групповой работы: от каждой группы выбирается по одному представителю в жюри, которое оценивает индивидуа - льную работу у доски и интерактивную в группах. В группах оценки предлагает лидер, а участники либо соглашаются, либо отстаивают свою. Учитель корректирует оценки и подсказывает, как правильно поставить оценки (если появились затруднения)
6.Подведение итога урока : каждая группа готовит 2 вопроса по новому материалу и задаёт их своим соперникам Примерные вопросы: - Как выделяются обращения и где они могут находиться в пред ложении? - Допустимы ли обращения в форме личных местоимений (ты, вы...)? - Чем можно заменить отсутствие обращений? - Как принято называть в официальных документах того, к кому обращаются?..
7.Домашнее задание: Выполнить упр.157, выучить параграф 24, подготовиться к диспуту " Что лучше: Саша или Алекс? Коля или Ник? Никита или Никитос?.."
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Волновахская ОШ 1-3 ступеней №6
Волновахского районного совета
Донецкой области
Разработка урока
русского языка в 8 классе
на тему :
«ОБРАЩЕНИЯ,ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В ЯЗЫКЕ , ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ