kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе 

Тема: «Виды предложений по цели высказывания».

Тип урока по цели: сообщение нового материала.

Тип урока по содержанию: синтаксис.

Подготовила: Кондратенко Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №291 г.Санкт-Петербурга

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"»






Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Виды предложений по цели высказывания».

Тип урока по цели: сообщение нового материала.

Тип урока по содержанию: синтаксис.

Подготовила: Кондратенко Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №291 г.Санкт-Петербурга




























Ход урока.


  1. Орг. Момент


Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Надежда Алексеевна. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.


  1. Повторение изученного материала


Посмотрите, пожалуйста, на раздаточный материал. Упражнение №1.



Упражнение № 1.

  1. Всё время держалась настоящая весенняя погода.

  2. Держалась, настоящая, время, погода, всё, весенняя.



Скажите, под каким номером в упражнении №1 записано предложение?

(Предложение записано под номером 1).


Запишите его себе в тетради.


Докажите, что под номером 1 записано именно предложение, а не словосочетание.

(«Всё время держалась настоящая весенняя погода», - является предложением, потому что выражает законченную мысль и оформлено интонационно и синтаксически.)


Правильно. Таким образом «Прадложение – это…» закончите мою мысль.

(… - это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль и оформленных интонационно и синтаксически. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится соответствующий знак препинания).


Все слова в предложении связанны грамматически. Выделите в предложении основу и докажите, что все слова в предложении связаны грамматически, задав от главных слов вопросы. Одного ученика я попрошу это сделать на доске.


Как долго? Какая?


Всё время держалась настоящая весенняя погода.



Молодцы. Сейчас мы с вами вспомнили, что же такое предложение. А сейчас я вам предлагаю вспомнить что же такое текст.


  1. Подготовка к восприятию нового


Работа с текстом.


Посмотрите, пожалуйста, на упражнение №2. Прочитайте отрывок по ролям и скажите, можно ли назвать это текстом, почему?



Упражнение №2.

Несколько лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую все починить сам, хоть это было очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть.

Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было человеческого жилья. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете я услышал:

– Пожалуйста… нарисуй мне барашка.

– А?

– Нарисуй мне барашка, барашка…

Я вскочил, точно передо мною грянул гром. Протер глаза. Стал всматриваться. Я увидел необычного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился или до смерти устал, или напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, Что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я сказал:

– Но… что ты здесь делаешь?

Мне нужен барашек.

- Нарисуй барашка, пожалуйста…

- Но я не умею рисовать.

- Это ничего. Нарисуй, пожалуйста.


(Да, этот отрывок можно назвать текстом, так как здесь предложения связаны между собой по смыслу и расположены в определённой последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий, которые описаны в тексте).


Правильно. Может быть, кто-нибудь вспомнил, откуда взят этот отрывок?

(Отрывок из сказки Антуана Сент-Экзюпери “Маленький принц”)


Обратите внимание на то, какие здесь разные предложения: одни сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих содержится просьба.

Давайте найдем предложения, которые содержат информацию.

(«Несколько лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре».

«Что-то сломалось в моторе моего самолета».

«Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую все починить сам, хоть это было очень трудно».

«Я должен был исправить мотор или погибнуть».

«Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было человеческого жилья».

«Я вскочил, точно передо мною грянул гром».

«Протер глаза. Стал всматриваться».

«Я увидел необычного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал».

«Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился или до смерти устал, или напуган, или умирает от голода и жажды».

«По его виду никак нельзя было сказать»,

«Что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья».)


Найдите предложение, содержащее вопрос.

(«Но… что ты здесь делаешь?»

«А?»)

В каких предложениях содержится просьба?

(«Пожалуйста… нарисуй мне барашка».

«Нарисуй барашка, пожалуйста…»

«Нарисуй, пожалуйста».

«Нарисуй мне барашка, барашка…»)


Вы видите, что каждое предложение произносится с определенной целью, т. е. эти предложения разные по цели высказывания.

Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания?

(Повествовательное, вопросительное, побудительное)

В ЭТО ВРЕМЯ, КОГДА УЧЕНИКИ НАЗЫВАЮТ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ НА ДОСКУ НАГЛЯДНОСТЬ.


Виды предложений по цели высказывания.


Повествовательное

Вопросительное

Побудительное


  1. Сообщение темы и цели урока


Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Виды предложений по цели высказывания».

Запишите тему урока себе в тетрадь.

И цель нашего урока: изучить виды предложений различные по цели высказывания.


  1. Объяснение нового материала


Работа с раздвижной таблицей.

Скажите, какое из этих предложений будет сообщать нам о чём-либо?

(Повествовательное)

УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ МЫ СООБЩАЕМ О ЧЁМ-ЛИБО» ПОД ТАБЛИЧКОЙ «ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ»

Скажите, какое предложение будет содержать вопрос?

(Вопросительное)

УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТ ВОПРОС» ПОД ТАБЛИЧКОЙ «ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ»

Скажите, в каком предложении мы побуждаем кого-либо к действию, призываем, просим?

(Побудительное)

УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ МЫ ПОБУЖДАЕМ К КАКОМУ-ЛИБО ДЕЙСТВИЮ, ПРИЗЫВАЕМ, ПРОСИМ» ПОД ТАБЛИЧКОЙ «ПОБУДИТЕЛЬНОЕ»


Молодцы.

А сейчас давайте снова обратимся к тексту и выпишем себе в тетрадь по одному примеру на каждый вид.


  1. Первичное закрепление материала


А сейчас давайте закрепим полученные знания, выполнив упражнение №3.

Прочтите текст.



Упражнение №3.

Знаете ли вы историю происхождения чисел?(1) А когда появились?(2) Тогда слушайте!(3)

Древние люди, занимавшиеся собирательством и охотой, считали так: один, два, три и много.(4) Других чисел у них не было.(5) Потом им понадобился более точный счёт.(6) В 1202 году Фибоначчи предложил индийскую систему счёта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.(7)

Как называется по-арабски ноль?(8) Сифр!(9) От этого слова произошло название цифра.(10) Какие числа можно передать этими цифрами?(11) Единицы, десятки, сотни, тысячи, миллионы.(12)

Что обозначало на Руси слово тьма?(13) Не знаете?(14) Тьма – это десять тысяч.(15) Отсюда и выражение тьма народу.(16)

Запомните это!(17)


Скажите, что мы узнали, прочитав этот текст?

(Прочитав этот текст, мы узнали об истории чисел.)


А как можно его озаглавить?

(Из истории чисел)


А сейчас я вам предлагаю из этого текста под номером 1 выписать номера повествовательных предложений, под номером 2 выписать номера побудительных предложений, под номером 3 выписать номера вопросительных предложений.

(Дети выполняют задание учителя)


Давайте проверим, что у вас получилось.

1 – 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16

2 – 3, 17

3 – 1, 2, 8, 11, 13, 14

Преподаватель выписывает под диктовку учеников ответы на доску, если есть ошибки, комментирует.


Выборочный диктант


А сейчас, сами придумайте свои предложения, так, чтобы одно было повествовательное, одно побудительное и одно вопросительное на тему «Золотая осень». А затем один человек будет читать своё предложения, а мы будем говорить, какое оно по цели высказывания.

(Дети выполняют задание учителя)


  1. Подведение итогов урока


Давайте подведём итоги нашего урока.


Работа с раздвижной таблицей.

Для этого я предлагаю вам восстановить таблицу на доске и прокомментировать её.

(преподаватель перемешивает наглядный материал, а один ученик у доски восстанавливает таблицу и комментирует её).


  1. Объяснение Д/з.




Эскиз оформления доски


Пятое октября.

Классная работа.

Как долго? Какая?


Всё время держалась настоящая весенняя погода.


Виды предложений по цели высказывания.


Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Предложение, в котором мы сообщаем о чём-либо

Предложение, которое содержит вопрос

Предложение, в котором мы побуждаем к какому-либо действию, призываем, просим


1 – 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16

2 – 3, 17

3 – 1, 2, 8, 11, 13, 14

































Эскиз оформления тетрадей учащихся.


Пятое октября.

Классная работа.

Как долго? Какая?


Всё время держалась настоящая весенняя погода.


Виды предложений по цели высказывания.


Повествовательное

Несколько лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре.

Вопросительное

Но… что ты здесь делаешь?

Побудительное

Пожалуйста… нарисуй мне барашка.


1 – 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16

2 – 3, 17

3 – 1, 2, 8, 11, 13, 14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Автор: Кондратенко Надежда Алексеевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 180999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка yf ntve "Предложение и слово" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-yf-ntve-priedlozhieniie-i-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "245997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446277367"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства