Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС на основе применения проектно-исследовательской работы .
-совершенствовать орфографические умения.
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности , уважения и сотрудничества;
-взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу;
-формирование нравственных ценностей.
-умение соотносить действия с планируемым результатом, корректировать их.
-практическая.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
1.Мотивация учебной деятельности. | Добрый день!!! Посмотрите за окно-какая хорошая солнечная погода!Я надеюсь , что у вас хорошее настроение!!! | Приветствие учащихся | |
2.Актуализа-ция знаний | Отгадайте загадку- Все,что существует ОНО обозначает, На вопросы КТО И ЧТО верно отвечает А чтоб не обижался весь честной народ ОНО всегда имеет и число и род, У него к тому же 3 склоненья есть Падежей различных сразу целых 6. О какой части речи говорится в этой загадке? | Имя существительное | |
3.Постановка учебной задачи | Итак, какая тема урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель .Что сегодня предстоит нам выяснить? | Целеполагание Цель урока- повторить и обобщить все изученное по теме «Имя существительное» | Принцип целостности УУД: познавательные, регуля-тивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование).Цель-создать проблемную ситуацию, прогнозировать предстоящую деятельность |
4.Повторение опорных знаний | Словарный диктант. Диктант составлен на основе ошибок, допущенных вами при выполнении различных работ по этой теме: Живу в Домне, невежа Вася, группа студентов, врач Иванова, красивое метро, дикое племя, город Сочи, вижу кукол, веселый взвод, вкусная кольраби, праздничное меню. 1 группа- найти имена существительные собственные(Домна, Сочи, Иванова, Вася), 2 группа –найти имена существительные несклоняемые(метро, кольраби, меню,) 3 группа- найти существительные общего рода(забияка, невежа, невежда) Всем –найти слово или слова, которые обозначают лицо как мужского так и женского пола(врач) Найти существительные , которые обозначают сообщества людей, но являются неодушевленными(взвод,группа) Назовите разносклоняемое существительное-(племя) | Проверка в парах, оценка Поисковая работа учащихся | Умение работать в парах, умение договариваться о совместной деятельности. УУД коммуникативные (формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание) Умение работать в группах ,умение договариваться о совместной деятельности Умение находить свои ошибки, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
5. Работа со словариком | Какие слова непонятны? Обратитесь к толковому словарику части 3.(Невежа- грубый человек. Невежда- малообразованный человек) | Пополнение собственного лексического запаса | Индивидуальная работа(самостоятельное извлечение информации, построение рассуждения) |
6.Развитие учебно-языковых умений. Работа с текстом Выполнение заданий | Обратитесь к тексту на ваших столах.(И.С.Тургенев «Два богача» )Давайте прочитаем выразительно. О чем этот текст ? Кто его автор? Какова его основная мысль? Над чем заставляет задуматься?(О собственном отношении к жизни, о душевном богатстве) Выполните задания по группам: 1 группа- выписать имена собственные и нарицательные. Как пишутся? 2 группа- выписать одушевленные и неодушевленные имена существительные 3 группа- выписать по 2 слова каждого рода Всем- найти , какие существительные имеют форму только ед. числа?(воспитание ,лечение, призрение).Лексическое значение какого слова непонятно? Нам необходимо постоянно пополнять словарный запас , повышать интерес к чтению, быть более грамотными людьми. Не случайно , в связи с этим президент России В.В.Путин 13 июня 2014 года подписал указ о «О проведении в Российской Федерации в 2015 году Года Литературы» | Работа в группах постоянного состава. В тетради- Призрение-это забота, помощь бедным , попечительство) | Регулятивные УУД(работа с текстом: определяют тему и основную мысль . Определяют группы слов по теме.) Коммуникативные(принимают участие в работе группами, учатся договариваться, приходить к общему решению) |
7.Физкульт- минутка | Устали???Руки положили на стол. Глаза закрыли-открыли. Подняли голову-опустили Посмотрели направо- налево,вверх-вниз Вперед –назад.Как называются таки слова?(антонимы) | Выполняют упражнения на снятие статистического напряжения, настраиваются на позитивную работу дальше | |
8.Работа с диском- презентацией | 1)Многовариантные тесты 2)Найди лишнее | Работа с тестами на внимательность | Индивидуальная проверка знаний. Принцип деятельности, непрерывности, вариативности , творчества. известное);коммуникативные (учить способам взаимо-действия , сотрудничества) |
9.Работа с учебником | Откройте стр. 69-упр 552. В задании говорится, что вам нужно обратиться на стр. 31 упр. 464. -Прочитайте выразительно . - Выполните задания . - Сколько одушевленных существительных, а сколько неодушевленных? -А как показываются неодушевленные? - Как называется такой прием? -Какие еще средства выразительности использует автор? -Записать второе предложение , выполнить синтаксический разбор | Олицетворение Метафора, эпитеты. Работа на доске и в тетрадях Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани.(повеств.,невоскл., простое,распр.) | УУД-коммуникативные (построение связного монологического высказы-вания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения) |
10.Работа с тестом | 10.Задания на смекалку Образец карточек. 1. Если отбрасывать по одной букве спереди в словах, что мы получим?Доклад (оклад, клад, лад, ад – существительные 2 склонения).Досада (осада – ж. р.И.п.; сада – м. р.Р.п.; ада – м.р. Р.п.; да – союз или частица). Загадки-шутки. Для ответов подбирать только существительные:Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь?(кот) Кто говорит на всех языках? (Эхо) Какой месяц короче всех? (Май – три буквы). | Кто говорит на всех языках? (Эхо) Какой месяц короче всех? (Май – три буквы). | УУД-коммуникативные (построение связного монологического высказы-вания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения) |
10.Работа с тестом | 1. На какие вопросы отвечает существительное? Что делать? Что сделать? Какой? Чей? Кто? Что? 2. Что обозначает существительное? Признак Предмет Действие предмета 3. Найти существительное 3-го склонения. 4. Найти существительное мужского рода. а) Печаль б) Настроение в) Тюль г) Сталь 5. В каких существительных надо поставить букву И? На станци… На перрон… В отъезд… На площад… 6. Найти существительное, имеющее только форму множественного числа. Прятки Солдатики Игрушки Книжки 7. Найти существительное, имеющее только форму единственного числа. Темнота Пустыня Стена Мороз 8.Чем, как правило, является в предложении существительное? Подлежащим Определением Сказуемым | Работа с тестом и проверка | УУД-коммуникативные (построение связного монологического высказы-вания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения) |
10.Рефлексия деятельности: итоги работы | -Исследование какой темы вели на уроке -какие понятия повторили? удалось ли решить поставленную задачу -какие получили результаты? -чья группа лучше всех справилась с заданиями? | Заполнение оценочных листов | УУД личностные (представление о причинах успеха в учебе) Регулятивные:оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий) |
11.Домашнее задание. | Написать мини-сочинение:»Вот так слово!»Взять любое существительное и составить-сочинить текст как это слово может повлиять на жизнь человека. | Запись в дневники | |