Тема урока: Наречие
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – наречием.
Задачи: 1) способствовать развитию логического мышления,
памяти, речи;
2) развитие орфографической зоркости,
3) воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
III. Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации.
IV. Поиск решения.
V. Работа в группах.
VI. Итог урока.
I .Организационный момент.
II . Минутка чистописания.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать букву, которая обозначает:
-согласный
-парный
-глухой
- мягкий звук в слове «ру сс кий»
-это буква Сс.
-давайте пропишем эту букву всю строку в виде морских волн
сСс сСс сСс сСс сСс сСс сСс сСс
-На следующей строчке запишем слова – отгадки.
1) Название одной из рек Казахстана, которая начинается на букву С.( С ырдарья).
-Давайте запишем. Назовите орфограмму этого слова.(имя собственное).
2) С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком. ( С обака).
-Назовите орфограмму.
3). По небу летает ивсех согревает.( С олнце).
III . Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации.
Напишите предложение, записанное на доске.
Солнце теперь вставало очень рано и ложилось поздно.(слайд №1).
-Разберите предложение по членам (один ученик выходит к доске).
-Ребята, а почему слова теперь, очень, рано, поздно выражены у вас частями речи?
-Почему так получилось?
-Задание одно, а ответы разные
-Кто не смог определить части речи?
-Какой возникает вопрос?
-Какая же это часть речи?
IV . Поиск решения.
-Давайте прведём исследование.
На доске записаны предложения в два столбика.(слайд №2).
1.Была гроза. 1.Вечером была гроза
2.мы идём по опушке леса. 2. Мы медленно идём
по опушке леса.
3.Показалась маленькая речушка. 3.Вдали показались
маленькая речушка.
4.Раздавались крики птиц. 4.Оттуда раздавались
крики птиц.
-Что вы можете сказать об этих предложениях?
-Какие слова добавились в предложения второго столбика?
-От каких слов можно задать к ним вопросы?
-Давайте запишем их на доске (ученик выходит к доске и записывает словосочетания).
Была (когда?) вечером, идём (как?) медленно, показалось(где?) вдали, раздавались (откуда?) оттуда.
-Мы с вами выписали словосочетания?
-какую часть речи поясняют эти слова (поясняют глаголы).
-На какие вопросы отвечают эти слова?
(где? откуда? как? куда?)
Вывод : Итак, ребята часть речи, которая
-поясняет глагол
- отвечает на вопросы
Где? Куда? Когда? Откуда?
Почему? Зачем? Как?
Называется «Наречие» (слайд №3)
(На доске появляется запись)
-Итак, ребята, давайте вернёмся к самому первому предложению. (Солнце вставало теперь очень рано и ложилось поздно).
-Значит какими частями речи выражены слова теперь, очень, рано, поздно.
-Наречием
На доске появляется таблица: (слайд №4).
Наречие
неизменяемая отвечает на вопросы: Где ? поясняет
часть речи Куда? Когда? Откуда? Почему? глагол
Зачем? Как?
Учащиеся читают таблицу с доски.
-Ребята, давайте с вами докажем, что наречие – это неизменяемая часть речи.
Для этого мы с вами поработаем в группах.
Каждая группа получает своё задание и работает вместе.
Работа в группах.
Ребята, получают свои задания и работают. После завершения выходит один представитель из группы и читает задание.
Задание I группы. (слайд №5).
-Измените словосочетание был вечером по числам и по родам, выделите окончания
ед.число множ.число
был 0 вечером 0 были вечером 0
была вечером
было вечером
Вывод: Глагол был в ед.числе изменяется по родам и по числам, а наречие вечером не изменяется по числам и по родам, значит у них нет окончания.
Задание II группы. (слайд №6)
-Проспрягайте словосочетание иду наверх , выделите окончания.
ед.число множ.число
1л. иду наверх 0 идём наверх 0
2л идёшь наверх 0 идёте наверх 0
3л идёт наверх 0 идут наверх 0
Вывод : Глагол иду изменяется по числам и по лицам, а наречие наверх не изменилось.
Задание III группы. (слайд №7)
-Разберите данные слова по составу:
светлый, рассвет, посветлело, светло;
хорошеть, хороший, похорошела, хорошо .
Вывод: У наречий нет окончаний, у некоторых наречий бывают суффиксы.
Общий вывод: Наречие неизменяемая часть речи.
Следующее задание:
Перепишите предложения с доски (слайд№8).
Недалеко от нас быстро по камням прыгала речка.
Скоро поломаются льды на прудах.
Задание: Подчеркните главные члены предложения и обстоятельства.
Вывод: Наречие в предложениях выполняют роль обстоятельства.
Итак, ребята, с какой частью речи мы с вами познакомились. (наречие).
-Расскажите про эту часть речи.
Задание творческого характера.(слайд №9)
Придумайте наречия к каждой букве этого слова.
Н- немедленно
А- аккуратно
Р- ровно
Е- естественно
Ч- чудесно
И- интересно
Е- ежедневно
VI . Итог урока.