kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие. В начале урока учитель настраивает детей на позитивное хорошее настроение.Все дети любят путешествовать. На данном уроке учащиеся выбирают вид транспорта, на котором  они отправятся в путешествие. В течение всего урока идёт сопровождение слайдов презентации. Учитель загадывает загадку и ребята, отгадав её, видят отгадку на слайде.Путешествие происходит в волшебную страну грамотного письма. С собой дети возьмут все свои умения и знания.Спасательными средствами  будут правильное и грамотное письмо.все важные события  будут заносится в дневник путешествия.Музыкальное сопровождение "Паравозик из Ромашкино".Первая остановка "Волшебный лес". Его плоды -заглавные буквы.Учащиеся повторяют правила написания заглавной буквы.далее паровозик прибыл на сказочную полянку имён.Учащиеся работают по карточкам, выполняя каждый своё задание.Затем дети знакомятся с именами сказочных героев.Проводится физкультминутка для глаз.Затем проводится работа в парах, самостоятельная работа, проверка по эталону.Рефлексия деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква" »










Урок

русского языка

в 1 классе

ФГОС

по теме:

«Заглавная буква в именах собственных».(фамилиях, именах, отчествах людей).







Основные цели:

  1. Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;

2) Актуализировать способность к использованию изученного правила

на письме.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Оборудование: дневники наблюдений (рабочие листы), музыкальное сопровождение, карточки, компьютер

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока:

1 Мотивация к учебной деятельности. (Слойд №1)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

На дворе стоит зима,

Вся сиянием полна.

Повернем мы все лицо на окно

И вдохнем зимний воздух заодно.

А сейчас вы повернитесь все в конец,

Подарите вы гостям улыбки, наконец.

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.

- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.

А хотите опять отправиться в путешествие?

Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Паровоз)

— Верно. Паровоз. (*слайд 2)

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма.

— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо .

— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.

(Учитель демонстрирует дневник наблюдений.)

— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число.

(Дети записывают число)

— Скорее в путь, мои друзья.


2. Релаксация. (Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)


2. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)

Цель:

1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);

2) согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (Это буквы).

- А что общего у всех букв волшебного леса?

- Все они Большие .

- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.

- Заглавная, прописная.

_ Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах (Пишутся в начале предложений. С большой буква пишутся имена людей)


3.Актуализация знаний. Чистописание.

- На какие 2 группы вы бы раздели все буквы (Гласные и согласные)

— У нас осталось несколько букв. Назовите их. (Буквы- Л, М, П,З)

— Какая буква «лишняя» и почему? (Буква П. Она обозначает глухой звук, а остальные буквы обозначают звонкие звуки.)

Из букв Л, М, З учащиеся выбирают согласные сходные по написанию.

Дети в дневниках наблюдений записывают буквы Л, М, называют общий элемент.

- Ребята, пока мы записывали звонкие согласные, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова. (Учащиеся называют «лишнее» слово и называют тему урока: Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.


4. Заглавная буква в именах людей. Слайд 4.

Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

—Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.

У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.


Артем (греч.)– безупречное здоровье

Алина (фр.-герм) - благодарная

Данил (др. евр.) – «бог – мой судья»

Ангелина (греч.) - вестница

Павел (лат.) - малый

Арина (др. греч.) - мир

Левон (АРМ.) - лев

Виктория (лат.) - победа

Илья (др.евр.) – «крепость господня». «сила божья»

Ирина (др. греч.) - мир

Максим (лат.) - превеликий

Дарья (перс.) - повелительница

Григорий (греч.0 - бодрствующий

София (греч.) - мудрая

Никита (греч.) – победитель

Виолетта (лат.) - фиалочка

Валерий (лат.) – быть здоровым

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая

Руслан (тат.) – лев

Ксения (греч.) – иностранка, странница

Александр (греч.) – мужественный защитник

Юлия (лат.) – кудрявая, пушистая

Вадим (слав.) - забияка

Варвара – двойная защита

Георгий (др. греч.) - земледелец


Рафаэль (др.евр.) – Бог лечил



— Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «сын льва».(Леонид) , а имя его дочери означает «любимая» (Мария). Угадайте имена пассажиров. (Дети находят в карточках )

— Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имена наших героев . Подчеркните заглавную букву в именах.

(Дети пишут.)


Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.

Слайд 5

- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.

Если мы разгадаем сказочный кроссворд , то узнаем что означают имена некоторых сказочных героев.

  1. "В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали … (Дюймовочка; около 3 см (2 см 54 мм).


  1. Мальчик – луковка (Чиполлино)

Он в Италии родился,

Он своей семьей гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надежный верный друг.


  1. Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло (Буратино) итал. buratino – кукла



  1. Мультперсонаж,имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть. (Чебурашка)



  1. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: "Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …. (Снегурочка).


6) Девочка с голубыми волосами.

Она дружила с самим Буратино

Зовут ее просто, ребята, …..(Мальвина).


7) Она красива и мила

Имя ее от слова «зола». (Золушка)

Слайд 6

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей

И Сережа и Андрей!

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте!



ФИЗМИНУТКА для глаз. Слайд 7


5 Заглавная буква в отчествах людей. Слайд 8 -10

Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.

Моего учителя зовут михаил.

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?

- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).

- Кто знает, что такое отчество.


Работа в парах.


Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор Игоревич

Василий Алексеевич

Алексей Юрьевич

Ирина Викторович

Юрий Васильевич

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).

Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).

- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.

Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Маши зовут Леонид, то она …. МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он….. ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ.

(Дети записывают отчества героев в дневники наблюдений).

Слайд 11.

Отчества людей пишутся с заглавной буквы.(выключить доску)


6 Заглавная буква в фамилиях людей.

Ребята, нас в классе 4 Артема, 2 Даши, 2 Саши. Скажите пожалуйста, что я прошу их написать в случаях когда они подписывают свои работы. (Фамилию).

Ребята, но у каждого из нас есть фамилия.

– 900 лет назад появились и первые фамилии. (Рассказ учителя). Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки–Москвины; некоторые говорят о профессии – Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев

Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).

Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК.

Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

Физминутка «Поезд».

Загудел паровоз «-у-у-у!» Вагончики зеленые

И вагоны повез Бегут, бегут, бегут.

«чу-чу-чу, Чу-чу-чу!» А круглые колесики

Далеко я укачу «Тук-тук» Тук-тук! Тук-тук!»


7 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изученные случаи употребления заглавных букв в именах, фамилиях и отчествах людей.


Работа по карточкам.

В карточках каждого уровня представлены по два задания разной сложности. Задания второго вида предусматривают развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся и творческих способностей.


Базовый уровень.


1 Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена.

(А, а)леша -

2

Анатольевна Кузнецов

Фамилия


уткин Сергеевич

Отчество


петрова Говорухин



(Г, г) аля -

(И, и)ра-

(С,с)аша-




Повышенный уровень.

1 Из слов каждой строчки составь предложение. Вместо точек вставь слова роза, Роза. Объясни свой выбор.

окном, расцвела, под, красная …….

Под окном расцвела красная роза.


подругу, зовут, мою …….

Мою подругу зовут Роза.


2. От данных слов образуй фамилии и отчества

Фамилия Отчество

заяц

Иван

Андрей


8 Включение в систему знаний и повторение. Слайд 12

Цель: организовать повторение изученных правил на уроке

Каждый ученик подписывают титульный лист дневника наблюдений, указывает свою фамилию, имя и отчество.


9 Рефлексия деятельности.

Цель:

1)закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных:

2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их

3)оценить свою деятельность на уроке


-_Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?

Слайд 13.

Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.

Вы очень хорошо поработали. На память об этом путешествии Паровозик дарит вам раскраски и медальки.

Раскрасьте ободок медальки покажите свое отношение к уроку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква"

Автор: Усова Татьяна Михайловна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка "Письмо заглавной и строчной буквы Б, б.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pismo_zaglavnoi_i_strochnoi_bukvy_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "489714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544352054"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме: «Закрепляем писать суффиксы -ёнок-, -онок» 2 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiezakriepliaiempisatsuffiksyionokonok2klass"
    ["file_id"] => string(6) "279977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453306084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Строчная и заглавная буквы ц, Ц" (конспект урока русского языка в 1 классе)"
    ["seo_title"] => string(81) "strochnaia-i-zaghlavnaia-bukvy-ts-ts-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "268096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450542375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства