I. Мотивация к учебной деятельности 1 мин. | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Улыбаются друг другу, настраиваются на дальнейшую работу. | Личностные: Выполнять правила поведения на уроке. Коммуникативные УУД: Уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
II. Формулирование темы урока, постановка целей. 10 мин. | - Записываем число, классная работа. Сейчас у нас минутка чистописания. - Какая задача стоит перед нами? — Что значит «красиво»? На доске запись строчные буквы а б в абв ( учитель объясняет написание букв и соединений). - Какая буква на ваш взгляд «лишняя» и почему? - Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв. - Отгадайте загадки. Слово-отгадку записываем в тетрадь. Учитель поочередно открывает заранее написанные слова. Первая книжка Для всех детишек: Учит — мучит, А научит — радует. (Азбука) На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит) Черные, кривые, От рожденья все немые, А как встанут в ряд — Все заговорят. (Буквы) Прилетела на базар, Громко всем сказала: "Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я – (ворона) " Запись в тетради: Азбука, алфавит, буквы, ворона. - Разделите на слоги, поставьте ударение. - Проверим. Первое слово «Азбука». - Какое слово лишнее? Объясните почему. -Слова мы записали в определённом порядке. Рассматриваем, с какой буквы начинается каждое слово. - Какой вывод сделаем? - А вернёмся к буквам в чистописании, как они записаны? - С красной строки запишем пословицу. На слайде: Азбука к мудрости ступенька. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Как вы думаете, какая сегодня тема урока? - Правильно, наша тема урока «Алфавит», а задача научиться пользоваться алфавитом на практике. - Послушайте сказку про алфавит. Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась А. Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква Я бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место. - Ребята, скажите, а как называется этот город из букв? | Дети открывают тетради, записывают число, классная работа. Нужно писать красиво. Нужно соблюдать наклон, высоту букв. Лишняя буква «а», потому что буквы «б» и «в» согласные. Дети дописывают строчку до конца, учитывая закономерность. Дети слушают загадки, отгадывают и записывают слова через запятую в тетрадь. Азбука Алфавит Буквы Ворона Дети делят слова на слоги, ставят ударение. В этом слове 3 слога, потому что 3 гласные. Ударение падает на первый слог. По аналогии проверяются все слова. Ворона, потому что азбука, алфавит, буквы связаны по смыслу, а еще они обозначают неодушевленные предметы. Слова записаны в алфавитном порядке. Буквы тоже записаны в алфавитном порядке. Дети отмечают красную строку и записывают пословицу. Выслушиваются мнения детей. Город из букв – это алфавит. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. |
III.Открытие нового знания 20 мин. | -Что же такое алфавит? - Посмотрим в словарь Сергея Ивановича Ожегова, что означает слово алфавит? На слайде: Алфавит - это последовательность букв русского языка. - Слово «алфавит» образовалось от названий первых греческих букв: альфа (а) и вита (в). По- другому можно сказать «азбука». Раньше букву А называли аз, Б – буки. Из названий этих букв и образовано слово «азбука». - Кто создал славянскую азбуку? - Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица. на слайде: изображение Глаголицы и Кириллицы -А сколько же букв в русском алфавите? Откроем учебники русского языка с. 44 и проверим наши знания. Посчитайте, сколько букв в русском алфавите. Электронная физминутка «Поём алфавит». -Вы хорошо знаете алфавит, правильно называете буквы. А для чего нужен алфавит в жизни, где он применяется? -У меня в руках классный журнал. Как вы думаете, в каком порядке написаны ваши фамилии? Почему? - Назовите первую фамилию в классном списке. - А последнюю? - А фамилию Макарова, где мне искать в начале списка или в конце? - На букву «к» у нас две фамилии Катков и Кирикова. Как вы думаете, какая фамилия первой стоит в списке? Почему? - А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете алфавит. Попробуйте поставить слова по алфавиту. Все слова записываем в алфавитном порядке в тетрадь. На слайде: лимон, класс, гриб, малина, мальчик арбуз, орех - Запишите эти слова в алфавитном порядке. Легко вам выполнить задание? Что заметили? - Как же записать эти слова? - Достаточно ли этого условия для решения этого задания? - Что же делать? - Они одинаковые. Как же быть? - Какое же слово запишем первым? - Что же нового узнали? - Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово «мальчик» написано перед словом «малина»? Почему? - Какое последнее слово мы поставили? - На какую букву будет следующее слово? - Запишем слово «пальто». - Кто же прав? Что делать, если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? - Для чего нужен орфографический словарь? - Давайте найдём слово «пальто» в словаре. Как это сделать? Ваши действия? - Вам трудно было выполнить задание? Какой вывод сделаем? Как записаны слова в словаре? Подвижная физминутка. | Дети высказывают свои предположения. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий. Практическая работа. Дети открывают учебники на с. 44 и считывают буквы русского алфавита. В алфавите 33 буквы. Для составления словарей, справочников, каталогов - в библиотеке, в поликлинике. В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию. Арефьева. Сашихин. В середине, потому что буква «м» находится в середине алфавита. Катков. Если первые буквы одинаковые, то сравниваем вторые буквы. Задание выполняется на интерактивной доске. Дети поочередно выходят к доске и расставляют слова в алфавитном порядке. Остальные дети ведут запись слов в рабочей тетради. Слова «мальчик» и «малина» начинаются с буквы «м». Смотрим на первую букву. Нет, первые буквы одинаковые. Сравниваем вторые буквы. Сравниваем третьи буквы. Сравниваем 4 буквы. Буква «и» стоит в алфавите раньше, чем «ь». Первое слово «малина», за ним «мальчик». Выслушиваются мнения детей. Слова в словаре находятся по алфавиту. Если и первая, и вторая буквы одинаковые, то смотрим на третью и так далее. Такого быть не может. Слова в словаре находятся по алфавиту. Слово «орех». Следующее слово будет на букву «п». Проблемная ситуация. Дети записали «пальто», «польто». Обратиться за помощью в словарь. С его помощью мы можем проверить правильно ли мы записали слово. Слово начинается в буквы «п». Ищем эту букву в словаре. В словаре слова записаны в алфавитном порядке. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителя Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания; решать проблемные ситуации. Предметные: усвоить понятия «алфавит» и «азбука»; научится использовать алфавит на практике. Познавательные: научится работать с орфографическим словарем, научится находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
V.Контролирующее задание. Итог урока. 7 мин. | - Откройте свои компьютеры. Сейчас вы будете работать в парах. - Что главное в работе в парах? - Расположите картинки животных в алфавитном порядке и запишите в тетрадь. На слайде картинки: Лиса, заяц, волк, петух, белка. - Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. - Чему мы научились? Резервное задание. - Я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое в словаре должно быть первым. вода весна лето луг осень охрана змея зима - Какие слова выписали? Назовите одним словом. - Составьте предложение, используя данные слова. | Работа в парах на компьютерах. Дети расставляют картинки в алфавитном порядке и записывают их в тетрадь. Расставлять слова в алфавитном порядке, пользоваться орфографическим словарем. Дети с красной строки записывают по 1 слову. Весна, лето, осень, зима Это времена года. Весна, лето, осень, зима – времена года. | Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания Личностные УУД: Уметь работать в парах. Познавательные УУД: правильно расставить картинки в алфавитном порядке. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия |