kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Русская азбука или алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан для учащихся 1 класса по учебнику Поляковой А.В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Русская азбука или алфавит"»

Технологическая карта

Предмет: Русский язык

Программа: «Школа России»

Автор: А.В.Полякова

Класс: 1

Тема: Русский алфавит или азбука

Учитель: Новикова А.И.

Цели деятельности учителя

Образовательная:

- познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение;

- создать условия для практического использования алфавита через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание.

Задачи урока:


Образовательные:

- систематизировать знания учащихся об алфавите;

- формировать умения пользоваться алфавитом.

Развивающие:

- формировать умения анализировать звучащую речь;

- формировать опыт работы с учебником;

- развивать речь, мышление, воображение;

- развивать умения работать в парах.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению нового;

- воспитывать аккуратность.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемые
образовательные результаты

Личностные:

Учащиеся научатся:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- уметь сотрудничать в различных ситуациях;

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- работать с орфографическим словарем;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, затруднение, с которым столкнулись учащиеся;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-слушать и понимать речь других;

- решать проблемные ситуации;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Предметные:

- усвоить значение и роль алфавита в жизни людей;

-уметь использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Основные понятия

Алфавит, азбука, словарь

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; поисковый метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.


Ресурсы:


- словари: орфографический, толковый;

- рабочая тетрадь;

- учебник А.В. Полякова «Русский язык» 1 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2013

-электронная физминутка «Поём алфавит»;

- подвижная физминутка;

- авторская презентация в программе PowerPoint.

- компьютеры детей, компьютер учителя, проектор.











Этапы урока,

время.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности



1 мин.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Улыбаются друг другу, настраиваются на дальнейшую работу.

Личностные: Выполнять правила поведения на уроке.



Коммуникативные УУД:

Уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.



II. Формулирование темы урока, постановка целей.



10 мин.






























- Записываем число, классная работа. Сейчас у нас минутка чистописания.


- Какая задача стоит перед нами?

— Что значит «красиво»?

На доске запись строчные буквы а б в абв ( учитель объясняет написание букв и соединений).

- Какая буква на ваш взгляд «лишняя» и почему?

- Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв.


- Отгадайте загадки. Слово-отгадку записываем в тетрадь.

Учитель поочередно открывает заранее написанные слова.

Первая книжка

Для всех детишек:

Учит — мучит,

А научит — радует. (Азбука)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит)

Черные, кривые,

От рожденья все немые,

А как встанут в ряд —

Все заговорят. (Буквы)

Прилетела на базар,

Громко всем сказала: "Кар!

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я – (ворона) "

Запись в тетради: Азбука, алфавит, буквы, ворона.

- Разделите на слоги, поставьте ударение.

- Проверим. Первое слово «Азбука».






- Какое слово лишнее? Объясните почему.



-Слова мы записали в определённом порядке. Рассматриваем, с какой буквы начинается каждое слово.

- Какой вывод сделаем?

- А вернёмся к буквам в чистописании, как они записаны?


- С красной строки запишем пословицу.

На слайде: Азбука к мудрости ступенька.


- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

- Правильно, наша тема урока «Алфавит», а задача научиться пользоваться алфавитом на практике.

- Послушайте сказку про алфавит.

Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась А. Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква Я бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.

- Ребята, скажите, а как называется этот город из букв?

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.


Нужно писать красиво.

Нужно соблюдать наклон, высоту букв.




Лишняя буква «а», потому что буквы «б» и «в» согласные.

Дети дописывают строчку до конца, учитывая закономерность.


Дети слушают загадки, отгадывают и записывают слова через запятую в тетрадь.





Азбука





Алфавит




Буквы




Ворона



Дети делят слова на слоги, ставят ударение.

В этом слове 3 слога, потому что 3 гласные. Ударение падает на первый слог.

По аналогии проверяются все слова.


Ворона, потому что азбука, алфавит, буквы связаны по смыслу, а еще они обозначают неодушевленные предметы.





Слова записаны в алфавитном порядке.

Буквы тоже записаны в алфавитном порядке.


Дети отмечают красную строку и записывают пословицу.



Выслушиваются мнения детей.




































Город из букв – это алфавит.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.


Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

III.Открытие нового знания


20 мин.

-Что же такое алфавит?

- Посмотрим в словарь Сергея Ивановича Ожегова, что означает слово алфавит?

На слайде:

Алфавит - это последовательность букв русского языка.

- Слово «алфавит» образовалось от названий первых греческих букв: альфа (а) и вита (в). По- другому можно сказать «азбука». Раньше букву А называли аз, Б – буки. Из названий этих букв и образовано слово «азбука».

- Кто создал славянскую азбуку?

- Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица.

на слайде: изображение Глаголицы и Кириллицы

-А сколько же букв в русском алфавите? Откроем учебники русского языка с. 44 и проверим наши знания. Посчитайте, сколько букв в русском алфавите.

Электронная физминутка «Поём алфавит».

-Вы хорошо знаете алфавит, правильно называете буквы. А для чего нужен алфавит в жизни, где он применяется?


-У меня в руках классный журнал. Как вы думаете, в каком порядке написаны ваши фамилии? Почему?


- Назовите первую фамилию в классном списке.

- А последнюю?


- А фамилию Макарова, где мне искать в начале списка или в конце?


- На букву «к» у нас две фамилии Катков  и Кирикова. Как вы думаете, какая фамилия первой стоит в списке? Почему?

- А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете алфавит. Попробуйте поставить слова по алфавиту. Все слова записываем в алфавитном порядке в тетрадь.

На слайде: лимон, класс, гриб, малина, мальчик арбуз, орех




- Запишите эти слова в алфавитном порядке. Легко вам выполнить задание? Что заметили?

- Как же записать эти слова?


- Достаточно ли этого условия для решения этого задания?

- Что же делать?


- Они одинаковые. Как же быть?




- Какое же слово запишем первым?



- Что же нового узнали?






- Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово «мальчик» написано перед словом «малина»? Почему?


- Какое последнее слово мы поставили?


- На какую букву будет следующее слово?

- Запишем слово «пальто».



- Кто же прав? Что делать, если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае?


- Для чего нужен орфографический словарь?


- Давайте найдём слово «пальто» в словаре. Как это сделать? Ваши действия?


- Вам трудно было выполнить задание? Какой вывод сделаем? Как записаны слова в словаре?

Подвижная физминутка.

Дети высказывают свои предположения.












Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий.






Практическая работа. Дети открывают учебники на с. 44 и считывают буквы русского алфавита.

В алфавите 33 буквы.



Для составления словарей, справочников, каталогов - в библиотеке, в поликлинике.



В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию.



Арефьева.


Сашихин.


В середине, потому что буква «м» находится в середине алфавита.


Катков. Если первые буквы одинаковые, то сравниваем вторые буквы.





Задание выполняется на интерактивной доске.

Дети поочередно выходят к доске и расставляют слова в алфавитном порядке. Остальные дети ведут запись слов в рабочей тетради.


Слова «мальчик» и «малина» начинаются с буквы «м».


Смотрим на первую букву.


Нет, первые буквы одинаковые.


Сравниваем вторые буквы.


Сравниваем третьи буквы. Сравниваем 4 буквы. Буква «и» стоит в алфавите раньше, чем «ь».


Первое слово «малина», за ним «мальчик».


Выслушиваются мнения детей.

Слова в словаре находятся по алфавиту. Если и первая, и вторая буквы одинаковые, то смотрим на третью и так далее.


Такого быть не может. Слова в словаре находятся по алфавиту.



Слово «орех».


Следующее слово будет на букву «п».


Проблемная ситуация.

Дети записали «пальто», «польто».


Обратиться за помощью в словарь.




С его помощью мы можем проверить правильно ли мы записали слово.


Слово начинается в буквы «п». Ищем эту букву в словаре.



В словаре слова записаны в алфавитном порядке.









Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителя


Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания; решать проблемные ситуации.


Предметные: усвоить понятия «алфавит» и «азбука»; научится использовать алфавит на практике.


Познавательные: научится работать с орфографическим словарем, научится находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



IV. Закрепление полученных знаний


6 мин.

- А теперь выполним упражнение № 59 из учебника с.48. Вам необходимо записать слова в алфавитном порядке.

Учитель проходит и проверяет правильность выполнения задания.


Дети самостоятельно выполняют упражнение.



Личностные УУД: Уметь

самостоятельно выполнять учебные задания.


Познавательные УУД:

Закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке.


Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.


V.Контролирующее задание. Итог урока.


7 мин.

- Откройте свои компьютеры. Сейчас вы будете работать в парах.

- Что главное в работе в парах?

- Расположите картинки животных в алфавитном порядке и запишите в тетрадь.




На слайде картинки:

Лиса, заяц, волк, петух, белка.



- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке.

- Чему мы научились?






Резервное задание.

- Я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое в словаре должно быть первым.

вода весна

лето луг

осень охрана

змея зима

- Какие слова выписали? Назовите одним словом.


- Составьте предложение, используя данные слова.

Работа в парах на компьютерах.





Дети расставляют картинки в алфавитном порядке и записывают их в тетрадь.





Расставлять слова в алфавитном порядке, пользоваться орфографическим словарем.




Дети с красной строки записывают по 1 слову.







Весна, лето, осень, зима

Это времена года.


Весна, лето, осень, зима – времена года.









Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания

Личностные УУД: Уметь работать в парах.


Познавательные УУД: правильно расставить картинки в алфавитном порядке.


Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке .


1 мин.

- Наш урок подходит к концу. Мне бы очень хотелось узнать, какое у вас настроение в конце урока и как вы оцениваете свою работу. Обсудите свое настроение с соседом и выберете на компьютере смайлик, который отражает настроение вашей пары в конце урока.

Дети обсуждают свое настроение с соседом и открывают смайлик на компьютере.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Дать оценку свою настроению к концу урока.


Личностные УУД: Способность к самооценке


Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Русская азбука или алфавит"

Автор: Новикова Алёна Игоревна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "128378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415476418"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «произношение сочетаний букв ЧК, ЧН» "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-proiznoshieniie-sochietanii-bukv-chk-chn"
    ["file_id"] => string(6) "232094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442751546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по развитию речи на тему: " Синонимы и антонимы" ( обучение грамоте)"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaporazvitiiuriechinatiemusinonimyiantonimyobuchieniieghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "295962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455895505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока обучение грамоте на тему "Звук [ц], букваы Ц,ц. Строчная буква ц."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaobuchieniieghramotienatiemuzvuktsbukvaytstsstrochnaiabukvats"
    ["file_id"] => string(6) "263379"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449514745"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока обучение грамоте на тему "Звук [ц], букваы Ц,ц. Строчная буква ц."
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaobuchieniieghramotienatiemuzvuktsbukvaytstsstrochnaiabukvats1"
    ["file_id"] => string(6) "263381"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449514753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства