kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Род имён существительных"»

Технологическая карта урока
Учитель: Червова О.А.
Предмет: русский язык
Класс: 3

Дата: 28.01.16г.

Тема занятия: Род имён существительных

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии
и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем,
что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия
и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.
Кровать

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 25–26. Схема «Род имен существительных»


Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

-Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите число. Классная работа. лЛлЛ

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

II. Повторение изученного
материала.


Фронтальная, индивидуальная.
практический.

1. М_шина, красивая, быстрая, ч_рная

2. Беж_т, сч_стье, читает, думает

3. К_ртины, т_тради, к_р_ндаш, л_нейки

-К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)

-Что такое имя существительное?

(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Москва) это имя собственное, а остальные нарицательные)

-Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите.

Как изменяется имя существительное? по числам. Измените.


Анализируют слова, находят лишнее; отвечают на вопросы.

Осуществляют классификацию по заданным критериям; применяют имеющиеся знания
правописания

Групповая работа у доски

Повторение словарных слов

Фронтальная, индивидуальная Словесный,
беседа

Береза, ветер, заяц, Москва, пальто, лопата, мальчик, девочка, лестница, праздник. -К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)

-Что такое имя существительное?

(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Москва) это имя собственное, а остальные нарицательные)

-Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите.

Как изменяется имя существительное? по числам. Измените.

Записывают слова под диктовку, отвечают на вопрсы.

Обобщают в ответах усвоенные знания

диктовка

III Изучение нового материала..

1.Мотивация

Фронтальная.
Словесный.

беседа

Вы много знаете о грамматических признаках имен существительных, умеете их различать. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете еще об одном грамматическом признаке имен существительных + зОнт + Дом = 3, 2, 1 РОД

сформулируйте тему урока (запись на доске)

формулируют тему урока

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа

2.Проблемная ситуация.

Фронтальная,
коллективная.

Словесный, практический.

Как вы думаете, что такое род? (Род - это семья, родня). Как можно сформулировать задачу урока (какая родня есть у им. Сущ., учиться определять род им.сущ.) Какой главный вопрс урока? ( какой родщ имеют им.сущ. и как его определить)

Формулируют вопрос и учебную задачу

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа

3.Исследование

1) Анализ проблемной ситуации

Фронтальная,
коллективная.

Словесный, практический.

В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

анализируют

Умение анализировать

Беседа

2) Выдвижение гипотезы

Фронтальная.
Словесный,
практический.

Ваши предположения какой род. имеют им.сущ. и как его определить.

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала

Выдвигают свои предположения решения проблемы

Осуществляют сравнение, высказывают
свое мнение, делают
выводы

Беседа

3. Исследование в группах

Коллективная. Практический

Словарные слова, которые записаны в тетрадь попробовать разделить на группы (по родам) у доски, коллективно.

Выполняют собственное исследование используя собственный опыт

Умеют работать в группе; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

беседа

4. Обмен информацией.

Фронтальная.

Словесный, практический. Письмо

Удалось ли вам разделить слова на группы по родам7 Как вы определили род7 Давайте дослушаем сказку до конца, что- же сказала королева? “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.


Слушают сказку до конца, сравнивают со своими выводами

Осуществляют анализ, сравнение, определяют сходство и различие

Беседа


5. Организация инфопрмации.

Фронтальная, Словесный,

Где мы можем подтвердить правильность или ошибочность наших рассуждений? (учебник, таблица, словарь, карточки, интернет)

На какой странице в учебнике говориться о роде существительном. Прочтите. Хоровое проговаривание.

Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой".
Средний род:"Оно - моё".
Это правило - моё!

У. На какие три группы делятся имена существительные?

Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.


Работа с правилом, схемой, упражнение, беседа

Выполняют упражнение: выделяют окончания, указывают род имен существитель-ных, разбирают слова
по составу

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из учебного текста

Работа с к.ан.

IV Физминутка

Групповая.
Практический. Игра, упражнение

– Наши совушки проснулись

И немножко потянулись,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!



Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

V Применение на практике

Индивидуальная,

Практический, Групповая.

С.25упр. работа у доски каждому свой род

Читают правило, отве-чают на вопросы учителя, работают со схемой. Выполняют упражнение

Умеют работать в группе; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. Различают мужской, женский
и средний род

взаимопроверка

VI Закрепление. Самостоятельная работа.

Индивидуальная,

Практический

Индивидуально по карточкам

  1. определить род

  2. Составить предложение из слов, определить части речи, выделить основу.

Читают правило, , работают со схемой. Выполняют задание.

Применение на практике полученных знаний


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было нам найти ответ?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: стр.26, упр 41

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание
и способы выполнения
домашнего задания.

Проверяет соответст-
вующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание


Род имен существительных


Мужской

Женский

Средний

Он (мой)

Она (моя)

Оно (мое)

Ученик

Город

Воронеж

Александр Пушкин

Ученица

Деревня

Москва

Агния Барто

Счастье

Село

Бородино



Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, птицы.


Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, птицы.


Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, птицы.


Пушистый, падает, на, снег, землю. Составить предложение. Выделить главные члены предложения. Определить части речи.

Пушистый, падает, на, снег, землю. Составить предложение. Выделить главные члены предложения. Определить части речи.

Пушистый, падает, на, снег, землю. Составить предложение. Выделить главные члены предложения. Определить части речи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Род имён существительных"

Автор: Червова Оксана Андреевна

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка на тему: Род имён существительных "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423674052"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства