Дата: 28.01.16г.
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Прозвенел звонок. Начинается урок. Но сначала повернись, друг другу улыбнись, Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам! -Подумайте, какие качества нужны для успешной работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …) | Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Запишите число. Классная работа. лЛлЛ | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
II. Повторение изученного материала. | Фронтальная, индивидуальная. практический. | 1. М_шина, красивая, быстрая, ч_рная 2. Беж_т, сч_стье, читает, думает 3. К_ртины, т_тради, к_р_ндаш, л_нейки -К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные) -Что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Москва) это имя собственное, а остальные нарицательные) -Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите. Как изменяется имя существительное? по числам. Измените. | Анализируют слова, находят лишнее; отвечают на вопросы. | Осуществляют классификацию по заданным критериям; применяют имеющиеся знания правописания | Групповая работа у доски |
Повторение словарных слов | Фронтальная, индивидуальная Словесный, беседа | Береза, ветер, заяц, Москва, пальто, лопата, мальчик, девочка, лестница, праздник. -К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные) -Что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Москва) это имя собственное, а остальные нарицательные) -Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите. Как изменяется имя существительное? по числам. Измените. | Записывают слова под диктовку, отвечают на вопрсы. | Обобщают в ответах усвоенные знания | диктовка |
III Изучение нового материала.. 1.Мотивация | Фронтальная. Словесный. беседа | Вы много знаете о грамматических признаках имен существительных, умеете их различать. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете еще об одном грамматическом признаке имен существительных + зОнт + Дом = 3, 2, 1 РОД сформулируйте тему урока (запись на доске) | формулируют тему урока
| Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа |
2.Проблемная ситуация. | Фронтальная, коллективная. Словесный, практический. | Как вы думаете, что такое род? (Род - это семья, родня). Как можно сформулировать задачу урока (какая родня есть у им. Сущ., учиться определять род им.сущ.) Какой главный вопрс урока? ( какой родщ имеют им.сущ. и как его определить) | Формулируют вопрос и учебную задачу | Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа |
3.Исследование 1) Анализ проблемной ситуации | Фронтальная, коллективная. Словесный, практический. | В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. | анализируют | Умение анализировать | Беседа |
2) Выдвижение гипотезы | Фронтальная. Словесный, практический. | Ваши предположения какой род. имеют им.сущ. и как его определить. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие группы можно разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала | Выдвигают свои предположения решения проблемы | Осуществляют сравнение, высказывают свое мнение, делают выводы | Беседа |
3. Исследование в группах | Коллективная. Практический | Словарные слова, которые записаны в тетрадь попробовать разделить на группы (по родам) у доски, коллективно. | Выполняют собственное исследование используя собственный опыт | Умеют работать в группе; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению | беседа |
4. Обмен информацией. | Фронтальная. Словесный, практический. Письмо | Удалось ли вам разделить слова на группы по родам7 Как вы определили род7 Давайте дослушаем сказку до конца, что- же сказала королева? “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. | Слушают сказку до конца, сравнивают со своими выводами | Осуществляют анализ, сравнение, определяют сходство и различие | Беседа |
5. Организация инфопрмации. | Фронтальная, Словесный,
| Где мы можем подтвердить правильность или ошибочность наших рассуждений? (учебник, таблица, словарь, карточки, интернет) На какой странице в учебнике говориться о роде существительном. Прочтите. Хоровое проговаривание. Женский род запомню я И скажу: "Она - моя". И запомню род мужской И опять скажу: "Он - мой". Средний род:"Оно - моё". Это правило - моё! У. На какие три группы делятся имена существительные? Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род. | Работа с правилом, схемой, упражнение, беседа Выполняют упражнение: выделяют окончания, указывают род имен существитель-ных, разбирают слова по составу | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из учебного текста | Работа с к.ан. |
IV Физминутка | Групповая. Практический. Игра, упражнение | – Наши совушки проснулись И немножко потянулись, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонились И обратно возвратились. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
V Применение на практике | Индивидуальная, Практический, Групповая. | С.25упр. работа у доски каждому свой род | Читают правило, отве-чают на вопросы учителя, работают со схемой. Выполняют упражнение | Умеют работать в группе; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. Различают мужской, женский и средний род | взаимопроверка |
VI Закрепление. Самостоятельная работа. | Индивидуальная, Практический | Индивидуально по карточкам определить род Составить предложение из слов, определить части речи, выделить основу. | Читают правило, , работают со схемой. Выполняют задание. | Применение на практике полученных знаний | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было нам найти ответ? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: стр.26, упр 41 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответст- вующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание | |