Тема: Простая и сложная формы будущего времени глаголов. Урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени.
Задачи:
1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.
Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. групповая;
4. в парах;
5. индивидуальная.
Средства обучения:
1. ИКТ. Презентация по теме.
2. Карточки.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!
- Отгадайте загадку.
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок … (Винни-Пух.)
- Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи. Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили?
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу...
Нет, победю!
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю...
Нет, побежду!
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
- Какое слово Винни - Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.
3.Выявление места и причины затруднения.
- Что Вы можете сказать об этом слове? (Глагол) Докажите. (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие) Что ещё вы знаете о глаголе? ( Глагол изменяется по временам.)
- В каком времени стоит этот глагол? Докажи. (В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)
- Чему посвящён наш урок? О каком времени мы будем говорить? (Будущему времени).
- Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?
что делать? побеждать
что сделать? победить
- Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)
- Что же делать дальше? В форму какого времени надо поставить эти глаголы? (Попробуем поставить эти глаголы в будущее время.) Запишите, что получилось.
что буду делать? буду побеждать
что сделаю? ???
- Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать») Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Что Вы предлагаете? (Нужно поставить другие глаголы в будущее время) Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?
- Пусть каждый ряд выберет себе по 2 глагола и поставит его в будущее время: читать, прочитать, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать.
- Что Вы можете сказать об этих глаголах? (Это глаголы в неопределённой форме) Докажите. На какие группы можно их разделить? (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).
- Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.
я
ты
он
мы
вы
они
Дети работают в тетради по рядам.
- Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Проверьте по шаблону. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу. (Таблица появляется на экране.)
я буду читать прочитаю
ты будешь читать прочитаешь
он будет читать прочитает
мы будем читать прочитаем
вы будете читать прочитаете
они будут читать прочитают
я буду дружить подружусь
ты будешь дружить подружишься
он будет дружить подружится
мы будем дружить подружимся
вы будете дружить подружитесь
они будут дружить подружатся
я буду прыгать попрыгаю
ты будешь прыгать попрыгаешь
он будет прыгать попрыгает
мы будем прыгать попрыгаем
вы будете прыгать попрыгаете
они будут прыгать попрыгают
- Что заметили? (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.)
- Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков? (Ответы детей). В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.
- Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени. (От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие)
- Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).
- Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.)
- Как можно назвать первый глагол, который изменяется? Он главный или помогает? Какую роль он выполняет?
- В русском языке его назвали вспомогательным.
5.Реализация построенного проекта.
- Давайте вернёмся к первому стихотворению Винни. Как же сказать правильно?
- От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени.
- Ребята, а мы можем образовать простую форму будущего времени? (нет) Как же нам поступить? (образовать сложную форму будущего времени)
Правильно сказать: буду побеждать.
Составление алгоритма.
1.Образуй неопределённую форму глагола.
2.Задай вопрос.
3.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, образуется сложная форма будущего времени.
4.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?, образуется простая форма будущего времени.
5. Если нельзя образовать простую форму будущего времени, то можно использовать сложную форму будущего времени.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
- Ребята, помогите Винни-Пуху сочинить ещё одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение. (Работа в парах по карточкам)
Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить),
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И (исполнить) в жизни все наши мечты!
- Что получилось? Проверьте в паре. Прочитайте для всех.
- Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени. (Алгоритм)
- От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выполним упражнение по учебнику. Откройте учебники на странице 40, упражнение 33. Прочитайте задание. (Каждый ряд по 1 глаголу, 3 ученика работают у доски)
Повторение алгоритма.
8.Включение в систему знаний и повторение.
- Выполняем упражнение 29 на странице 35. Повторение алгоритма.
9.Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, вы такие молодцы! Дома попробуйте поиграть в игру «Что я буду делать, когда вырасту? Что сделаю особенного?» Запишите ответы. (Пример от Винни-Пуха: Я буду летать. Я полечу на Луну.)
- Ребята, вот и закончился наш урок. А к нам пришёл друг Винни-Пуха - Пятачок.
- Он очень расстроился, что не попал к нам на урок. Давайте поделимся с ним своими впечатлениями.
- Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?
- Оцени свою работу. (За работу вместе, за работу в тетради, за работу в паре) Что получилось?