Конспект урока русского языка по теме "Служебные части речи"
Конспект урока русского языка по теме "Служебные части речи"
Конспект урока русского языка по данной теме представляет собой развернутый план урока. Данный урок составлен по УМК М.М. Разумовской и др. К этому уроку применительно использование презентации с соответствующими слайдами. На уроке используются загадки,тест, работа в индивидуальных карточках. Всё это очень любят 5-классники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Служебные части речи" »
МБОУ «Марьевская основная общеобразовательная школа им. В. Д. Фёдорова»
Конспект урока
по русскому языку
в 5 классе
Тема «Служебные части речи»
УМК М.М. Разумовской
Составила:
учитель русского языка
Бочкова Наталья Юрьевна
Марьевка, 2014
Цель урока: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;
сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи;
продолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов и правильное их употребление;
формировать навыки грамотного письма.
Развивающие:
-развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление;
-умение находить главное, делать умозаключение;
-развивать связную устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
-корригировать и развивать личностные качества учащихся;
-обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к русскому языку,
-воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Словарный диктант
- Начнем урок со словарного диктанта.
(На учительском столе лежат карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Ребята берут карточку и прикрепляют её в таблицу на доске, поясняя выбор части речи.)
- Слова каких частей речи вам встретились в диктанте (имена существительные, имена прилагательные, числительное, глаголы)
- Слова, каких частей речи нет в словарном диктанте? (наречий, местоимений)
-По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой?
3. Формулирование темы и цели урока.
- Тема нашего урока сегодня спряталась в загадках. Мы их отгадаем и сформулируем тему.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (Предлог).
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Это? (Союз).
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт.
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
(Частица)
Что это такое? Каким одним выражением можно назвать эти слова?
-Да, тема урока «Служебные части речи»
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока из представленной таблицы.
Что знаем
Что хотим узнать
…
Какие части речи относятся к самостоятельным.
Почему они получили такое название.
…
Какие части речи относятся к служебным частям речи.
В чём существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Какова функция служебных частей речи.
- Молодцы!
4. Объяснение новой темы.
Откройте с.49 учебника, №145. Выполним задание.
№146. Сделайте вывод самостоятельно. А теперь посмотрим на таблицу.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
1. Можно задать вопрос.
1. Нельзя задать вопрос.
2. Имеют лексическое значение.
2. Не имеют лексического значения.
3. Являются членами предложения.
3. Не являются членом предложения.
Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.
К служебным словам нельзя поставить вопрос.
Служебные слова не являются членами предложения.
Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
- К служебным частям речи относятся:
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
на, к, от, перед, из, над, под, у, в, из-за, из-под, в течение, около, впереди, насчёт, вследствие, и др.
Служит для связи слов в словосочетании и предложении.
СОЮЗ
и, а, но, да, чтобы, так или, как, если, потому что, как будто, тоже, также, только, когда и др.
Связывает
-однородные члены предложения;
-простые предложения в составе сложного.
ЧАСТИЦА
бы, не, -ка, разве, даже, более и др.
Придаёт смысловой и эмоциональный оттенок высказыванию
5.Обобщение сведений групп частей речи с опорой на сравнительную таблицу.
Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы:
красным– слова, обозначающие предмет;
зеленым – слова, обозначающие действия предмета;
синим – слова, обозначающие признак предмета;
желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
Свет у лисица бежать за учить рыжий На
медведь жарит вкусные синее
пишет От нежный красивый
до домик огород смотрит
6. Закрепление полученных знаний. Нахождение в тексте служебных частей речи.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: "Что ж ты летом не собирала корму?" Она сказала: "Недосуг было: песни пела". Они засмеялись и говорят:" Если летом играла, зимой пляши".
(Л.Н. Толстой)
7. Закрепление материала путем выполнения практических заданий.
Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
Ключ:
1 – а
2 – б
3 – в
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 - б
Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4»,
3 -4 ошибки – «3»
В русском языке существует разные классификации союзов, частиц, предлогов. О них вы узнаете в 7 классе.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте сделаем выводы, что мы узнали на уроке о служебных частях речи.
ВЫВОД № 1. Служебные части речи не имеют лексического значения.
ВЫВОД № 2. Служебные части речи не отвечают на вопросы.
ВЫВОД № 3. Служебные части речи не изменяются.
ВЫВОД № 4. Служебные части речи не являются членами предложения.
ВЫВОД № 5. Служебные части речи не имеют самостоятельного значения. Они только обслуживают самостоятельные части речи.
9. Домашнее задание: Сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи.