Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационный этап. | 1 минута | Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. Сегодня нам нельзя скучать, Нам надо тему изучать! | Приветствуют учителя, показывают свое настроение, мотивируют себя к работе на уроке. | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5 минут | Ребята, разделите слова на две группы: в…селье, сугро… , пл…сать , моро… , праз…ник По какому признаку разделили слова на 2 группы? -Как проверить безударную гласную в корне? -Как проверить парную согласную в корне слова? Молодцы! Что такое праздник? Запишите это слово. Произнесите это слово, сравните произношение и написание. Что вы заметили? Послушайте и запомните стихотворение-подсказку. Если в праздник «Д» забыть, Может праздника не быть. Что же это за орфограмма? Кто сформулирует тему нашего урока? А цель нашего урока: узнать, какие согласные считаются непроизносимыми, как проверить непроизносимые согласные. | 1 столбик: слова с безударными гласными, 2 столбик: слова с парными согласными, веселье сугроб плясать мороз Слово праздник – лишнее. Праздник- это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо Написание и произношение различны Непроизносимая согласная в корне слова Тема урока: Слова с непроизносимыми согласными | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
3.Актуализация опорных знаний. | 4 минуты | Выделите корень только в однокоренных словах: пух лужок пушок луга пуховый лужа пушка луговой пушистый слуга Что такое корень? Какие слова мы называем однокоренными? Что наблюдается в данных корнях? | Пух, пушок, пуховый, пушистый. Лужок, луг, луговой. Общая главная часть слова Слова, имеющие общее значение и общий корень Чередование согласных | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу |
4. Первичное усвоение новых знаний. | 12 минут | Какой праздник приближается? На Новый год все поздравляют друг друга. Сегодня на уроке мы попробуем составить поздравление. Вставьте подходящие по смыслу слова. Дорогой друг! Поздравляем тебя с ……! Будь, как ….., красивым! Будь , ……., милым! Будь всегда ………! Твои друзья. Праздником, солнце, прелестным, счастливым Какие слова вы вставили? Подчеркните согласные в середине слова, определите, какие из них являются непроизносимыми? Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется «стечением согласных». Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется? Произнесите второе слово. Что заметили? Найдите несоответствие в третьем слове. Сделайте вывод. Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? Подберите проверочные слова. А теперь откроем учебник на с. 116 и прочтем правило. Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными. | Новый год. Дорогой друг! Поздравляем тебя с праздником! Будь, как солнце, красивым! Будь, прелестным, милым! Будь всегда счастливым! Твои друзья. Подчеркивают согласные, непроизносимые- д, л, т В слове «праздник» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется В слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется В слове «прелестным» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу три согласных. Один звук из них может не произноситься. Нужно подобрать к этим словам однокоренные слова так, чтобы согласный звук произносился отчётливо. Праздничный, солнечный, прелесть, счастье. 1.Определяем наличие стечения согласных. 2.Проговариваем слово слушаем произносятся ли все согласные звуки. 3.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 4.Записываем слово. | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию |
5. Первичная проверка понимания. | 4 минуты | Кто приходит в каждый дом В Новый год с большим мешком? Шуба, шапка, красный нос, Это Дедушка … Посмотрите на нашего Деда Мороза. Какое у него выражение лица? Какая улыбка? Какой мешок у него за спиной? Используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово, запишите словосочетание | Мороз Радостная улыбка Гигантский мешок Радостная- радостен, радость. Гигантский- гиганты. | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: поиск информации в тексте. |
Физкультминутка | 1 минута | «Игра «Хлопай - топай» Учитель называет слова. Если в слове встретится непроизносимый согласный звук, то все дети хлопают, вытянув руки вперед. Если в слове встретилась другая орфограмма, дети топают Известный, серьезно, тетрадка, грустный, грустишь, капуста, капустный, радостный, сердечко, сердце, праздник, опоздать, поздно. | Выполняют физкультминутку. Хлопают на известный, грустный, капустный, радостный, сердце, праздник, поздно. На остальные слова топают. | Личностные – установка на здоровый образ жизни. |
6. Первичное закрепление. | 10 минут | Предлагает вам Дед Мороз поработать на карточках. 1 карточка Образуйте от существительных имена прилагательные. прелесть - _____________________ грусть - ______________________ известие - _______________________ 2 карточка Соедините стрелками проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы. капус.ный звёзды чес.ный капуста звёз.ный честь 3 карточка К словам первого столбика подберите близкие по значению слова-синонимы из второго столбика. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните непроизносимые согласные в словах. Огромный наез…ник печальный радос..ный знаменитый извес…ный всадник гиган..ский весёлый грус…ный | Работают на карточках. 1 карточка Прелестный Грустный Известный Капустный-капуста Честный-честь Звездный-звезды 3 карточка Огромный-гигантский Печальный-грустный Знаменитый-известный Всадник-наездник Веселый-радостный | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию. |
7. Домашнее задание. | 2 минуты | Выучить правило: с.115 - 116, упр. 228 ( к словам с непроизносимым согласным подобрать проверочное слово). | Записывают д\з | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. |
8. Рефлексия (итог урока) | 5 минут | Ребята урок подходит к концу давайте вспомним всё что мы узнали сегодня на уроке. Какова тема нашего урока? Какую цель ставили перед собой? Достигли мы цели? Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? Оцените себя на уроке. Если вы были активными, поняли материал, вы разбираетесь, то вы поднимаете зеленый карандаш, если вам было трудно и вам нужна помощь учителя, то вы поднимаете желтый, если вам было ничего не понятно, то красный карандаш. Спасибо за урок! | Поводят итог. Слова с непроизносимыми согласными. Изучить слова с непроизносимыми согласными. Да, достигли Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. Спасибо! | Регулятивные-осуществлять итоговый контроль. Регулятивные – анализировать собственную работу. |