kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку. Тема:

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: ознакомление учащихся с новой орфограммой-правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи:

Образовательная: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными; знакомить со способом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Развивающая: развивать речевые и коммуникативные умения; развивать память, мышление, зоркость; уметь работать с текстом и находить ответы на вопросы.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважение к учителю и ученикам класса.

Планируемые рез-ты:

Предметные: определять наличие в слове изучаемой орфограммы, подбирать проверочные слова с заданной орфограммой.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; выполнять действия по намеченному плану; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно воспринимать оценку одноклассника.

Коммуникативные: учиться формулировать связанный ответ на поставленный вопрос; учится умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им;

Личностные: воспитывать чувство сплоченности, умение делать выводы, определять, формировать цель урока с помощью учителя;

Оборудование: учебник русского языка, компьютер, проектор, рабочие тетради.

Ход работы:





Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный этап.

1 минута

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.
Сегодня нам нельзя скучать,
Нам надо тему изучать!

Приветствуют учителя, показывают свое настроение, мотивируют себя к работе на уроке.

Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5 минут

 Ребята, разделите слова на две группы:  

в…селье,  сугро… , пл…сать , моро… , праз…ник

По какому признаку разделили слова на 2 группы?

-Как проверить безударную гласную в корне?

 -Как проверить парную согласную в корне слова?

Молодцы!





Что такое праздник?



Запишите это слово.  Произнесите это слово, сравните произношение и написание. Что вы заметили?

Послушайте и запомните стихотворение-подсказку.

Если в праздник «Д» забыть,

Может праздника не быть.

Что же это за орфограмма?

Кто сформулирует тему нашего урока?

А цель нашего урока: узнать, какие согласные считаются непроизносимыми, как проверить непроизносимые согласные.


1 столбик: слова с безударными гласными,

2 столбик: слова с парными согласными,

  веселье                  сугроб

  плясать                  мороз

Слово праздник – лишнее.


Праздник- это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо

 Написание и произношение различны




Непроизносимая согласная в корне слова Тема урока: Слова с непроизносимыми согласными

Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

3.Актуализация опорных знаний.

4 минуты

Выделите корень только в однокоренных словах:

пух лужок

пушок луга

пуховый лужа

пушка луговой

пушистый слуга


Что такое корень?

Какие слова мы называем однокоренными?

Что наблюдается в данных корнях?



Пух, пушок, пуховый, пушистый.


Лужок, луг, луговой.


Общая главная часть слова

Слова, имеющие общее значение и общий корень Чередование согласных

Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу

4. Первичное усвоение новых знаний.

12 минут

Какой праздник приближается?

На Новый год все поздравляют друг друга. Сегодня на уроке мы попробуем составить поздравление.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Дорогой друг!

Поздравляем тебя с ……!

Будь, как ….., красивым!

Будь ,  …….,  милым!

Будь всегда  ………!

                         Твои друзья.

Праздником, солнце, прелестным, счастливым



Какие слова вы вставили? Подчеркните согласные в середине слова, определите, какие из них являются непроизносимыми?


Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется «стечением согласных».

Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется?




Произнесите второе слово. Что заметили?



Найдите несоответствие в третьем слове.

Сделайте вывод.

 

 











Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?  


Подберите проверочные слова.

А теперь откроем учебник на с. 116 и прочтем правило.

Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными.


Новый год.



Дорогой друг!

Поздравляем тебя с праздником!

Будь, как солнце, красивым!

Будь, прелестным, милым!

Будь всегда счастливым!

                   Твои друзья.


Подчеркивают согласные, непроизносимые- д, л, т





В слове «праздник» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется

В слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется

В слове «прелестным» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется

Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу три согласных. Один звук из них может не произноситься.



Нужно подобрать к этим словам однокоренные слова так, чтобы согласный звук произносился отчётливо.

Праздничный, солнечный, прелесть, счастье.


1.Определяем наличие стечения согласных.

2.Проговариваем слово слушаем произносятся ли все согласные звуки.

3.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

4.Записываем слово.

Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

5. Первичная проверка понимания.

4 минуты

Кто приходит в каждый дом 
В Новый год с большим мешком? 
Шуба, шапка, красный нос, 
Это Дедушка …


Посмотрите на нашего Деда Мороза.

Какое у него выражение лица? Какая улыбка?

Какой мешок у него за спиной?

 Используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово, запишите словосочетание





Мороз



Радостная улыбка

Гигантский мешок


Радостная- радостен, радость.

Гигантский- гиганты.

Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: поиск информации в тексте.

Физкультминутка

1 минута

«Игра «Хлопай - топай»

Учитель называет слова. Если в слове встретится непроизносимый согласный звук, то все дети хлопают, вытянув руки вперед. Если в слове встретилась другая орфограмма, дети топают

Известный, серьезно, тетрадка, грустный, грустишь, капуста, капустный, радостный, сердечко, сердце, праздник, опоздать, поздно.

Выполняют физкультминутку.



Хлопают на известный, грустный, капустный, радостный, сердце, праздник, поздно.

На остальные слова топают.

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

6. Первичное закрепление.

10 минут

Предлагает вам Дед Мороз поработать на карточках.

1 карточка

 Образуйте от существительных имена прилагательные.

    прелесть  -     _____________________

    грусть  -      ______________________

    известие -    _______________________

2 карточка

Соедините стрелками   проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.

                                                                                                        

 капус.ный                                                      звёзды   

 чес.ный                                                        капуста                         

 звёз.ный                                                         честь

3 карточка

К словам первого столбика подберите близкие по значению слова-синонимы из второго столбика. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните непроизносимые согласные в словах.

Огромный наез…ник

печальный радос..ный

знаменитый извес…ный

всадник гиган..ский

весёлый грус…ный

Работают на карточках.


1 карточка

Прелестный

Грустный

Известный





Капустный-капуста

Честный-честь

Звездный-звезды


3 карточка




Огромный-гигантский

Печальный-грустный

Знаменитый-известный

Всадник-наездник

Веселый-радостный

Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию.

7. Домашнее задание.

2 минуты

Выучить правило: с.115 - 116, упр. 228 ( к словам с непроизносимым согласным подобрать проверочное слово).

Записывают д\з

Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

8. Рефлексия (итог урока)

5 минут

Ребята урок подходит к концу давайте вспомним всё что мы узнали сегодня на уроке.



Какова тема нашего урока?



Какую цель ставили перед собой?

Достигли мы цели?


Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?





Оцените себя на уроке. Если вы были активными, поняли материал, вы разбираетесь, то вы поднимаете зеленый карандаш, если вам было трудно и вам нужна помощь учителя, то вы поднимаете желтый, если вам было ничего не понятно, то красный карандаш.

Спасибо за урок!

Поводят итог.




Слова с непроизносимыми согласными.

Изучить слова с непроизносимыми согласными.

Да, достигли

Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.



Спасибо!

Регулятивные-осуществлять итоговый контроль.

Регулятивные – анализировать собственную работу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка

Автор: Серова Анастасия Павловна

Дата: 04.03.2022

Номер свидетельства: 601667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства