Работа с эпиграфом Ты вспоминаешь родину такою, Какой её ты в детстве увидал: Клочок земли, припавший к трем берёзам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом Песчаный берег с низким ивняком К.Симонов Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. - Какой смысл автор вкладывает в эти слова? - Что вы вкладываете в понятие «Родина»? Способность любить родину, ощущать неразрывную связь с ней, беречь ее - великий дар судьбы. Издавна на Руси почитали землю, называя матушкой - кормилицей, берегли её и защищали. Русские поэты и писатели благословляли Родину. Мысли о родной земле наших современников, я уверена, помогут вам в создании собственного высказывания. Формулировка темы урока. Какова цель нашего урока и чему мы должны научиться? Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов. 2. Работа с текстом Прочитайте выразительно текст и выполните задания к нему. Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину». А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову. И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом растроганном бое. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж, какая она – это Родина, - всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит свою работящую пристепную Русь мой друг, негромко, но так проникновенно поющий о ней вот уже более двадцати лет. (В.П.Астафьев. О моём друге). 3. Задание группам - Докажите, что это текст. - К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. - Определите тип текста. - Какова его тема? Выпишите ключевые слова текста. - Как вы думаете, почему в рассказ о друге вошли рассуждения о любви к земле и к Родине? Каково было намерение автора, когда он создавал этот текст? - Как вы понимаете смысл выражений «проникновенно поющий», «любить землю», «займётся сердчишко»? Обратитесь к словарю. - Докажите, что слово земля многозначное. Составьте предложения таким образом, чтобы в них проявились разные значения слова. - Укажите, в какой форме использованы глаголы. Почему в разных абзацах использованы глаголы в разных формах лица? - Какие языковые средства использует автор, чтобы чётко и образно выразить свои мысли. Физкультминутка 4. Творческая мастерская Используя одно из предложений данного текста как тезис, напишите своё сочинение - рассуждение |