Конспект урока русского языка по теме "Описание внешности человека"
Конспект урока русского языка по теме "Описание внешности человека"
Конспект урока русского языка по теме "Описание внешности человека, изображенного на картине" в 6 классе специальной (коррекционной) школе- интернате I-II вида (IIотделение). Урок соответствует ФГОС и разработан на основе методики обучения в сотрудничестве детей с нарушением слуха. Учащиеся работают в группах и парах под руководством учителя. В качестве иллюстративного материала используется картина Ф. П. Решетникова "Опять двойка".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(обучение в сотрудничестве учащихся с нарушением слуха и интеллекта)
Тема: «Описание внешности человека, изображенного на картине».
Цели для учителя: закрепить у обучающихся понятия о описательном типе текста, определить порядок написания текста, расширять и уточнять словарь « портретной» лексики; познакомить с новой деталью внешности человека: позой; учить связывать внешность с чертами характера человека.
Цели для учащихся: закреплять навыки коллективно-распределенной учебной деятельности (групповая работа); учиться художественному восприятию произведения искусства, выражению личного отношения к изображаемому.
Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка», интерактивная доска, таблицы.
Ход урока
Мотивационно - ориентировочный этап. Сообщение темы и плана урока, условия выполнения работы, критериев оценки знаний.
-Здравствуйте. Прошу садиться. Наденьте наушники. Включите аппараты. Все готовы?
-Внимание! Проверка слуха (за экраном).
- Как вы меня слышите,… ?
- Какой урок будет?
- Какая тема урока?
Типовые реплики, диалоги учащихся: Сейчас по расписанию будет урок русского языка и.т.п
-Определимся с группами (диады или триады)
Учащиеся делятся на группы, если необходимо выбирают наблюдателя.
Фонетическая ритмика.(на доске)
-Послушайте план урока. Мы будем работать над сочинением. Сначала мы будем говорить о художнике. Потом будем работать в группах и составлять описание внешности людей, изображенных на картине.
Коллективное чтение текста и словарная работа. Сведения о художнике (текст на доске).
- Послушайте задание: прочитайте текст.
Дети читают текст. Способы чтения выбираются учителем в зависимости от контингента учащихся.
Работа по картине.
Обучающиеся делятся на диады, каждая отвечает за свой персонаж. Первая – за описание внешности мальчика, вторая – младшего брата, третья – матери, четвертая – старшей сестры. Одному ученику из группы предлагается подойти к доске и рассмотреть картину, сделать наброски к портрету.
- Будем отвечать на вопросы:
- Кого изобразил художник?
- Что изображено на картине?
Дети в группе рассказывают (докладывают) о своих наблюдениях друг другу, определяется участие каждого в работе.
Коллективная работа по описанию персонажей картины по вопросному плану.
- Что мы будем делать?
На доске вопрос, а рядом слова и фразы; учащиеся выбирают нужные речевые средства, предлагают свои, конструируют ответы в виде простых и сложных предложений, работая в группе.
Вопросный план
Словарь
Кого художник изобразил на первом плане?
Это мальчик изображен (нарисован) в комнате.
В какой позе изображен мальчик?
На доске: «Поза» - положение тела человека.
( Что он делает?)
Стоит (напряженно, спокойно, расслаблено, неуверенно), в одной руке держит (какой?) портфель? (новый, старый).
Как он выглядит?
Возраст.
Большой, юный, взрослый. Маленький в возрасте 5,6,7…. лет.
Можно ли по внешнему виду определить черты характера? Какие?
Ответы учащихся разных групп : « Я думаю, что мальчик неорганизованный» и.т.д.
- Что вы делали?
- Кого вы описывали?
Типовые вопросы задаются учителем или детьми по мере необходимости в ходе работы.
Остальные диады во время устной работы 1-ой диады заполняют графу таблицы «Мальчик» на доске и в черновиках, по желанию дополняют ответы «сотрудников».
- Продолжит устную работу по описанию персонажей картины 2-ая диада.
- Что вы будете делать? (Описывать младшего брата).
Дети работают по аналогичной таблице с небольшими изменениями.
1,3,4 диады выполняется письменная работа на доске и в тетрадях, приводятся свои варианты ответов. Так работают все диады. Взаимоучастие в общей работе контролируется учителем.
Составление плана-таблицы сочинения.
Таблица на доске и у каждого ученика. Варианты слов обсуждаются и записываются на доске и в черновики.
Персонаж
Мальчик
Младший брат
Мама
Старшая сестра
Внешность
Лицо
Выражение лица
Волосы
Глаза
Взгляд
Нос
Рот
Губы
Одежда
-Внимание! Дальше у нас по плану устный рассказ.
- Что мы будем делать? (мы будем составлять устный рассказ).
Учитель напоминает о необходимости построения синонимичных предложений установкой: «Как можно сказать по-другому?» осуществляет посредническую помощь для организации взаимодействия между диадами.
- Послушай, как сказала…. Повтори. Скажем вместе. Вам понравилось как сказал….? и.т.п
- Что мы делали? (Мы составили детальное описание мальчика (младшего брата, мамы и. т. д.))
- Что в портрете главное? (отражение характера).
Общая оценка изображенного. Выражение личного отношения к изображенному на картине (элементы рефлексии). Составление предложений. За работу членам диад выдаются фишки, которые идут в копилку мини-группы, а потом при подсчете выясняется, какая диада лучше (образнее) «подбирала» слова и выражения.
- Каждая бригада составит свой текст сочинения.
-…, прочитай ваше сочинение.
- Вам понравилось сочинение этой группы?
-..., иди, пожалуйста, расскажи о работе своей бригады.
- Что мы делали? Как мы работали?
-Послушайте результаты вашей работы.
Возможна самооценка и взаимооценка учащихся: «Я думаю, отметка …, так как я…. Сегодня активно работал(а)…, оценка…. Хорошо дополняла ответы других…., оценка -…. Молодец сегодня ….. оценка-…
6. Домашнее задание.
- Дома нужно составить и записать сочинение по картине «Опять двойка».