kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: В. Гауф. "Маленький Мук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Аннотация

1) Автор урока:

преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Попова С. В.

2) Описание урока

  • Тема: В. Гауф. «Маленький Мук»
  • Предметная область: литературное чтение (внеклассное чтение) в начальных классах.
  • Участники урока: учащиеся 4 класса
  • Цель: формирование читательской самостоятельности в рамках знакомства с автором и его произведениями.
  • Дидактические и методические задачи:
  • Создать условия для формирования необходимого уровня читательской  компетентности;
  • овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания - характеристики героя произведения, пересказа);
  • овладения приёмами ориентировки в книге (различать книги по существенным признакам);
  • формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • восприятия литературного произведения как особого вида искусства;
  • знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.

Время работы –1  час.

Источники информации:

1. http://www dic.academic.ru;

2. www.wikipedia.org.;

3. Гауф В. «Маленький Мук».

4. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.-  М., «Академия», 2008.

5. Светловская Н.Н, Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.

Ход урока

1.Подготовка к восприятию текста.

- Однажды по дороге шли мать и дочь – Фантазия и Сказка.

Вам, конечно, знакомы эти слова, но не как имена.

Фантазия – это выдумка, вымысел, чудесное, невероятное.

- А слово «сказка» вам давно известно. Какой жанр называют сказкой?

Сказка – это фантастическое произведение, сказочные события и герои – это чудесный мир и необыкновенные герои. Сказка – это тайна, которую мы постоянно открываем.

- Откроем и сегодня на уроке внеклассного чтения таинственный мир сказок прекрасного немецкого писателя-сказочника Вильгельма Гауфа.

-На крыльях фантазии-матери прилетела Сказка писателя Вильгельма Гауфа. Он прожил, как мотылек, очень короткую жизнь (1802-1827) – всего 25 лет. Очень хотел и любил учиться. Сам, с раннего детства, оставшись без отца, зарабатывал себе на жизнь.

Сказки Гауфа интересны всем – и взрослым, и детям. Почему? Попробуем понять.

2. Рассматривание книг книжной выставки.

- Рассмотрим книги сказок. Что в основном представляют собой эти книги? (Сборники произведений).

- Сравним по названиям:

1. Сказки зарубежных писателей.  

2. В. Гауф. Сказки.

- В чем отличие? (Один  - сборник сказок только Гауфа. Другой - сборник сказок разных авторов).

- Как узнали? (Обложка содержит  данные: фамилия, имя автора, название жанра произведения).

- Но, может, во второй книге сказок Гауфа нет? (посмотрим оглавление)

- Где находится оглавление?

- Как  обложка книги говорит, что эти сказки нравятся детям? («Любимые книги детства»).

- Для кого эти книги? Как узнать? (обратить внимание на издательство, объем, оглавление).

- Что ещё сделаем, чтобы больше узнать? Прочитать аннотацию (аннотация – пояснение к книге).

-Полистаем, рассмотрим иллюстрации.

- Делимся впечатлениями о книгах.

- Как называются сказки, которые вы читали? («Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-Аист»).

- О чем можно судить по названию?

- Уже названия дают возможность почувствовать, что мы, открыв страницу-дверь, попадаем в необыкновенный, сказочный мир.

3. Анализ текста.

- Итак, поразмышляем вместе, о чем заставляет задуматься нас с вами сказка немецкого писателя В. Гауфа  «Маленький Мук».

- Вдумайтесь в название сказки. О чем оно говорит? (Содержит необычное, не свойственное ни нашему, ни немецкому языку имя героя. Слово «маленький» - часть имени, - говорит о том, что он либо мал во возрасту – мальчик, либо это просто человек маленького роста).

- Правильно,  и имя необычно, и внешность. Как называют таких людей? (Лилипут, карлик, уродец).

- Кто найдет в тексте, как об этом говорится? Перечитаем:

1 абзац: «В то время Маленький Мук уже был стариком, но рост имел… смешной,…

                тощее тельце,… огромная голова».

2 абзац: «Снизу казалось, будто…»

3 абзац: «Вот осторожно раскрылась дверь…»

Таким образом, он выглядел нелепым, неуклюжим, смешным, уродливым, непохожим на окружающих.

- Можно ли понять, каково жилось Маленькому Муку?

Какими словами об этом можно сказать? (Неудобно – гулял только по крыше, одиноко - никому не было до него дела, неуютно – над ним смеялись, жизнь – полная страданий, нелегкая, тяжелая, горькая, несчастная судьба).

-Ничто так сильно не ранит, как то, что над тобой смеются. Злорадный смех приносит боль.

- Но ведь не все относились так к Маленькому Муку, в этом вы убедились, прочитав начало. Отец рассказчика уважителен и почтителен к Муку.

-Подумаем: почему неказистый, маленький уродец достоин уважения и почтительного отношения к себе?

Мук – стойкий человек. Его не сломило черствое, жестокое отношение к нему родственников; вынослив, терпелив – после ухода из дома, после смерти отца он, собрав последние силы, идет голодный, без гроша, ночуя на голой земле, на поиски счастья. Никто не открыл ему двери, не пригласил отдохнуть, набраться сил, никто не посочувствовал. Одному  на свете  страшно.

Несмотря на это, он труженик, стремится честно заработать себе на кусок хлеба, даже имея волшебные предметы – туфли и тросточку; ему свойственно чувство собственного достоинства; и хотя  над ним смеются (он в широких шароварах, длинных-предлинных  туфлях), он стоит с гордым видом, подбоченясь, спокойно, зная, что должен  победить.

В сражении Мук – достойный противник. Он заставил уважать себя даже короля.

Он доверчив. Его наивность стала причиной последующих несчастий.

Правдив. Честен. Не лжет даже в трудное для себя время.

Стремится к добрым отношениям с людьми.

Щедр. От всего сердца стремится поделиться  тем, что имеет (драгоценностями).

Мягок и беззащитен перед власть имущими.
Но нужно  уметь защищаться от подлости, жестокости, коварства, и Маленький Мук достойно отплатил обидчикам: зло должно быть наказано.

(Как отплатил – расскажем. В процессе обсуждения докажем примерами).

- Какой ещё урок отец преподнес сыну? За что ещё достоин уважения этот сказочный герой? (Мук много испытал, но не сломлен, не упал духом, он не побежден – он победитель).

- И все вместе мы постараемся понять одну очень важную истину. А найти эту истину поможет иллюстрация.

-Рассмотрите все возможные иллюстрации к этой сказке во  всех книгах. Разные художники… Разные портреты. Но что-то во всех этих рисунках общее. Что?

- На иллюстрациях мы видим внешне неказистого карлика.

А лицо?.

- Каким его показали разные художники-иллюстраторы детских книг? (в нем сквозит ум, внимание, желание помочь; отчаяние, мука, боль; удовлетворение – когда отомстил).

- Как вы думаете, что немецкий писатель-сказочник хотел сказать своей сказкой о людях?

(Часто за неказистой внешностью скрывается ясный, острый ум, доброта и великодушие, желание делать добро. Не суди о человеке по его внешнему облику, цени по делам его).

4. Сопоставление текстов автора.

- Кто из вас читал сказку, один из уроков  которой тот, что мы сейчас открыли? («Карлик Нос»).

- Понравилась ли она вам? Чем?

- За что же наказан Карлик Нос?

(Будь человечным! Не высмеивай физических недостатков.)

- Знаете ли вы ещё сказки Гауфа?

- Почему посоветовали бы товарищам эту сказку прочитать?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: В. Гауф. "Маленький Мук"»

Конспект урока


Аннотация


1) Автор урока:

преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»


Попова С. В.


2) Описание урока

  • Тема: В. Гауф. «Маленький Мук»

  • Предметная область: литературное чтение (внеклассное чтение) в начальных классах.

  • Участники урока: учащиеся 4 класса

  • Цель: формирование читательской самостоятельности в рамках знакомства с автором и его произведениями.

  • Дидактические и методические задачи:

  • Создать условия для формирования необходимого уровня читательской компетентности;

  • овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания - характеристики героя произведения, пересказа);

  • овладения приёмами ориентировки в книге (различать книги по существенным признакам);

  • формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • восприятия литературного произведения как особого вида искусства;

  • знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.

Время работы –1 час.


Источники информации:

1. http://www dic.academic.ru;

2. www.wikipedia.org.;

3. Гауф В. «Маленький Мук».

4. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.- М., «Академия», 2008.

5. Светловская Н.Н, Пиче-Оол Т.С.. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.



Ход урока

1.Подготовка к восприятию текста.

- Однажды по дороге шли мать и дочь – Фантазия и Сказка.

Вам, конечно, знакомы эти слова, но не как имена.

Фантазия – это выдумка, вымысел, чудесное, невероятное.

- А слово «сказка» вам давно известно. Какой жанр называют сказкой?

Сказка – это фантастическое произведение, сказочные события и герои – это чудесный мир и необыкновенные герои. Сказка – это тайна, которую мы постоянно открываем.

- Откроем и сегодня на уроке внеклассного чтения таинственный мир сказок прекрасного немецкого писателя-сказочника Вильгельма Гауфа.

-На крыльях фантазии-матери прилетела Сказка писателя Вильгельма Гауфа. Он прожил, как мотылек, очень короткую жизнь (1802-1827) – всего 25 лет. Очень хотел и любил учиться. Сам, с раннего детства, оставшись без отца, зарабатывал себе на жизнь.

Сказки Гауфа интересны всем – и взрослым, и детям. Почему? Попробуем понять.

2. Рассматривание книг книжной выставки.

- Рассмотрим книги сказок. Что в основном представляют собой эти книги? (Сборники произведений).

- Сравним по названиям:

1. Сказки зарубежных писателей.

2. В. Гауф. Сказки.

- В чем отличие? (Один - сборник сказок только Гауфа. Другой - сборник сказок разных авторов).

- Как узнали? (Обложка содержит данные: фамилия, имя автора, название жанра произведения).

- Но, может, во второй книге сказок Гауфа нет? (посмотрим оглавление)

- Где находится оглавление?

- Как обложка книги говорит, что эти сказки нравятся детям? («Любимые книги детства»).

- Для кого эти книги? Как узнать? (обратить внимание на издательство, объем, оглавление).

- Что ещё сделаем, чтобы больше узнать? Прочитать аннотацию (аннотация – пояснение к книге).

-Полистаем, рассмотрим иллюстрации.

- Делимся впечатлениями о книгах.

- Как называются сказки, которые вы читали? («Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-Аист»).

- О чем можно судить по названию?

- Уже названия дают возможность почувствовать, что мы, открыв страницу-дверь, попадаем в необыкновенный, сказочный мир.

3. Анализ текста.

- Итак, поразмышляем вместе, о чем заставляет задуматься нас с вами сказка немецкого писателя В. Гауфа «Маленький Мук».

- Вдумайтесь в название сказки. О чем оно говорит? (Содержит необычное, не свойственное ни нашему, ни немецкому языку имя героя. Слово «маленький» - часть имени, - говорит о том, что он либо мал во возрасту – мальчик, либо это просто человек маленького роста).

- Правильно, и имя необычно, и внешность. Как называют таких людей? (Лилипут, карлик, уродец).

- Кто найдет в тексте, как об этом говорится? Перечитаем:

1 абзац: «В то время Маленький Мук уже был стариком, но рост имел… смешной,…

тощее тельце,… огромная голова».

2 абзац: «Снизу казалось, будто…»

3 абзац: «Вот осторожно раскрылась дверь…»

Таким образом, он выглядел нелепым, неуклюжим, смешным, уродливым, непохожим на окружающих.

- Можно ли понять, каково жилось Маленькому Муку?

Какими словами об этом можно сказать? (Неудобно – гулял только по крыше, одиноко - никому не было до него дела, неуютно – над ним смеялись, жизнь – полная страданий, нелегкая, тяжелая, горькая, несчастная судьба).

-Ничто так сильно не ранит, как то, что над тобой смеются. Злорадный смех приносит боль.

- Но ведь не все относились так к Маленькому Муку, в этом вы убедились, прочитав начало. Отец рассказчика уважителен и почтителен к Муку.

-Подумаем: почему неказистый, маленький уродец достоин уважения и почтительного отношения к себе?

Мук – стойкий человек. Его не сломило черствое, жестокое отношение к нему родственников; вынослив, терпелив – после ухода из дома, после смерти отца он, собрав последние силы, идет голодный, без гроша, ночуя на голой земле, на поиски счастья. Никто не открыл ему двери, не пригласил отдохнуть, набраться сил, никто не посочувствовал. Одному на свете страшно.

Несмотря на это, он труженик, стремится честно заработать себе на кусок хлеба, даже имея волшебные предметы – туфли и тросточку; ему свойственно чувство собственного достоинства; и хотя над ним смеются (он в широких шароварах, длинных-предлинных туфлях), он стоит с гордым видом, подбоченясь, спокойно, зная, что должен победить.

В сражении Мук – достойный противник. Он заставил уважать себя даже короля.

Он доверчив. Его наивность стала причиной последующих несчастий.

Правдив. Честен. Не лжет даже в трудное для себя время.

Стремится к добрым отношениям с людьми.

Щедр. От всего сердца стремится поделиться тем, что имеет (драгоценностями).

Мягок и беззащитен перед власть имущими.
Но нужно уметь защищаться от подлости, жестокости, коварства, и Маленький Мук достойно отплатил обидчикам: зло должно быть наказано.

(Как отплатил – расскажем. В процессе обсуждения докажем примерами).

- Какой ещё урок отец преподнес сыну? За что ещё достоин уважения этот сказочный герой? (Мук много испытал, но не сломлен, не упал духом, он не побежден – он победитель).

- И все вместе мы постараемся понять одну очень важную истину. А найти эту истину поможет иллюстрация.

-Рассмотрите все возможные иллюстрации к этой сказке во всех книгах. Разные художники… Разные портреты. Но что-то во всех этих рисунках общее. Что?

- На иллюстрациях мы видим внешне неказистого карлика.

А лицо?..

- Каким его показали разные художники-иллюстраторы детских книг? (в нем сквозит ум, внимание, желание помочь; отчаяние, мука, боль; удовлетворение – когда отомстил).

- Как вы думаете, что немецкий писатель-сказочник хотел сказать своей сказкой о людях?

(Часто за неказистой внешностью скрывается ясный, острый ум, доброта и великодушие, желание делать добро. Не суди о человеке по его внешнему облику, цени по делам его).

4. Сопоставление текстов автора.

- Кто из вас читал сказку, один из уроков которой тот, что мы сейчас открыли? («Карлик Нос»).

- Понравилась ли она вам? Чем?

- За что же наказан Карлик Нос?

(Будь человечным! Не высмеивай физических недостатков.)

- Знаете ли вы ещё сказки Гауфа?

- Почему посоветовали бы товарищам эту сказку прочитать?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: В. Гауф. "Маленький Мук"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273136

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства