Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»»
МОУ Судиславская СОШ Субботина Т.Б.
Конспект урока по русскому языку в 6 кл
Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.
Формировать следующие умения:
- наблюдать;
- выделить главное, особенно в описываемой личности;
- уместно использовать в высказывании «портретную» лексику;
- отличать описательный тип от других типов речи;
- соединять в тексте фрагменты разных типов значений;
- производить лингвостилистический анализ готового текста – описания;
- строить по образцу текст – описание внешности человека (сочинение).
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы урока. Введение в речевую ситуацию.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – описанию внешности человека.
Описание внешности – важное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.
III. Определение целей и задач урока.
—Работу над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками».
Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изобразительного искусства, и постараемся эти знания применить на нашем уроке.
IV. Проверка домашнего задания. Знакомство с отдельными страницами биографии художника.
С творчеством Серова вы знакомы.
- Что вы знаете о Серове? Его родителях?
- Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи?
- Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился?
- У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику?
- Какие еще картины Серова вы знаете?
V. Подготовка учащихся к восприятию картины (на основе презентации). Осмысление темы урока.
—Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру.
Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности.
В.А Серов – великолепный портретист глубоко понимая духовный мир детей и изоброжая их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов: «Девочка с персиками» (1887г.) «Саша Серов», «Дети», «Дети Боткиных», «Миха Морозов», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы» и др. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, той особой непосредственностью, которая свойственна изображением мимолетно схваченной натуры.
Не пытаясь представить свои юные модели более взрослыми, художник вместе с тем проявляет глубокий интерес к жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера, которая светится в любознательно-вопрошаещем, чуть –чуть беспокойном выражении их глаз. Серьезная сосредоточенность еще более усиливает поэтическое обаяние детского душевного мира. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л.Н. Толстого и в рассказах А.П. Чехова.
VI. Восприятие картины.
- А сейчас, ребята, непосредственно обратимся к репродукции. Рассмотрите картину внимательно.
VII. Комплексный анализ картины под руководством учителя.
Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
- Что изображено на картине?
(Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски).
- Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?
- Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему.
- Что вы чувствуете и о чем думаете когда смотрите на этот портрет?
- Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?
- А какой у нее характер?
- Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?
- Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?
- Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?
- Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона?
- Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой?
- Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине?
- Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости)
- Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины?
VIII. Анализ искусствоведческого текста, составление плана.
— Мы с вами учимся не просто рассматривать, а описывать портрет, в этом нам помогут два текста, написанных известными искусствоведами Г.С. Арбузовым и И.Э. Грабарем о портрете – картине «Девочка с персиками» кисти В.А. Серова.
Прочитаем 1-ый текст (чтение текста) Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве ,подмосковном имении С.М. Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обереваемый жаждой творчества.
О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов - все это прелестно, все оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство.
Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих "случайностях",сквозит неповторимая радость жизни.
С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова, /по Г.С.Арбузову/.
- На какие черты обращает внимание автор, и в какой последовательности?
Черты портрета.
Лицо.
Взгляд.
Волосы
Руки
Одежда.
Обстановка (интерьер)
Цвет
Свет
IX. Определение темы и основной мысли текстов.
- А сейчас выпишите из текста эпитеты, характеризующие эти черты.
- Определите цель этого высказывания? (Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление).
- Чему учит нас Арбузов? (Всматриваться в портрет)
- Какова основная мысль текста? «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях» «сквозит» «неповторимая» радость жизни».
X. Лингво-эстетический анализ текста.
— Действительно, Арбузов учит нас всматриваться в портрет, описывать его, для этого он активно использует «описательные части речи» прилагательные и существительные. (слова со значением признака). Я посчитала, из 225 слов – 18 знаменательных частей речи, из них 26 прилагательных, 12 причастия, 58 существительные со значением признака и только 16 глаголов.
- А теперь обратимся к тексту Грабаря?
Вернувшись в Москву в 1887г (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запошит. Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давноуже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва ее узнал. Черно глазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать - в том самом платьице, в котором увидал, -в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течениевсего августа и половины сентября.
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он задумал не просто портрет, а портрет-картину .Как не восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще более волновала сама модель, ясные детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ.
Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.
Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным невыразимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. "Девочка с персиками", как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства.
(По И.Грабарю).
- Что нового вы узнали из этого текста?
(Мы узнали об истории создания картины «Девочка с персиками», о том какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении)
- Чему учит нас Грабарь?
(Грабарь учит нас передавать свои чувства, давать оценку художественному произведению).
XI. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Наша задача, соединить воедино то, чему учит нас Арбузов (всматриваться в портрет и описывать его) и чему нас учит Грабарь (передавать свои чувства и давать оценку художественного произведения).
- Ребята, можно ли воспользоваться планом, который мы составили, для написания домашнего сочинения.
—Какой пункт нужно еще добавить в план?
VI. Мои впечатления от картины.
XII. Рефлексия.
- Дома вы будете писать сочинение. Подумайте, как вы озаглавите свое сочинение. Помните, что название может быть связано с темой текста и основной мыслью.
У вас на листочках написано несколько тем, выберите, какая вам больше нравится.
— Какие из заголовков, которые вы назвали, передают тему, а какие главную мысль вашего будущего сочинения?