kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 кл

Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».

Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.

Формировать следующие умения:

- наблюдать;

- выделить главное, особенно в описываемой личности;

- уместно использовать в высказывании  «портретную» лексику;

- отличать описательный тип от других типов речи;

- соединять в тексте фрагменты разных типов значений;

- производить лингвостилистический анализ готового текста – описания;

- строить по образцу текст – описание внешности человека (сочинение).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»»

МОУ Судиславская СОШ Субботина Т.Б.

Конспект урока по русскому языку в 6 кл



Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».


Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.

Формировать следующие умения:

- наблюдать;

- выделить главное, особенно в описываемой личности;

- уместно использовать в высказывании «портретную» лексику;

- отличать описательный тип от других типов речи;

- соединять в тексте фрагменты разных типов значений;

- производить лингвостилистический анализ готового текста – описания;

- строить по образцу текст – описание внешности человека (сочинение).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока. Введение в речевую ситуацию.

— Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – описанию внешности человека.

Описание внешности – важное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.

III. Определение целей и задач урока.

—Работу над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками».

Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изобразительного искусства, и постараемся эти знания применить на нашем уроке.

IV. Проверка домашнего задания. Знакомство с отдельными страницами биографии художника.

С творчеством Серова вы знакомы.

- Что вы знаете о Серове? Его родителях?

- Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи?

- Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился?

- У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику?

- Какие еще картины Серова вы знаете?

V. Подготовка учащихся к восприятию картины (на основе презентации). Осмысление темы урока.

—Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру.

Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности.

В.А Серов – великолепный портретист глубоко понимая духовный мир детей и изоброжая их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов: «Девочка с персиками» (1887г.) «Саша Серов», «Дети», «Дети Боткиных», «Миха Морозов», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы» и др. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, той особой непосредственностью, которая свойственна изображением мимолетно схваченной натуры.

Не пытаясь представить свои юные модели более взрослыми, художник вместе с тем проявляет глубокий интерес к жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера, которая светится в любознательно-вопрошаещем, чуть –чуть беспокойном выражении их глаз. Серьезная сосредоточенность еще более усиливает поэтическое обаяние детского душевного мира. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л.Н. Толстого и в рассказах А.П. Чехова.

VI. Восприятие картины.

- А сейчас, ребята, непосредственно обратимся к репродукции. Рассмотрите картину внимательно.

VII. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

- Что изображено на картине?

(Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски).

- Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?

- Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему.

- Что вы чувствуете и о чем думаете когда смотрите на этот портрет?

- Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?

- А какой у нее характер?

- Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?

- Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?

- Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?

- Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона?

- Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой?

- Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине?

- Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости)

- Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины?

VIII. Анализ искусствоведческого текста, составление плана.

— Мы с вами учимся не просто рассматривать, а описывать портрет, в этом нам помогут два текста, написанных известными искусствоведами Г.С. Арбузовым и И.Э. Грабарем о портрете – картине «Девочка с персиками» кисти В.А. Серова.

Прочитаем 1-ый текст (чтение текста)
Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве ,подмосковном имении С.М. Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обереваемый жаждой твор­чества.

О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за порт­рет, говорит его письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынеш­нем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокой­но, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота то­нов - все это прелестно, все оставляет глубокий след в душе каждого чело­века, любящего русское искусство.

Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфо­ровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих "случайностях",сквозит неповторимая радость жизни.

С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым по­током из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту еди­ную, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живопи­си молодого Серова, /по Г.С.Арбузову/.


- На какие черты обращает внимание автор, и в какой последовательности?

  1. Черты портрета.

  1. Лицо.

  2. Взгляд.

  3. Волосы

  4. Руки

  1. Одежда.

  2. Обстановка (интерьер)

  3. Цвет

  4. Свет

IX. Определение темы и основной мысли текстов.

- А сейчас выпишите из текста эпитеты, характеризующие эти черты.

- Определите цель этого высказывания? (Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление).

- Чему учит нас Арбузов? (Всматриваться в портрет)

- Какова основная мысль текста? «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях» «сквозит» «неповторимая» радость жизни».

X. Лингво-эстетический анализ текста.

— Действительно, Арбузов учит нас всматриваться в портрет, описывать его, для этого он активно использует «описательные части речи» прилагательные и существительные. (слова со значением признака). Я посчитала, из 225 слов – 18 знаменательных частей речи, из них 26 прилагательных, 12 причастия, 58 существительные со значением признака и только 16 глаголов.

- А теперь обратимся к тексту Грабаря?

Вернувшись в Москву в 1887г (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запошит. Он был не­сказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой дав­но уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва ее узнал. Черно глазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать - в том самом платьице, в ко­тором увидал, -в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день нача­лись сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в тече­ние всего августа и половины сентября.

Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он заду­мал не просто портрет, а портрет-картину .Как не восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще более волновала сама модель, ясные детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ.

Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.

Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным невы­разимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. "Девочка с персиками", как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства.

(По И.Грабарю).

- Что нового вы узнали из этого текста?

(Мы узнали об истории создания картины «Девочка с персиками», о том какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении)

- Чему учит нас Грабарь?

(Грабарь учит нас передавать свои чувства, давать оценку художественному произведению).

XI. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Наша задача, соединить воедино то, чему учит нас Арбузов (всматриваться в портрет и описывать его) и чему нас учит Грабарь (передавать свои чувства и давать оценку художественного произведения).

- Ребята, можно ли воспользоваться планом, который мы составили, для написания домашнего сочинения.

—Какой пункт нужно еще добавить в план?

VI. Мои впечатления от картины.

XII. Рефлексия.

- Дома вы будете писать сочинение. Подумайте, как вы озаглавите свое сочинение. Помните, что название может быть связано с темой текста и основной мыслью.

У вас на листочках написано несколько тем, выберите, какая вам больше нравится.

— Какие из заголовков, которые вы назвали, передают тему, а какие главную мысль вашего будущего сочинения?


  1. «Пленительный детский образ».

  2. «Удивительный портрет».

  3. «Портрет Веры Мамонтовой».

  4. «Незабываемый русский портрет».

  5. «Взгляд из детства».

  6. «Чистота детской души».

  7. «Лучший портрет Серова».

  8. «Неповторимая радость жизни».

  9. «Символ юности, красоты».

  10. «Образ счастливой пары».

XIII. Оценивание себя.

— Как я работал на уроке?

— Как я готов к написанию сочинения?

XIV. Итог урока. Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Субботина Татьяна Борисовна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309223


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства