Конспект урока русского языка по теме "Не с наречиями на о-е" 7 класс
Конспект урока русского языка по теме "Не с наречиями на о-е" 7 класс
Данный урок рассчитан на 40 минут; является 1-ым в данной теме. Он призван ознакомить учащихся с закономерностями слитного и раздельного правописания наречий;формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи;
На уроке применяется дифференцированный подход в обучении учащихся. Поскольку учащиеся класса обладают практически одинаковыми знаниями, умениями и навыками, работа была рассчитана на два варианта. Вопросы, предлагаемые учащимся, были почти одного уровня сложности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Не с наречиями на о-е" 7 класс »
План –конспект урока русского языка в 7 классе
ТЕМА:Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е.
Цель: Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями на -О, -Е.
Задачи:
образовательные: 1) ознакомить учащихся с закономерностями слитного и раздельного правописания наречий;
2) формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
3) учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи;
развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи;
воспитательные: 1) формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала;
2) формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны научиться находить в словах изучаемую орфограмму, отличать наречия от сочетаний именных частей речи.
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием приемов технологии «Критическое мышление» (Ключевое слово; кластер; «зигзаг»; групповая дискуссия; «мозговой штурм»; взаимопроверка).
Оборудование: учебник для 7 класса под ред. М.Т.Баранова; Конверты с раздаточным материалом; «смешные мордашки», предназначенные для проверки усвоения материала.
Ход урока.
1 Организационный момент. .
Настрой на урок.
- Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах:
На уроке будь старательным, Будь спокойным и… (внимательным). Все пиши, не отставая, Слушай не… (перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все… (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку… (поднимать). Будь прилежен на уроке, Не болтай: ты не… (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши его…(перебивать). А помочь захочешь другу - Подними спокойно… (руку).
- Во время урока мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания
Запись числа и классной работы
Стадия вызова.Слайд 1
На доске записаны словосочетания:
Пребывать в неведенье; неверный ответ; непросохшая земля; слушать не перебивая; писать неаккуратно; не друг, а враг; не трудный, а легкий; вовсе не случайно; не закончившееся вовремя собрание; не далеко, а близко; невежественный человек; не ответить на вопрос.
- Какая орфограмма нам встретилась во всех словосочетаниях? (Правописания не с разными частями речи).
- Объясните правописание не со словами.Слайд 1
- Правописание не с какой частью речи вы не смогли объяснить? (Правописание не с наречием).Слайд2
-Почему? (Незнакомы с правилом правописания не с наречиями).
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание не с наречиями на -о и -е).
Запись темы урока в тетради.Слад3
-Какую цель вы бы поставили? Слайд4
Стадия осмысления.
4.1.Чтение правила на стр. 102(слабая группа)
Сами выводят правило (Сильная группа)
4.2.Работа в группах.Слайд5
- Выписать из упражнения наречия
1 группа – наречия, не употребляющиеся без не;
2 группа – наречия с противопоставлениями;
3 группа – наречия, которые могут быть заменены синонимом;
4 группа – наречия со словами, усиливающими отрицание.
Проверка Слайд6
1
2
3
4
непрестанно
не крепко, а слабо
невежливо
нисколько не весело
невзрачно
не доверчиво, а с подозрением
неискренне
совсем не далеко
невежественно
не высоко, а низко
несерьёзно
ничуть не радостно
неуловимо
не хорошо, а плохо
неграмотно
вовсе не интересно
Устная проверка, с объяснением орфограммы.
4.3.Составление «Кластера».Слайд7
НЕ с наречиями на –о и -е
Слитно
Раздельно
В предложении есть противопоставление с союзом а.
Слово без НЕ не употребляется.
Если наречие в сравнительной или превосходной степени.
Если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…).
Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ.
Проверка. Слайд 8
5 ФИЗМИНУТКА“Сотвори солнце в себе”Слайд 9
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит, и греет. Давайте сотворим в себе солнце.
Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка стала еще больше. Направляю лучики с добром, радостью, теплом, светом, нежностью, лаской. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. (Руки в стороны перед собой)
“Наши глазки”
Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти легкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно, Ну а дальше – будь здоров! Теперь и вы все отдохнули, Новая забота: Нужно сделать на “отлично” Новую работу.
6. «Ключевые слова». Работа в парах.
Каждой паре дается по наречию. Необходимо составить предложения, в которых данное наречие будет писаться с не слитно и раздельно.
Запись на доске составленных предложений. Затем отбор верных и неверных вариантов.
Для слабой группы дан текст, где встречается изучаемая на уроке орфограмма. Учащимся предлагается использовать правила, алгоритм в практической работе и решить орфографические задачи.
Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.
ПРАВИЛЬНО! Солнце несмело (робко) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать не по-летнему жарко. Неожиданно (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легко. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели не грустно, а весело.
7 «Зигзаг».
Класс делится на две команды. Каждой команде дается конверт, в котором находятся разрезанные пополам предложения. Надо соединить части предложений и объяснить правописание наречий.
Задание дается на время (4 минуты) и скорость (чья команда быстрее справиться).
Предложения для первой команды.
Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
Солнце грело (не)жарко, а ласково.
Знакомство его далеко (не)приятное.
Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
(Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
Он понял задание (не)сразу.
Ученик выглядел (не)хуже всех.
Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.
Предложения для второй команды.
Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
День выдался (не)по-зимнему теплый.
На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
Природа (не)слышно живет вокруг нас.
Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.
Устная проверка. «Групповая дискуссия»: первая команда проверяет правильность ответов второй команды и наоборот.
8. Выводы.
- Озвучьте, когда не с наречиями пишется слитно, а когда – раздельно.Слайд 10
- Знания по данной теме вам пригодятся при сдаче ЕГЭ.
Тест.I Вариант.
Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
Солнце грело (не)жарко, а ласково.
Знакомство его далеко (не)приятное.
Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
(Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
Он понял задание (не)сразу.
Ученик выглядел (не)хуже всех.
Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.
НЕ с наречиями
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
слитно
раздельно
II Вариант.
Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
День выдался (не)по-зимнему теплый.
На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
Природа (не)слышно живет вокруг нас.
Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.
НЕ с наречиями
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
слитно
раздельно
Проверка Слайд 11
Критерии оценивания Слайд 12
Аукцион: ребятам предлагаю к известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕСлайд 13
-Подобного рода задание вам встретиться при прохождении итоговой аттестации.
Как с луны свалился - неожиданно.
Как кошка с собакой - недружно.
Идти своей дорогой - поступать независимо.
Идти на поводу - действовать несамостоятельно.
Играть с огнем - поступать неосмотрительно.
Выставление оценок.
9 Стадия рефлексии.
- Что было на уроке трудным? А что интересным?
- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?
- За это время благодаря вашимумелым действиям мы снова попали в лето. Благодаря ему каждый из вас покажет пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
Если урок для вас прошел на отлично, и вы остались довольны, вы прикрепите к солнышку лучики;
Если урок прошел для вас хорошо, но ничего нового он вам не принес, он ничем не отличался для вас от прежних-то травку;
Если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то капельки дождя из тучки.
-Я рада была работать с вами Слайд 13
4.1. Домашнее задание.
§ 36 исследовать теоретический материал
упражнения №223, №225(на выбор).
Создать перфокарту по изученной теме для одноклассников из 20 слов(по желанию).