Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи"
Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи"
Данный урок имеет большое воспитательное значение. На уроке формировалась социокультурная компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма; коммуникативные умения и навыки: какова роль местоимения в жизни человека, формировались навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи"»
Урок русского языка в 6 классе, по программе С.И. Львовой
Тема: Местоимение как часть речи.
Цели:
Образовательная: дать полное представление о местоимении как о части речи, познакомить с его отличительными признаками путем исследования.
Развивающая: развитие умения формулировать тему урока, определять цели, делать выводы, проводить исследование,оценивать себя;формирование умения находить местоимения в тексте, грамотно употреблять их в речи;
Воспитательная:воспитание коллективизма, внимания к русскому слову.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой:
-Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте ребята. Я рада видеть вас такими красивыми, нарядными, а за окном светит солнце, на улице –весна. У меня прекрасное настроение , и я дарю вам свою улыбку , потому что улыбка – это залог нашей успешной и плодотворной работы.
II. Подготовка к восприятию нового материала. Звучит музыка.
-Ребята, прослушайте фрагмент песни на замечательные слова Р. Рождественского. Слайд №1
-На какие слова в этомотрывке делается акцент? (я, ты, он, она, мы,я)
В таком духе единства и дружбы мы постараемся с вами сегодня работать.
-К какой части речи относятся эти слова?(ответы детей) Значит, темой нашего урока будет…( местоимение)
Оформление работы в тетради (запись числа, темы)Запишем дату и тему урока. Давайте определим значение этого слова:
Местоимение–разберите слово по составу ( ученик у доски)
- На что обратили внимание? ( два корня) Работа с этимологическим словарем От латин. Прономен-«вместо имени»
Вывод: Слайд 2
Эпиграфом нашего урока будут эти строчки.
Я О СЕБЕ ТАКОГО МНЕНИЯ:
ОГРОМНА РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ!
Я ДЕЛУ ОТДАЮСЬ СПОЛНА,
Я ЗАМЕНЯЮ ИМЕНА!
Актуализация знаний.Определение целей исследования в форме фронтального опроса:
-Давайте представим себя в роли исследователей.
-Что делают исследователи? -Что мы будем исследовать?(местоимение как часть речи.) Что мы знаем о местоимении?
В ходе исследования что мы должны выяснить? следующее:.
1.получить представление о местоимении как о части речи;
2.познакомиться с морфологическими признаками местоимения;
3.научиться находить местоимения в тексте, определятьих роль,правильно употреблять местоимения.
-( Слайд 3)Это наши задачи. В течение урока мы проведем эксперименты, будем искать подтверждение полученным фактам, обратимся к справочной литературе,ответим на поставленные вопросы. Это план нашего урока.
II. Работа над новым материалом.
- Ребята, у каждого на столе лежат листочки с текстами. В течение урока мы будем с ними работать. Открепите белый листок. Это лист оценивания. После выполнения каждого задания вы будете ставить в него баллы. В конце урока подведем итог.
1.Начинаем наше исследование( реализация первой задачи)
-Давайте определим, что обозначает местоимение как часть речи. Проведем эксперимент. Внимание на экран. Слайд 4
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
-Вам понятен смысл этого предложения? Почему?( ответы детей)(В предложении нет именных частей речи, которые дают точные определения словам.)
-Давайте зададим вопросы к выделенным словам:- Кто он? (Вова)
- От кого узнал? (От синоптиков)
- Какая погода установится? (Солнечная)
- Через сколько дней? (Через семь дней)
- Озвучьте получившееся предложение.(2-3)
-Запишите каждый свое предложение. Оцените свою работу.
-Вы заменили выделенные слова, какими частями речи они являются?
-Что они обозначают? ( Имя, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)
-Вернемся к нашему предложению. Почему его смысл был нам непонятен?- Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.
Вот как выглядит результат нашего эксперимента.Слайд 6
Часть речи
Значение
Имя существительное
Предмет
Имя прилагательное
Признак предмета
Имя числительное
Количествопредмета
Местоимение
Только указывают на предмет, признак предмета, количествопредмета.
-Проверим наш результат. Обращаемся к теории (Учебник, страница 105).
Вывод: МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
2.– Продолжим наше исследование.
-Как любая часть речи местоимение имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки. К постоянным относится разряд.- Работа с таблицей. Знакомство с разрядами местоимений.
Личные (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно)
Возвратные (себя)
Вопросительные (кто? что? каков? чей?)
Относительные (кто, что, каков, чей)
Неопределённые (некто, кое-кто)
Отрицательные (никто, ничей)
Притяжательные (мой ,твой, наш)
Указательные (тот, этот)
Определительные (весь, самый, другой)
-Местоимения каких разрядов вам знакомы? Более подробно мы изучим разряды на следующих уроках.
-Ребята, сейчас нам предстоит работа- поиск спрятавшихся местоимений.Прочтите текст. Найдите и выпишите 1-2 местоимения, определите их разряд, пользуясь таблицей( Слайд 7) Взаимопроверка. Оценивание
Улыбка-это нечто, чем встречают любого человека -не потому, что он хороший, умный, весёлый. Улыбка дарится просто потому, что перед тобой человек, которому вы не желаете ничего плохого и своей улыбкой желаете ему хорошего настроения.
-Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяется оно … (как имена). А как изменяется большинство имен?(Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.) Внимание на экран.Слайд 9
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна.
- Мы должны выяснить, как изменяются местоимения. Проведем опыт.Найдите местоимения- заместители, измените их по падежам. Работа у закрытой доскидоски. Три ученика у доски, остальные работают по рядам. Каждый ряд проверяет своего товарища.Оценивание.
Она (весна)
Такая (погода)
Несколько (дней)
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Она (весна)
Её (весны)
Ей (весне)
Её (весну)
Ею (весной)
О ней (весне)
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Такая (погода)
Такой (погоды)
Такой (погоде)
Такую (погоду)
Такой (погодой)
О такой (погоде)
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Несколько (дней)
Нескольких (дней)
Нескольким (дням)
Несколько (дней)
Несколькими (днями)
О нескольких (днях)
-Исходя из этой работы, какой вывод мы можем сделать? ( Местоимения изменяются по падежам)
-Прочтем правило на странице 105(3). Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. Вывод: местоимение изменяется так же, как и часть речи, которую оно заменяет.
4.Физкультминутка Слайд 10
5. Реализация 4 задачи.Проведем еще один эксперимент. Его цель: выяснитькакую роль играют местоимения в предложении и в нашей речи? Выразительное чтение стихотворения.Слайд 10
-Найдите в стихотворении по одному местоимению, выпишите его, определите, каким членом предложения оно является.
Мне русская речь - как музыка.
В ней слово звучит, поёт.
В ней дышит душою русскою
Создатель её - народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И с самого дна
Сокровища добываю,
В которых поёт весна.(Николай.Браун.)
Слайд 11. Проверка:(мне -дополнение, в ней- дополнение, её - дополнение, я- подлежащее, эту, с самого- определения, в которых—дополнение. )Оценивание.
Обратимся к учебнику стр. 105Сделаем вывод.(В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.)
-Какую роль выполняют местоимения в тексте? Выполним творческую работу.
-Прочтите текст.
Старый дом.
Этому дому, наверное, двести лет. Дом совсем ветхий и неловко чувствует себя среди прекрасных домов нового времени.
Трудно понять, каким чудом дом сохранился. Этот дом не украшают мемориальные доски,стены не подкрепляет авторитет великих людей, которые жили в доме или хотя бы останавливались проездом.
Но все-таки дом не зря простоял столько лет, все-таки и в нем жили люди. Может, люди тоже были великими, только никто этого не заметил.
-На что обратили вниманиепри чтении текста?
-Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения? Исправляем текст.Прочитать выразительно.Слайд 12
Старый дом.
Этому дому, наверное, двести лет. Он совсем ветхий и неловко чувствует себя среди прекрасных домов нового времени.
Трудно понять, каким чудом он сохранился. Его не украшают мемориальные доски, стены не подкрепляет авторитет великих людей, которые жили в нем или хотя бы останавливались проездом.
Но все-таки он не зря простоял столько лет, все-таки и в нем жили люди. Может, они тоже были великими, только никто этого не заметил. Ф. Кривин
-Какой делаем вывод? (Для выразительности речи вместо повторяющихся слов можно использовать местоимения.В тексте местоимения являются средством связи между предложениями. Такую роль выполняют личные и указательные местоимения) Оцените свою творческую работу.
4.Работа с учебником итоговая
-В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что местоимения –это заменители имен. Авторы нашего учебника тоже исследовали их роль и сделали следующий вывод о роли местоимений. Прочитаем учебник стр. 105
Итог: «Мы с вами верно определили значение в речи местоимений»
-Обратимся еще раз к тексту о доме. Есть непонятные слова? (мемориальные доски, авторитет) Работа с толковым словарем по вариантам.
Мемориал-1.Архитектурное сооружение в память какого-либо лица или события