- Подберите такие слова, чтобы эта запись являлась предложением.
- Почему без этих слов предложения не получилось?
- Чем они являются?
- Сформулируйте тему урока.
Тема. Главные члены предложения. (запись темы в тетради)
- Можно ли выразить мысль без этих слов?
- Давайте выведем гипотезу.
Гипотеза. Без главных членов нельзя выразить мысль.
- Какие знания по данной теме получены вами ранее?
- Хотелось бы вам расширить их?
- Что бы вам хотелось узнать на уроке?
- А для чего вам это нужно? Где может пригодиться информация, которую вы сегодня получите?
III. Сообщение целей урока.
- Сегодня мы с вами расширим знания о роли главных членов предложения,
уточним, какие члены предложения называются главными и какими частями речи они могут быть выражены?
- Где вы можете найти информацию по данной теме.
(Самим открыть новые знания)
- Каким образом мы будем это делать?
- Я хочу вам сказать: ничто не приносит столько радости, как открытие, сделано самим. Я желаю вам успехов в открытии новых знаний и предлагаю вам составить план нашей работы..
( На доске слова): замечаем, делаем выводы, наблюдаем, размышляем.
Наблюдаем
Замечаем
Размышляем
Делаем выводы
Выявление места, причины затруднения.
Работа в группах. ( вспомнить правила поведения при работе в группах)
1 группа. Задание.
- Прочитай запись. Выражает ли она законченную мысль.
Мальчики …………….. в снежки.
………….. катались с горы на лыжах.
- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала мысль.
- Подчеркни главные члены предложения..
- Можно ли без них построить предложение?
- Сформулируй свой ответ и запишите его в карточку.
Мы заметили, что без ……….. членов нельзя выразить …….. и построить ……….., поэтому эти слова называются …………. ………… предложения.
2 группа.
Птицы тронулись в дальний путь.
Березы стоят в снежном уборе.
Задание.
- Подчеркни главные члены.
- Сколько их может быть в предложении?
- На какие вопросы отвечают подлежащие?
- Сказуемые?
- Сделай вывод и запиши в карточку.
Мы заметили, что главных членов предложений может быть ___ .
Подлежащее отвечает на вопросы ……… или ………. .
Сказуемое отвечает на вопросы ……………… , ………………. , ……………. .
3 группа
Дети лепят снеговиков.
Мороз щиплет им нос.
Задание.
- Подчеркни в каждом предложении главные члены.
- Определи, какой частью речи они являются.
- Определи падеж у подлежащего.
- Запиши свои выводы в карточку.
- Вывод. Мы заметили. Что чаще всего подлежащее выражено …………. в …... падеже, сказуемое …………. в одной из форм.
2) Проверка выполненной работы (Выступление групп).
-Как иначе мы называем главные члены предложения? (Грамматическая основа)
- Сравним ваши наблюдения с выводами ученых на стр. 29 учебника русского языка ( чтение правила)
- Совпали ли наши выводы?
V. Физ. минутка.
Включение в систему знаний.
1.Работа в тетради на печатной основе. cтр. 4 упр. 417.
- Прочитайте стихотворение.
- Сколько здесь предложений?
- Как доказать?
- Понятна ли вам мысль каждого предложения?
- Прочитайте первое предложение, решите орфографическую задачу.
- Объясните свой выбор.
( аналогично проводится работа со 2 предложением)
- Из чего состоят эти предложения?
- Какой частью речи выражены?
Запись 3 предложения на доске и в тетради.
Кошка снегом моет нос. (разбор предложения)
- Ребята, сегодня в гостях у нас мальчик – американец, Майкл, который хочет задать вам вопрос. Постараемся на него ответить. (стр. 30)
А чтобы не попасть в ловушку, авторы учебника дают вам совет (стр. 30)
В лесу хозяйничал ветер. Тихо шумели и качались деревья. Они сбрасывали с себя последнюю листву. Наступала зима.
Задание. Найти главные члены и подчеркнуть их.
Надписать, какой частью речи выражено подлежащие и сказуемое?
VIII. Самопроверка. (по эталону)
- Оцените свою работу по 10 бальной системе. (на отдельной карточке напечатаны критерии оценивания для каждого ребёнка)
- Какое новое открытие для себя вы сделали?
А) в предложении может быть несколько сказуемых.
Б) подлежащее может быть выражено личным местоимением.
- А сможем ли мы выразить свою мысль, если уберём из предложений грамматическую основу?
- Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?
- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?
Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!
- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.
Волк – хозяин зимнего леса.
- Назовите подлежащее? Сказуемое? (проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке.)
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?
Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.
Я сегодня открыл для себя….
Мне удалось……
Я встретил затруднения …..
Думаю, что могу помочь ….
Было интересно вместе с учителем ….
Домашнее задание. (по выбору)
1. Тетр. Стр.5. упр.419.
2. Выписать из художественных произведений 6 предложений, найти и подчеркнуть главные члены, указать части речи, которыми они выражены.