kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по развитию речи в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока имеет ярко выраженную социальную направленность и ориентирован на духовно-нравственное становление личности.  Он решает важную задачу формирования у обучающихся собственного аргументированного суждения по проблеме "Человек и природа" Инновационная модель обучения, создание на уроке учебных ситуаций, позволяющих использовать интерактивные методы и групповые формы работы, способствуют решению задачи всесторонней подготовки обучающихся к созданию ими образовательной продукции - сочинения на заданную тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по развитию речи в 9 классе »

Русский язык

Урок развития речи (9 класс)

Тема урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения о природе

родного края»

Тип урока: урок развития речи и комплексного применения знаний и способов действий

Методы обучения: поисково-исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная

Задачи урока: формирование функциональной грамотности, языковой и коммуникативной компетенций обучаемых

Цели обучения:

Концептуальные

  • создание на уроке инновационной модели учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи всесторонней подготовки обучающихся к созданию ими образовательной продукции;

  • использование форм и методов интерактивного обучения как специально организованной деятельности взаимного воздействия участников учебного процесса друг на друга, носящего ярко выраженную социальную направленность и ориентированного на духовное становление личности;

  • использование возможностей информационно-коммуникационной технологии активно воздействовать на три канала восприятия обучаемых: визуальный, аудиальный и кинестетический;

Стратегические задачи обучения

  • организовать учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем и решать их совместными усилиями с учителем и другими учениками, планируя совместную работу в сотрудничестве;

  • познакомить учащихся с различными путями получения необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, а также возможности всестороннего совместного и самостоятельного исследования, требующего интегрированных знаний;

  • реализовать в ходе урока специальные цели преподавания русского языка в области формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся и общепредметные задачи работы по русскому языку в школе, обозначенные в программе и стандарте образования.

Триединые цели урока

Образовательные

  • формирование функционально грамотной личности, ее коммуникативных умений и языковой компетенции;

  • углубление знаний об основных языковых явлениях, речеведческих понятиях, пунктуационных правилах русского языка;

  • совершенствование умений и навыков распознавать стиль и тип речи с целью самостоятельного создания текста определенного стиля с использованием различных типов речи;

  • обучение умению подбирать и систематизировать материалы на общественно значимую и важную тему, акцентируя внимание на актуальности проблематики высказывания, свободно и грамотно говорить на заданную тему, подготовиться к написанию сочинения-рассуждения публицистического характера, составив предварительно его план, с использованием обработанной информации, полученной различными способами: через Интернет, из компьютерных мультимедийных презентаций, а также из литературных источников в книгах, из журналов, текстов учебника и других видов печатной продукции.

Развивающие

  • интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие учащихся на материалах, используемых на уроке;

  • формирование у обучающихся критического и творческого мышления;

  • развитие аналитического мышления, способов умственной деятельности в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов и явлений;

  • развитие ассоциативного мышления в процессе установления ассоциаций со знакомыми фактами и новыми явлениями;

  • развитие логического мышления, умения выстраивать логику доказательности и внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, установления причинно-следственных связей;

  • формирование умения переносить знания из разных областей для выявления проблемы и поиска ее решения;

  • развитие самоуправляющих механизмов личности: памяти, внимания, воображения.

Воспитательные

  • воспитание патриотизма, чувства прекрасного и причастности к вечным ценностям общества, ответственности за происходящее вокруг

и состояние окружающей среды, сознание важности влияния природы на человека, их взаимодействия.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Сообщение темы урока (на экране), цели урока, работа с эпиграфом (на экране)

Тема нашего урока - подготовка к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края.

На самом деле эта подготовка идет у нас довольно продолжительное время, ведь подготовиться к такому сочинению за один урок невозможно. Поэтому для подготовки материалов к сочинению были созданы три творческие группы: группа литературных краеведов, группа экологов и мультимедийная группа.

Цель урока - обобщить весь материал, подготовленный по этой теме, представить его в определенной системе и логической последовательности, что поможет нам составить примерный план будущего сочинения, а также мы должны выбрать стиль текста сочинения, типы речи, которые могут быть использованы вами, кроме основного, уже заданного в теме, - рассуждения, вспомнить выразительные средства, которые обогатят язык сочинения.

Обратимся к эпиграфу урока:

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.Гораций, 80-65 г.г. до н.э., древнеримский поэт

Суть предстоящего дела - сочинение - мы начали обдумывать заранее, сегодня мы закончим обдумывание. Будем надеяться, что, по утверждению Горация, когда вы приступите к написанию сочинения, слова действительно придут к вам сами собой.

III Результаты работы творческих групп.

Презентация: «Край мой Смоленский» Часть 1.

Учитель: Сейчас мультимедийную презентацию представит группа, которая готовила этот материал. Вступительное слово от группы учеников перед показом:

В основу презентации легла книга краеведческих фотоочерков заслуженного работника культуры России, смолянина, Александра Афанасьевича Стукалова «Край мой Смоленский». Эта книга - итог его тридцатилетней репортерской работы. В 1995 году автор за эту книгу был удостоен звания лауреата премии Союза журналистов России. Мы взяли из книги, которую назвали бесценным подарком всем, кто любит свой край, свою страну, для первой части презентации только те фотографии, которые показывают красоту природы Смоленщины. В качестве музыкального сопровождения звучит песня композитора Евгения Птичкина на слова поэта Сергея Островского «Земля моя добрая» и песня из кинофильма «Крестьяне» «Как не любить мне эту землю».

Учитель:

Край мой Смоленский,

Край мой родимый,

Здесь моя юность когда-то бродила,

Здесь моя юность когда-то бродила,

По перелескам костры разводила.

Невозможно после просмотра презентации не прочитать эти слова, принадлежащие смоленскому поэту Михаилу Васильевичу Исаковскому. Первой строкой стихотворения Исаковского и назвал свою книгу Стукалов. Думаю, что сейчас меня поддержит группа литературных краеведов.

Группа литературных краеведов говорит о литературных ассоциациях, возникающих при просмотре мультимедийной презентации, читает стихотворения или отрывки из них: (Н. Рыленкова «Всегда задумчива, скромна...», М. Исаковского «Хорошо весною бродится...», А. Твардовского «Снега потемнели синие», «Листва отпылала, опала...», Н. Рыленкова «Вечерний ветер, тише вей...») и дают небольшие комментарии о связи литературного и видеоматериала.

Учитель: Писателю Ф. М. Достоевскому принадлежат слова «Красота спасет мир».

В трудных условиях жизни человек часто не может найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в себе. Сейчас мы посмотрим вторую часть презентации (прилагается) «Как прекрасна земля и на ней человек!». Это слова поэта Сергея Есенина. Фотографии - из книги А. Стукалова. А вы, ребята, подумайте над вопросом: «Что может помочь человеку в поисках точки опоры, когда он устал от проблем жизни, навалившихся на него?»

Группа литературных краеведов:

Ответ на этот вопрос содержится в стихах наших смоленских поэтов.

А. Твардовский.

«В самый угол таланта...»

«Спасибо за утро такое...»

Н. Рыленков.

«Не упрекай, что сердцем я прирос...»

Общение с природой дает человеку духовные силы для продолжения жизни, как прохладная родниковая вода дает силы продолжать путь усталому путешественнику в знойный день.

Учитель: А сколько простых человеческих удовольствий двет человеку природа.

Это и босиком пробежаться по росе; Продолжите этот ряд. Ученики:

  • искупаться в реке;

  • отправиться на грибную охоту;

  • ловить рыбу;

  • поиграть в снежки;

  • покататься в лодке;

  • кататься на лыжах;

  • пройтись по лесу;

  • послушать пение птиц; и т.д.

Учитель: Перефразируя слова Н.А. Некрасова «Все хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю...», -

можно сказать, что «не все хорошо под сиянием лунным...». У природы, к сожалению, тоже есть свои проблемы.

О проблемах природы нам расскажет группа экологов.


Группа экологов представляет на экране видеоматериал «Экологические проблемы»

Определение слова «экология»

  1. Три фотографии, иллюстрирующие загрязнение природы (воздуха, воды и почвы) (читают стихотворение Валентина Сорокина «Некрасивая вода»)

  1. Слова Василия Михайловича Пескова

«Конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах, примеры конфликта мы видим повсюду, важно о них задуматься».

Ученица: Этот конфликт нашел отражение не только в публицистических очерках В. Пескова, но и в художественной литературе, например, в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». (Ученица рассказывает в проблемах, затронутых в романе).

  1. Название журналов, поднимающих проблемы экологии: «Природа и человек» («Свет»),

  2. «Природа и человек, XXI век»,

  3. Название статей в журналах

«Экологический набат бьет тревогу», «После нас хоть потоп?..» (обзор этих статей и статистический материал Интернета об экологических проблемах Смоленской области)

  1. План сочинения

Учитель: Думаю, материала для сочинения достаточно. Как же его структурировать, то есть как его построить, в каком порядке расположить части.

Поработаем над планом сочинения (работа в парных группах).

Составление учащимися примерного плана сочинения и его зачитывание. Сравнение с примерным планом, предложенным учителем и содержащим некоторые цитаты, использованные на уроке (прилагается).

  1. Работа с учебником. Беседа фронтальная.

Теперь поговорим о стиле сочинения и типах речи. В выборе их нам поможет учебник.(Русский язык для 9 класса, Бархударова М. Просвещение,2012) Откроем страницы 68-69. С текстами упражнений №148 и 150 вы знакомы. Над первым мы работали в классе, второе выполняли дома.

  • Какой темой можно объединить тексты этих упражнений? (Тема Родины, природы, родной земли).

  • Какой стиль и тип речи определяет текст упражнения №148? (Стиль речи - публицистический. Тип речи - рассуждение. Герман Степанович Титов размышляет о том, из чего складывается понятие Родины.)

  • Какое утверждение содержится в размышлении? (Родина. Это место -не только точка на географической карте. Это родные холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба.)

- Одним словом, понятие Родины космонавт номер два связывает с природой родного края. И на какую очень важную мысль выходит Герман Степанович в конце своего размышления?

(Чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность.)

  • Какие чувства испытывает автор текста упражнения №150 Василий Михайлович Песков, известный своими очерками в газете «Комсомольская правда» о природе разных уголков нашей страны?

(В. Песков испытывает огромное чувство любви к Средней полосе России, он восхищается природой, дает ей поэтическую характеристику)

  • Рассмотрим строение текста. С чего начинает автор свой текст?

(С рассуждения. Сначала высказывает мысль о том, что каждому дорог тот уголок земли, где он рос и стал человеком. Но все же, утверждает он, лучшее место на земном шаре - это Средняя полоса России)

  • Какими аргументами подтверждает он свое утверждение?

(1ый аргумент - необыкновенная, своеобразная красота, неброская, но тонкая

2ой аргумент - эту красоту до самых глубин поняли великие художники, писатели, поэты и композиторы и прославили ее в своих творениях, а их творения в свою очередь прославили их имена

Третьим аргументом можно считать описание автором природы любимого им края, ее поэтическая характеристика)

- Каким характерным приемом описания пользуется Песков? (Стремится показать контрасты и перемены)

  • Какие стилистические средства выразительности он для этого использует?

(Прием антитезы - противопоставления: зеленый дым зарождения жизни и желтое увядание (весна и осень)

  • Какова роль назывных предложений?

(В тексте много назывных предложений. Это характерный признак описания в Зем абзаце. Ряд назывных предложений, как смена фотографий в альбоме, на которых запечатлены, зафиксированы отдельные картины природы, ее признаки, элементы, детали. Это и одновременно очень емкий и экономный синтаксический прием выразительности)

  • В каком предложении содержится вывод?

(Есть на земле волшебная Средняя полоса)

- Какое значение придает автор слову волшебная?

(Природа так сильно воздействует на чувства, что это воздействие подобно волшебству)

  1. Ученическое сочинение

Учитель: Надеюсь, что работа с текстами упражнений тоже поможет вам в написании сочинения. А теперь я вам прочитаю ученическое сочинение-рассуждение, в котором автор очень просто преодолел обычную проблему, с которой сразу сталкивается ученик, принимающийся за работу над сочинением. Проблему эту можно сформулировать так: «С чего начать?» Кроме того, в свое сочинение (прилагается) он ввел элементы повествования, чего не было в рассмотренных нами текстах. Обратите на это внимание. (Чтение сочинения учителем) После чтения обращается внимание учащихся на знаки препинания при цитировании, на нежелательность использования большого количества цитат.

  1. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение о природе родного края.

VIII Итог урока Оценивается работа групп, отдельных учащихся и всего класса в целом.Подчёркивается, что окончательный итог работы, её результативность – это сочинения, лучшие из которых будут помещены в литературной газете школы.

Приложение

Примерный план сочинения-рассуждения о природе родного края

«Край мой Смоленский, край мой родимый...»

Мое отношение к природе родного края. («Чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность-» - Г. Титов)

  1. Красота природы в творчестве поэтов, писателей, художников, композиторов. («Как прекрасна земля и на ней человек!» - С. Есенин)

  2. Общение с природой спасает человека от уныния и безысходности («Красота спасет мир» - Ф. Достоевский)

  1. Решение экологических проблем - важнейшая задача, стоящая перед обществом. («Конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах, примеры конфликта мы видим повсюду, важно о них задуматься!»- В. Песков)

Сочинение

Край мой Смоленский

Герман Титов, рассуждая о том, что Родина - это прежде всего родная природа и что нет ничего дороже Родины, заметил: «Чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность». Я задумался над этими словами. На первый взгляд, общение с природой - не самое важное в моей жизни. Ведь человек я городской. Природа для горожанина - это, наверно, небольшой клочок серого или голубого неба между крышами многоэтажных домов, яркая или потускневшая трава на газоне да несколько деревьев во дворе: ярких -«очей очарованье» - ранней осенью, а поздней - голых, продрогших на резком ветру, весной - нежно-зеленых, летом - с густой кроной, спасающей от жары.

Но в окружающем меня мире есть много вещей, интересующих и волнующих меня, городского подростка, гораздо сильнее, чем общение с природой.

Еще раз перечитываю рассуждение нашего космонавта номер два и замечаю одну важную деталь, ускользнувшую от меня вначале. Он говорит о чувствах в «зрелом возрасте». И прихожу к выводу, что, наверно, я еще не дорос до таких серьезных и глубоких чувств к Родине и природе, о которых говорит Герман Степанович.

Но природу нашу, конечно же, я люблю. Зимой радуюсь первому снегу, делающему землю чистой и нарядной. Игра в снежки, ледяная горка, лыжная прогулка! Что может быть лучше ?! Весна. Весна в городе - это прежде всего слякоть. Но и много света, воздуха, высокое небо, яркое солнце, ласковый теплый ветерок, первая зелень. И еще - ожидание лета. О лете надо говорить особо.

Лета ждут все школьники. И я тоже. На летних каникулах мы с мамой ездим на ее родину в Гагаринский район Смоленской области. Там в большом селе на берегу речки Гжать родилась моя мама.

Я очень полюбил ту речку, когда был еще совсем маленьким. В ней я научился плавать. А сколько рыбы там водилось! Целыми днями мы с деревенскими мальчишками купались, удили рыбу, и вечером уставшие, но счастливые возвращались домой с уловом. Мы носили домой воду из родников - ключей, бивших со дна реки и делавших воду в ней очень чистой и вкусной.

Мама рассказывала, что когда-то давным-давно здесь были густые леса. Река Гжать была большой судоходной рекой. Крутые берега старого русла еще кое-где сохранились, их сейчас называют «кручами». Петр I бывал в этих местах. Он и приказал основать на берегу Гжати пристань, чтобы отсюда переправлять по рекам хлеб и лес до самой столицы - Петербурга. На месте пристани и вырос со временем город Гжатск, которому дали имя первого космонавта Земли после полета в космос нашего земляка. Юрий Гагарин первым увидел Землю из космоса и рассказал всем, какая красивая наша планета.

Теперь речка, на которой родился Гагарин, стала совсем мелкой. Как шутят местные жители, в засуху ее может курица вброд перейти. Животноводческие фермы и е промышленные предприятия отравили ее воду. Рыбы в ней почти нет, да и купаться нельзя - опасно для здоровья. И родники почему-то исчезли. Когда-то прозрачная речка вся заросла тиной. Очень невеселое зрелище. Мой прапрадед был в этих местах лесничим - «полесовщиком», как говорили в старинные времена. Он охранял леса. А леса хранили воду. Но их давно уже нет. А я с детства не привыкал к лесу. И теперь таинственный мрак большого леса меня пугает, и я боюсь заходить далеко и заблудиться. Зато люблю простор широких полей. Лежишь на лугу среди цветов, смотришь на огромное небо, на куда-то плывущие причудливые облака и чувствуешь себя частицей мироздания. Наверное, никогда не забудутся ночные костры, которые мы жгли на берегу реки, и страшные истории, которые при этом рассказывали друг другу, путешествия на пруды и развалины старинного поместья князей Голицыных, лихая езда на велосипедах по бесконечным проселочным дорогам родного края, шум высоких берез под окнами бабушкиного дома.

В этимологическом словаре я обнаружил, что слова род, родник, родина, природа и расти когда-то образовались от одного общеславянского корня - ордти. Может, поэтому мне как-то особенно близка и дорога природа тех мест, где жили мои предки. В общем, как у поэта Н. И. Рыленкова: «Сердцем я прирос к земле купав, ромашек и берез...».

Жаль, что природа нашего края оскудевает. Что увидят здесь мои дети и внуки?

Хочется верить, ответственность общества за состояние природы многократно возрастет, не погибнет окончательно красота наших родных мест, оживет наша земля и будут рождаться на ней сильные, светлые, красивые и талантливые люди, такие как первопроходец космоса Юрий Гагарин, поэты Александр Твардовский, Михаил Исаковский, Николай Рыленков, скульптор Сергей Коненков, композитор Михаил Глинка и многие другие, полюбившие и прославившие свою Родину и Смоленщину.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по развитию речи в 9 классе

Автор: Белова Валентина Сергеевна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "109217"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404223075"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства