конспект урока русского языка по коммуникативному методу
Конспект урока русского языка по коммуникативному методу
Группа АТС – 14. Первый курс после 9 класса.
Грамматическая тема урока: Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах
. Речевая тема: Сила музыки.
Тип: Синтетический.
По типологии М.Б.Успенского - синтетический тип урока, то есть равное сочетание работы по языковой теме и работы по развитию речи. //Л.З.Шакирова. Л.Г.Саяхова. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Санкт- Петербург. Издательство «Просвещение»,1992,стр.108.
Цели:образовательные: расширить знания студентов о вводных словах и словосочетаниях, выработать умения и навыки правильного и ситуативно уместного использования вводных слов в связной речи, продолжить работу над развитием речи (устной и письменной) и обогащением словарного запаса студентов;
воспитательные: пробуждение интереса к шедеврам мирового искусства, в частности к классической музыке, привитие эстетического вкуса, любви к искусству, формирование правильных жизненных взглядов, научить студентов делать правильные выводы, уважать чужое мнение, находить решение в трудных ситуациях; повышение интереса к русскому языку;
развивающие: развитие логического мышления, представления, наблюдательности, памяти, воли и других психических функций студентов.
Методы: технология коммуникативного обучения, технология игрового обучения и элементы интерактивных методов (дискуссия), методы духовно-нравственного воспитания.
Форма работы: работа в группах, парах, индивидуальная.
Оборудование и иллюстративный материал: раздаточные материалы (тексты, плакаты и надписи для ролевой игры), высказывания о музыке, портрет Моцарта, картина с изображением старого сада зимой и весной, рисунок клавесина, интерактивная доска.
Аудиоматериалы: фрагменты из произведений Моцарта «Юпитер», концерт №4 для клавесина, «Реквием» - «Лакримоза».
Ход урока.
I.Актуализация.
а) Настрой на позитивные мысли.
Сидение в тишине под музыку. Звучит крсивая музыка.Преподаватель просит учащихся закрыть глаза.
б) Проверка домашнего задания.
Чтение эссе с использованием обособленных определений и обстоятельств на тему «Мой любимый вид искусства»
в) Целеполагание.
II. Осмысление.
Предтекстовая работа.
Работа над текстовым материалом.
а) Чтение рассказа К.Паустовского «Старый повар» (в текст специально включены вводные слова и словосочетания).
Чтение предпоследнего эпизода сопровождается музыкой (звучит «Юпитер» или симфония 41 «Фантазия» Моцарта), а последнего – фрагментом из «Реквиема» Моцарта – «Лакримоза»(«Слезы»).
б) Словарная работа.
в) Объяснение грамматической темы.
Послетекстовые задания.
III. Рефлексия.
а) Тест по теме. Взаимопроверка.
б) Составление опорной схемы «Вводные слова ».
В) Эссе с использованием вводных слов на тему «Урок о музыке» (тихо звучит душевная мелодия).
Г) Домашнее задание.
Написать эссе, используя вводные слова, на одну из тем: «Музыка в моей жизни», «Встреча с прекрасным», «Волшебная сила музыки».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка по коммуникативному методу »
Урок русского языка. Курс первый (после 9 класса). Группа АТС – 140.
Грамматическая тема урока: Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.
Речевая тема: Сила музыки.
Тип: Синтетический.
По типологии М.Б.Успенского -- синтетический тип урока, то есть равное сочетание работы по языковой теме и работы по развитию речи. //Л.З.Шакирова. Л.Г.Саяхова. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Санкт- Петербург. Издательство «Просвещение»,1992,стр.108.
Цели:образовательные: расширить знания студентов о вводных словах и словосочетаниях, выработать умения и навыки правильного и ситуативно уместного использования вводных слов в связной речи, продолжить работу над развитием речи (устной и письменной) и обогащением словарного запаса студентов;
воспитательные: пробуждение интереса к шедеврам мирового искусства, в частности к классической музыке,привитие эстетического вкуса, любви к искусству, формирование правильных жизненных взглядов, научить студентов делать правильные выводы, уважать чужое мнение, находить решение в трудных ситуациях; повышение интереса к русскому языку;
развивающие: развитие логического мышления, представления, наблюдательности, памяти, воли и других психических функций студентов.
Методы: технология коммуникативного обучения, технология игрового обучения и элементы интерактивных методов (дискуссия), методы духовно-нравственного воспитания.
Форма работы: работа в группах, парах, индивидуальная.
2. Принцип активной коммуникативности и связанный с ним тематико-ситуативный принцип.
Оборудование и иллюстративный материал: раздаточные материалы (тексты, плакаты и надписи для ролевой игры), высказывания о музыке, портрет Моцарта, картина с изображением старого сада зимой и весной, рисунок клавесина, интерактивная доска.
Аудиоматериалы: фрагменты из произведений Моцарта «Юпитер», концерт №4 для клавесина, «Реквием» -- «Лакримоза».
Ход урока.
I.Актуализация.
а) Настрой на позитивные мысли.
Сидение в тишине под музыку.Звучит крсивая музыка.Преподаватель просит учащихся закрыть глаза.
Преподаватель: -- Мы поднимаемся высоко. Мы летим выше и выше над землей. Воздух чист. Мы потихоньку освобождаемся от житейских проблем, грусти и тяжести. Мы чувстуем свободу. Мы легки, как пушинка. Нам хорошо. На душе только покой и спокойствие. Мы счастливы. Потихоньку спускаемся на землю. Открываем глаза. Посмотрите вокруг. Как прекрасен этот мир!(пока учащиеся слушают музыку с закрытыми глазами, нужно оформить аудиторию заранее подготовленными цветами и шарами).
Преподаватель:
-- Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего урока!
Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? ( После ответов учащихся на интерактивной доске появляются необычные облака).
Посмотрите на эти облака. Какие чувства они вам напоминают? (Радость, равнодушие, огорчение). Как вы думаете, о чем говорит Д.Карнеги:
«Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее
получает.
Она длится мгновенье, а в памяти остается порой навсегда» Что это?
Конечно же, это улыбка. Всегда приятно смотреть на человека, когда он улыбается. А улыбается человек тогда, когда у него все хорошо. Давайте представим, что у нас все хорошо, и начнем урок с улыбки!
б) Проверка домашнего задания.
Чтение эссе с использованием обособленных определений и обстоятельств на тему «Мой любимый вид искусства»
в) Целеполагание.
-- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о прекрасном.
II. Осмысление.
Предтекстовая работа.
--Ребята, издавна людей тянуло к прекрасному. Когда человеку было хорошо или плохо, прекрасное своим волшебством захватывало, уносило от тягостных дум, неурядиц жизни в удивительный мир звуков, красок. И тогда человек забывал житейские мелочи, неприятности и видел, что жизнь удивительна, полна чудес и неожиданностей.
–Как вы понимаете слово прекрасное? Прекрасным мы называем то, что воплощает красоту. По-казахски мы говорим әсемдік, көркемдік, асқан сұлулық.Понятие «прекрасное» связано с искусством (учащиеся называют виды искусства и записывают на интерактивной доске).
–Какими средствами разные виды искусства отображают прекрасное? (с помощью звуков, красок, глины, гипса, мрамора, слова и других материалов).
Сегодня мы поговорим об искусстве звуков, о том, как действует музыка на человека.
Много лет назад маленькая девочка очень любила музыку. Родители отвели её во Дворец школьников, чтобы она пела в детском хоре под руководством Улбосын Жанаевны Жаналиевой. Эта девочка очень любила одну песню. Слова этой песни звучали так:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у тучки, и у дождика,
И у ветра, и у солнышка,
И у маленького зернышка –
Тоже музыка своя.
--Ребята, как вы поняли из песни, у природы своя музыка. Это и шелест ветвей, и капели, и птичьи трели... А какой бывает музыка? (классическая, симфоническая, современная, танцевальная, волнующая, успокаивающая, поп-музыка, рок-музыка, джаз, опера, хип-хоп и т.д.). Составляется кластер.
-- Как вы думаете, способна ли музыка передать человеку какую-то информацию, изменить жизнь, подарить радость, как-то утешить в минуты печали?(учащиеся отвечают утвердительно).Давайте поищем ответы на эти вопросы в произведениях литературы. Давайте вспомним содержание казахской сказки «Мастер Али» ( в сказке говорится о том, как с помощью домбры сообщили грозному хану о гибели его сына Хусаина). В этой сказке с помощью музыки передают хану весть о гибели сына, то есть музыка несет людям информацию. А о какой функции музыки говорится в рассказе К.Паустовского «Старый повар», узнаем, прочитав рассказ.
2. Работа над текстовым материалом.
а) Чтение рассказа К.Паустовского «Старый повар» (в текст специально включены вводные слова и словосочетания) .
Чтение предпоследнего эпизода сопровождается музыкой (звучит «Юпитер» или симфония 41 «Фантазия» Моцарта), а последнего – фрагментом из «Реквиема» Моцарта – «Лакримоза»(«Слезы»).
б) Словарная работа.
Графиня – дворянский титул.
Исповедать – выслушать исповедь умирающего. Исповедь – откровенное признание в чём-нибудь.
Флорин – старинная западноевропейская (золотая или серебряная) монета.
Фаянсовая посуда – дешевая керамическая посуда (посуда, сделанная из глины).
Клавесин – старинный струнный щинковый музыкальный инструмент.
Камзол – старинная мужская куртка-безрукавка под верхнюю одежду.
в) Репродуктивная беседа по содержанию текста.
Какую просьбу передала девушка незнакомцу?
О чём рассказал умирающий старик незнакомцу?
С какой целью украл старый повар у графини маленькое золотое блюдо?
Какое последнее желание высказал умирающий?
(-- Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я её встретил в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной.).
Исполнил ли последнее желание старого повара незнакомец? Как исполнил?
Кем оказался незнакомец? (это был Моцарт Вольфганг Амадей(1756 – 1791) – великий австрийский композитор и дирижёр).
(слайд о Моцарте)
3.Введение в грамматику.
а) Преподаватель:
- Ребята, что происходит с поваром, когда незнакомец играет на клавесине мелодию. Давайте найдем этот эпизод в тексте и прочитаем.
«--Я вижу, сударь! – сказал старик и, кудивлениюМарии, приподнялся на кровати. – Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Пожалуй, это было зимой в горах. Кажется, небо стояло прозрачное, как синее стекло. И Марта смеялась. Смеялась, -- повторил он, прислушиваясь к журчанию струн…»
Б) Разбор по членам предложения. – Ребята, давайте разберем по членам это предложение: К счастью, я видел всё так ясно.
– Как вы думаете, почему старик говорит «к своему счастью»? (он счастлив). А на что указывает это слово? (на чувство радости)
в) Объяснение грамматической темы.
Преподаватель:
-- Ребята, каким членом предложения является конструкция «к счастью»?
Вы затрудняется ответить? Об этом вы узнаете чуть позже. Давайте заменим конструкцию другой , например, «к несчастью»,«к досаде», «ксожалению» . К несчастью, я видел всё так ясно. Что же у нас изменилось? (Изменилось значение предложения). Теперь старик не рад тому, что видел. Оказывается, от конструкции « к счастью» зависит смысл предложения. Именно эта конструкция дает нам понять, что чувствует говорящий.
Для того, чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли, дать общую оценку степени достоверности сообщаемого(уверенность, предположение, возможность и т.д.), указать на источник сообщенияв русскомязыке существуют вводные слова и предложении.
Итак, ребята, запишите, пожалуйста, грамматическую тему нашего урока:
«Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах».
Вводным называются слова и сочетания слов, которые грамматически не связаны с членами предложения, не являются ими и служат для выражения отношения говорящего к высказываемой мысли, дают общую оценку сообщения и т.д.
При произнесении вводные слова выделяются интонацией вводности, выражающейся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.
На письме вводные слова и словосочетания выделяются запятыми, а вводные предложения – тире и скобками ( о вводных предложениях мы подробнее поговорим на следующем уроке).
Например: Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
4) Что выражают вводные слова?
Работа по сводной таблице «Значение вводных слов».
Чувства
Уверенность
Предположение
Призыв к собеседнику, привлечение внимания
Последовательность, перечисление мыслей, вывод.
Источник сообщения
к радости, к счастью, к огорчению, к досаде, к сожалению,к несчастью, к удивлению, к изумлению, к стыду, к ужасу…
Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, в самом деле, безусловно, действительно, без сомнения, известно…
Может быть, вероятно, пожалуй, кажется, должно быть, возможно, по-видимому, видимо, верно, полагаю, очевидно…
Во-первых, во-вторых, в-третьих, с одной стороны, с другой стороны, значит, итак, кстати, следовательно, например, наоборот, таким образом, наконец, в конце концов, впрочем, напротив, в частности…
Говорят, как говорят, по словам, по сведениям, по-моему, на мой взгляд, по слухам, дескать, мол, по сообщению, по рассказам, по некоторым сведениям…
5) В роли вводных слов употребляются:
1. имена существительные, обычно с предлогами: к счастью, к досаде, по существу, в сущности…
2. имена прилагательные: самое большее, самое главное, в общем и в целом…
3. местоимения с предлогами: кроме того, напротив того …
4. наречия: безусловно, вернее, точнее, кстати, наконец, понятно …
5. глаголы в различных формах:
А) спрягаемые формы: полагаю, признаюсь, видите ли, представьте себе, само собой разумеется, говорят …
В) деепричастие в сочетании с наречием или существительным: короче говоря, мягко выражаясь, честно говоря, по совести говоря …
//Розенталь.Голуб. Совр.р.я. Стр.460.
4.Послетекстовые задания.
а) Найти в тексте вводные слова и предложения.
б) Опираясь на сводную таблицу, определить их значение.
в) Распределить их по группам.
Чувства
Уверенность
Предложение
Призыв к собеседнику, привлечение внимания
Последовательность, перечисление мыслей, вывод.
Источник сообщения
г) Определить их место в предложении и объяснить постановку знаков препинания.
д) Прочитать предложения с вводными словами, соблюдая правильную интонацию.
е) Ролевая игра. Работа в группах.
Рассмотреть проблемный вопрос с трех позиций: с точки зрения оптимистов, реалистов, пессимистов.
Способна ли современная музыка благотворно воздействовать на человека?
Свои доводы каждая группа пишет на плакате, употребляя вводные слова.
Вывод: какие вводные слова чаще употребляют оптимисты (к счастью, конечно…), реалисты (во-первых, во-вторых, разумеется, таким образом…), пессимисты (к сожалению, к досаде, нашему стыду…)?
ж) А теперь, ребята, давайте проследим по тексту, какое последнее желание было у умирающего повара. Давайте выпишем это предложение и включим в него вводные слова. Возможно ли это?
-- Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я её встретил в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной.
-- Во-первых, я хотел бы увидеть Марту такой, какой я её встретил в молодости. Во-вторых, увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной.
(Запись на доске)
Вывод: во-первых, во-вторых, в-третьих, в конце концов… Эти вводные слова используются для выражения последовательности мыслей.
з) Заполнение дискуссионной карты.
Можно ли считать музыку могучим средством духовного обогащения?
Да
Нет
1.Конечно, музыка …
2.Разумеется, музыка ...
3.Бесспорно, музыка ...
4. Без сомнения, музыка ...
1.Наверное, нет, так как музыка...
2.К сожалению, современная музыка …
3.По-моему, …
Вывод: Музыка – могучее средство духовного обогащения.
III. Рефлексия.
а) Тест по теме. Взаимопроверка.
1.Водные слова служат для…
А) связи слов в предложении;
Б) краткости, точности и выразительности речи;
В) выражения отношения говорящего к высказываемой мысли, указания источника сообщения и т.д.
2.Вводные слова выделяются на письме:
А) запятыми;
Б) двоеточием;
В) точкой с запятой.
3.Вводные слова при произнесении выделяются …
А) звательной интонацией ;
Б) интонацией вводности, выражающейся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения;
В) побудительной интонацией.
4.Какие значения выражают вводные слова и словосочетания?
А) Время, место, действия;
Б) Признак действия;
В) Чувства, уверенность, предположение, источник сообщения и т.д.
5. Какие функции выполняют в предложении вводные слова?
А) Выполняют функции обстоятельства.
Б) Выполняют функции дополнения.
В) Не являются членами предложения.
Ответы: 1 в, 2а, 3б, 4в, 5в.
Б) Составление опорной схемы «Вводные слова ».
Вводные слова
Не являются членами предложения
Служат для выражения отношения говорящего к высказываемой мысли
На письме выделяются запятыми.
Могут быть выражены существительными с предлогом, деепричастием, глаголами, наречиями и др.
Выражают источник сообщения
последовательность
предположение
чувства уверенность чужое мнение
--Ребята, сегодня мы поговорили о музыке, употребляя в своей речи вводные слова и предложения. Согласны ли вы с тем, что настоящая музыка обладает волшебной силой? Все композиторы хотят, чтобы их музыка приносила людям радость и пользу, делала людей лучше, пробуждала в людях добрые чувства, утешала в трудные моменты… Известный русский композитор Д.Кабалевский писал, что музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
В) Эссе с использованием вводных слов на тему «Урок о музыке» (тихо звучит душевная мелодия).
Г) Домашнее задание.
Написать эссе, используя вводные слова, на одну из тем: «Музыка в моей жизни», «Встреча с прекрасным», «Волшебная сила музыки».
Использованная литература.
1.Д.Э.Розенталь,И.Б.Голуб. Современный русский язык. Стр.458 - 460.
2.Ф.Г.Брулева, Г.Ф.Булгакова, Г.Е.Омарова. Русский язык. Учебник для 11 кл.общеобразовательной школы.—Алматы.: Атамура,2011, стр.192-193.