kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по коммуникативному методу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группа АТС – 14. Первый курс после 9 класса.

          Грамматическая тема урока: Вводные слова. Знаки  препинания  при  вводных  словах 

.          Речевая тема: Сила музыки.

         Тип: Синтетический.

          По типологии  М.Б.Успенского - синтетический тип урока, то есть равное сочетание работы по языковой теме и работы по развитию речи. //Л.З.Шакирова. Л.Г.Саяхова. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Санкт- Петербург. Издательство «Просвещение»,1992,стр.108.

         Цели: образовательные: расширить знания студентов о вводных словах  и  словосочетаниях, выработать умения и навыки правильного и ситуативно  уместного использования вводных слов  в связной речи, продолжить работу над развитием  речи (устной и письменной)  и обогащением словарного запаса студентов;

           воспитательные: пробуждение интереса к шедеврам мирового искусства, в частности к классической музыке,  привитие эстетического вкуса, любви к искусству,  формирование правильных жизненных взглядов, научить студентов делать правильные выводы, уважать чужое мнение, находить решение в трудных ситуациях; повышение интереса к русскому языку;

          развивающие: развитие  логического мышления, представления, наблюдательности, памяти, воли и других психических функций студентов.

          Методы: технология коммуникативного обучения, технология игрового обучения и элементы интерактивных методов (дискуссия), методы духовно-нравственного воспитания.

         Форма работы: работа в группах, парах, индивидуальная.

                 Оборудование и иллюстративный материал: раздаточные материалы (тексты, плакаты и надписи для ролевой игры), высказывания о музыке, портрет Моцарта, картина с изображением старого сада зимой  и весной, рисунок клавесина, интерактивная доска.

         Аудиоматериалы: фрагменты  из произведений  Моцарта «Юпитер»,  концерт №4 для клавесина, «Реквием» - «Лакримоза».

Ход урока.

I.Актуализация.

а) Настрой на позитивные мысли.

Сидение в тишине под музыку. Звучит крсивая музыка.Преподаватель  просит учащихся  закрыть глаза.

        

б) Проверка домашнего задания.

Чтение эссе с использованием обособленных определений и обстоятельств на тему «Мой  любимый  вид  искусства»

 в) Целеполагание.

              II. Осмысление.

Предтекстовая работа.

  Работа над текстовым материалом.

а) Чтение  рассказа  К.Паустовского  «Старый повар» (в текст специально включены вводные слова и словосочетания).

Чтение предпоследнего эпизода  сопровождается  музыкой (звучит  «Юпитер» или симфония 41 «Фантазия»  Моцарта), а последнего – фрагментом из «Реквиема» Моцарта – «Лакримоза»(«Слезы»).

б) Словарная работа.

   в) Объяснение грамматической темы.

Послетекстовые задания.

      III. Рефлексия.

      а) Тест по теме. Взаимопроверка.

 б) Составление опорной схемы  «Вводные слова ».

 В) Эссе с использованием вводных слов на тему «Урок о музыке» (тихо звучит душевная мелодия).

Г) Домашнее задание.

             Написать эссе, используя вводные слова, на одну из тем: «Музыка в моей жизни», «Встреча с прекрасным», «Волшебная сила музыки».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка по коммуникативному методу »

Урок русского языка. Курс первый (после 9 класса). Группа АТС – 140.


Грамматическая тема урока: Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.

Речевая тема: Сила музыки.

Тип: Синтетический.

По типологии М.Б.Успенского -- синтетический тип урока, то есть равное сочетание работы по языковой теме и работы по развитию речи. //Л.З.Шакирова. Л.Г.Саяхова. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Санкт- Петербург. Издательство «Просвещение»,1992,стр.108.


Цели: образовательные: расширить знания студентов о вводных словах и словосочетаниях, выработать умения и навыки правильного и ситуативно уместного использования вводных слов в связной речи, продолжить работу над развитием речи (устной и письменной) и обогащением словарного запаса студентов;

воспитательные: пробуждение интереса к шедеврам мирового искусства, в частности к классической музыке, привитие эстетического вкуса, любви к искусству, формирование правильных жизненных взглядов, научить студентов делать правильные выводы, уважать чужое мнение, находить решение в трудных ситуациях; повышение интереса к русскому языку;

развивающие: развитие логического мышления, представления, наблюдательности, памяти, воли и других психических функций студентов.

Методы: технология коммуникативного обучения, технология игрового обучения и элементы интерактивных методов (дискуссия), методы духовно-нравственного воспитания.

Форма работы: работа в группах, парах, индивидуальная.

Принципы: 1.Принцип единства языковых знаний и речевых умений (чтение, аудирование, говорение, письмо).

2. Принцип активной коммуникативности и связанный с ним тематико-ситуативный принцип.


Оборудование и иллюстративный материал: раздаточные материалы (тексты, плакаты и надписи для ролевой игры), высказывания о музыке, портрет Моцарта, картина с изображением старого сада зимой и весной, рисунок клавесина, интерактивная доска.

Аудиоматериалы: фрагменты из произведений Моцарта «Юпитер», концерт №4 для клавесина, «Реквием» -- «Лакримоза».



Ход урока.



I.Актуализация.


а) Настрой на позитивные мысли.

Сидение в тишине под музыку. Звучит крсивая музыка.Преподаватель просит учащихся закрыть глаза.

Преподаватель: -- Мы поднимаемся высоко. Мы летим выше и выше над землей. Воздух чист. Мы потихоньку освобождаемся от житейских проблем, грусти и тяжести. Мы чувстуем свободу. Мы легки, как пушинка. Нам хорошо. На душе только покой и спокойствие. Мы счастливы. Потихоньку спускаемся на землю. Открываем глаза. Посмотрите вокруг. Как прекрасен этот мир!(пока учащиеся слушают музыку с закрытыми глазами, нужно оформить аудиторию заранее подготовленными цветами и шарами).


Преподаватель:

-- Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего урока!

Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? ( После ответов учащихся на интерактивной доске появляются необычные облака).

Посмотрите на эти облака. Какие чувства они вам напоминают? (Радость, равнодушие, огорчение). Как вы думаете, о чем говорит Д.Карнеги:

«Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее

получает.

Она длится мгновенье, а в памяти остается порой навсегда» Что это?

Конечно же, это улыбка. Всегда приятно смотреть на человека, когда он улыбается. А улыбается человек тогда, когда у него все хорошо. Давайте представим, что у нас все хорошо, и начнем урок с улыбки!


б) Проверка домашнего задания.

Чтение эссе с использованием обособленных определений и обстоятельств на тему «Мой любимый вид искусства»


в) Целеполагание.


-- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о прекрасном.


II. Осмысление.

Предтекстовая работа.

--Ребята, издавна людей тянуло к прекрасному. Когда человеку было хорошо или плохо, прекрасное своим волшебством захватывало, уносило от тягостных дум, неурядиц жизни в удивительный мир звуков, красок. И тогда человек забывал житейские мелочи, неприятности и видел, что жизнь удивительна, полна чудес и неожиданностей.

–Как вы понимаете слово прекрасное? Прекрасным мы называем то, что воплощает красоту. По-казахски мы говорим әсемдік, көркемдік, асқан сұлулық.Понятие «прекрасное» связано с искусством (учащиеся называют виды искусства и записывают на интерактивной доске).

–Какими средствами разные виды искусства отображают прекрасное? (с помощью звуков, красок, глины, гипса, мрамора, слова и других материалов).

Сегодня мы поговорим об искусстве звуков, о том, как действует музыка на человека.

Много лет назад маленькая девочка очень любила музыку. Родители отвели её во Дворец школьников, чтобы она пела в детском хоре под руководством Улбосын Жанаевны Жаналиевой. Эта девочка очень любила одну песню. Слова этой песни звучали так:

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!


Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка.

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.


Видишь лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь тучка в небе хмурится –

Будет музыка дождя.


И у тучки, и у дождика,

И у ветра, и у солнышка,

И у маленького зернышка –

Тоже музыка своя.


--Ребята, как вы поняли из песни, у природы своя музыка. Это и шелест ветвей, и капели, и птичьи трели... А какой бывает музыка? (классическая, симфоническая, современная, танцевальная, волнующая, успокаивающая, поп-музыка, рок-музыка, джаз, опера, хип-хоп и т.д.). Составляется кластер.

-- Как вы думаете, способна ли музыка передать человеку какую-то информацию, изменить жизнь, подарить радость, как-то утешить в минуты печали?(учащиеся отвечают утвердительно).Давайте поищем ответы на эти вопросы в произведениях литературы. Давайте вспомним содержание казахской сказки «Мастер Али» ( в сказке говорится о том, как с помощью домбры сообщили грозному хану о гибели его сына Хусаина). В этой сказке с помощью музыки передают хану весть о гибели сына, то есть музыка несет людям информацию. А о какой функции музыки говорится в рассказе К.Паустовского «Старый повар», узнаем, прочитав рассказ.

2. Работа над текстовым материалом.

а) Чтение рассказа К.Паустовского «Старый повар» (в текст специально включены вводные слова и словосочетания) .

Чтение предпоследнего эпизода сопровождается музыкой (звучит «Юпитер» или симфония 41 «Фантазия» Моцарта), а последнего – фрагментом из «Реквиема» Моцарта – «Лакримоза»(«Слезы»).

б) Словарная работа.

Графиня – дворянский титул.

Исповедать – выслушать исповедь умирающего. Исповедь – откровенное признание в чём-нибудь.

Флорин – старинная западноевропейская (золотая или серебряная) монета.

Фаянсовая посуда – дешевая керамическая посуда (посуда, сделанная из глины).

Клавесин – старинный струнный щинковый музыкальный инструмент.

Камзол – старинная мужская куртка-безрукавка под верхнюю одежду.


в) Репродуктивная беседа по содержанию текста.

Какую просьбу передала девушка незнакомцу?

О чём рассказал умирающий старик незнакомцу?

С какой целью украл старый повар у графини маленькое золотое блюдо?

Какое последнее желание высказал умирающий?

(-- Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я её встретил в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной.).

Исполнил ли последнее желание старого повара незнакомец? Как исполнил?

Кем оказался незнакомец? (это был Моцарт Вольфганг Амадей(1756 – 1791) – великий австрийский композитор и дирижёр).

(слайд о Моцарте)


3.Введение в грамматику.


а) Преподаватель:

- Ребята, что происходит с поваром, когда незнакомец играет на клавесине мелодию. Давайте найдем этот эпизод в тексте и прочитаем.

«--Я вижу, сударь! – сказал старик и, к удивлению Марии, приподнялся на кровати. – Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Пожалуй, это было зимой в горах. Кажется, небо стояло прозрачное, как синее стекло. И Марта смеялась. Смеялась, -- повторил он, прислушиваясь к журчанию струн…»

Б) Разбор по членам предложения. – Ребята, давайте разберем по членам это предложение: К счастью, я видел всё так ясно.

– Как вы думаете, почему старик говорит «к своему счастью»? (он счастлив). А на что указывает это слово? (на чувство радости)

в) Объяснение грамматической темы.


Преподаватель:

-- Ребята, каким членом предложения является конструкция «к счастью»?

Вы затрудняется ответить? Об этом вы узнаете чуть позже. Давайте заменим конструкцию другой , например, «к несчастью», «к досаде», «к сожалению» . К несчастью, я видел всё так ясно. Что же у нас изменилось? (Изменилось значение предложения). Теперь старик не рад тому, что видел. Оказывается, от конструкции « к счастью» зависит смысл предложения. Именно эта конструкция дает нам понять, что чувствует говорящий.

Для того, чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли, дать общую оценку степени достоверности сообщаемого(уверенность, предположение, возможность и т.д.), указать на источник сообщения в русском языке существуют вводные слова и предложении.


Итак, ребята, запишите, пожалуйста, грамматическую тему нашего урока:




«Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах».





  1. Вводным называются слова и сочетания слов, которые грамматически не связаны с членами предложения, не являются ими и служат для выражения отношения говорящего к высказываемой мысли, дают общую оценку сообщения и т.д.

  2. При произнесении вводные слова выделяются интонацией вводности, выражающейся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.

  3. На письме вводные слова и словосочетания выделяются запятыми, а вводные предложения – тире и скобками ( о вводных предложениях мы подробнее поговорим на следующем уроке).

Например: Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.


4) Что выражают вводные слова?

Работа по сводной таблице «Значение вводных слов».

Чувства

Уверенность

Предположение

Призыв к собеседнику, привлечение внимания

Последовательность, перечисление мыслей, вывод.

Источник сообщения

к радости, к счастью, к огорчению, к досаде, к сожалению,к несчастью, к удивлению, к изумлению, к стыду, к ужасу…

Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, в самом деле, безусловно, действительно, без сомнения, известно…

Может быть, вероятно, пожалуй, кажется, должно быть, возможно, по-видимому, видимо, верно, полагаю, очевидно…

Видите ли, знаете ли, поверьте, понимаете ли, послушайте, вообразите, представьте себе, извините, пожалуйста, скажите на милость…

Во-первых, во-вторых, в-третьих, с одной стороны, с другой стороны, значит, итак, кстати, следовательно, например, наоборот, таким образом, наконец, в конце концов, впрочем, напротив, в частности…

Говорят, как говорят, по словам, по сведениям, по-моему, на мой взгляд, по слухам, дескать, мол, по сообщению, по рассказам, по некоторым сведениям…


5) В роли вводных слов употребляются:

1. имена существительные, обычно с предлогами: к счастью, к досаде, по существу, в сущности…

2. имена прилагательные: самое большее, самое главное, в общем и в целом…

3. местоимения с предлогами: кроме того, напротив того …

4. наречия: безусловно, вернее, точнее, кстати, наконец, понятно …

5. глаголы в различных формах:

А) спрягаемые формы: полагаю, признаюсь, видите ли, представьте себе, само собой разумеется, говорят …

Б) инфинитив: признаться, слыхать, кстати сказать …

В) деепричастие в сочетании с наречием или существительным: короче говоря, мягко выражаясь, честно говоря, по совести говоря …

//Розенталь.Голуб. Совр.р.я. Стр.460.

4.Послетекстовые задания.

а) Найти в тексте вводные слова и предложения.

б) Опираясь на сводную таблицу, определить их значение.

в) Распределить их по группам.


Чувства

Уверенность

Предложение

Призыв к собеседнику, привлечение внимания

Последовательность, перечисление мыслей, вывод.

Источник сообщения








г) Определить их место в предложении и объяснить постановку знаков препинания.

д) Прочитать предложения с вводными словами, соблюдая правильную интонацию.

е) Ролевая игра. Работа в группах.

Рассмотреть проблемный вопрос с трех позиций: с точки зрения оптимистов, реалистов, пессимистов.

Способна ли современная музыка благотворно воздействовать на человека?

Свои доводы каждая группа пишет на плакате, употребляя вводные слова.

Вывод: какие вводные слова чаще употребляют оптимисты (к счастью, конечно…), реалисты (во-первых, во-вторых, разумеется, таким образом…), пессимисты (к сожалению, к досаде, нашему стыду…)?

ж) А теперь, ребята, давайте проследим по тексту, какое последнее желание было у умирающего повара. Давайте выпишем это предложение и включим в него вводные слова. Возможно ли это?

-- Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я её встретил в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной.

-- Во-первых, я хотел бы увидеть Марту такой, какой я её встретил в молодости. Во-вторых, увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной.

(Запись на доске)

Вывод: во-первых, во-вторых, в-третьих, в конце концов… Эти вводные слова используются для выражения последовательности мыслей.

з) Заполнение дискуссионной карты.

Можно ли считать музыку могучим средством духовного обогащения?

Да


Нет


1.Конечно, музыка …

2.Разумеется, музыка ...

3.Бесспорно, музыка ...

4. Без сомнения, музыка ...


1.Наверное, нет, так как музыка...

2.К сожалению, современная музыка …

3.По-моему, …


Вывод: Музыка – могучее средство духовного обогащения.


III. Рефлексия.

а) Тест по теме. Взаимопроверка.

1.Водные слова служат для…

А) связи слов в предложении;

Б) краткости, точности и выразительности речи;

В) выражения отношения говорящего к высказываемой мысли, указания источника сообщения и т.д.


2.Вводные слова выделяются на письме:

А) запятыми;

Б) двоеточием;

В) точкой с запятой.


3.Вводные слова при произнесении выделяются …

А) звательной интонацией ;

Б) интонацией вводности, выражающейся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения;

В) побудительной интонацией.


4.Какие значения выражают вводные слова и словосочетания?

А) Время, место, действия;

Б) Признак действия;

В) Чувства, уверенность, предположение, источник сообщения и т.д.


5. Какие функции выполняют в предложении вводные слова?

А) Выполняют функции обстоятельства.

Б) Выполняют функции дополнения.

В) Не являются членами предложения.


Ответы: 1 в, 2а, 3б, 4в, 5в.

Б) Составление опорной схемы «Вводные слова ».



Вводные слова


Не являются членами предложения



Служат для выражения отношения говорящего к высказываемой мысли

На письме выделяются запятыми.


Могут быть выражены существительными с предлогом, деепричастием, глаголами, наречиями и др.


Выражают источник сообщения

последовательность

предположение


чувства уверенность чужое мнение


--Ребята, сегодня мы поговорили о музыке, употребляя в своей речи вводные слова и предложения. Согласны ли вы с тем, что настоящая музыка обладает волшебной силой? Все композиторы хотят, чтобы их музыка приносила людям радость и пользу, делала людей лучше, пробуждала в людях добрые чувства, утешала в трудные моменты… Известный русский композитор Д.Кабалевский писал, что музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.

В) Эссе с использованием вводных слов на тему «Урок о музыке» (тихо звучит душевная мелодия).

Г) Домашнее задание.

Написать эссе, используя вводные слова, на одну из тем: «Музыка в моей жизни», «Встреча с прекрасным», «Волшебная сила музыки».









Использованная литература.

1.Д.Э.Розенталь,И.Б.Голуб. Современный русский язык. Стр.458 - 460.

2.Ф.Г.Брулева, Г.Ф.Булгакова, Г.Е.Омарова. Русский язык. Учебник для 11 кл.общеобразовательной школы.—Алматы.: Атамура,2011, стр.192-193.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока русского языка по коммуникативному методу

Автор: Мусурманкулова Гульмира Ануаровна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства