Тема: Парные согласные звуки в середине слова.
Цели:
- Организовать работу по усвоению правила правописания парных согласных в корне слова;
- Способствовать совершенствованию умений наблюдать и сравнивать;
- Прививать интерес к предмету;
- Воспитывать добрые чувства и развивать творческий потенциал учащихся.
Оборудование: Толковый словарь В. И. Даля, этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского, сигнальные карточки, карточки со словами, рисунки «солнышка».
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Чистописание, сообщение целей урока.
- Запишите, продолжите закономерность.
В ф г к д т
- Над чем будем работать сегодня на уроке?
- На какие две группы их можно разделить?
- Назовём парные согласные, назовём тему урока и сформулируем цели урока.
3.Работа по теме урока.
На доске записаны слова: кровать, глазки, лошадка, глаз, кроватка, лошадь, дубки, тетрадка, дуб, тетрадь.
- Разделите слова на две группы. Что заметили?
- Понаблюдайте, как произносятся парные согласные в конце слова и в середине слова.
- Как проверить парный согласный в конце слова?
- А можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова?
- Проверьте.
Фронтальная работа. Упр. 187, стр. 98.
- Учим стихотворение:
Парные согласные-
Самые опасные.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй.
- Самостоятельная работа.
Упр. 188, стр. 98.
- Знакомство с правилом.
Стр.99
- Коллективная работа.
Что такое антонимы?(запись под диктовку. Подобрать антоним и проверочное слово. Один ученик работает у доски.)
Высокий- низкий (низок)
Горький- сладкий (сладок)
Широкий- узкий (узок)
Далёкий- близкий (близок).
4.Физкультминутка.
5.Словарно- орфографическая работа.
- Восстановите слова.
Фтбл, лгк, ксмнвт.
- Объясните лексическое значение слов. Где можете найти информацию о значении словарных слов?
- Что объединяет слова? Какое слово лишнее?
6.Закрепление изученного материала.
Работа в парах (карточки с заданием лежат на партах).
Составить предложения. Записать, вставляя пропущенные буквы.
яго…ка, Красна горька да на вкус.
ла…ки, Мя…кие цара…ки а на ла…ках.
Проверка.
Дети читают предложения. На веерах показывают буквы, пропущенные в словах.
7.Работа по повторению.
- Работа над пословицей.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
- Объясните пословицу. Найдите слова с изученными орфограммами.
- Составление синонимического ряда слов.
- Что такое синонимы?
- Составьте синонимический ряд с главным словом мать.
- Обратимся к толковому словарю и познакомимся с информацией о лексическом значении слова «мать».
- Работа с толковым словарём В. И. Даля.
- Разбор слов по составу: Мама, мамаша, маменька, матушка, мамочка.
- Какой корень в этих словах? (возникла проблема: кто прав?).
- Обратимся к этимологическому словарю.
- Дифференцированная работа.
- Фонетический разбор слова мамочка ( 1 человек у доски);
- Разбор слов по составу: рассада, подарки, прудик, посадка, загородный, зимушка, дошкольник (1 человек);
- Коллективная работа. Составить предложение со словом мама, разобрать по членам и частям речи.
8.Аутотренинг. Релаксация.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем.
9.Творческая работа.
- На листиках – солнышках напишите несколько строчек послания своим мамам (Должны быть слова с парными согласными.
10.Подведение итогов. Рефлексия.
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал…
11.Домашнее задание.