kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему " Не с глаголом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока: формирование знаний о правописании "не" с глаголами

Задачи урока:

  1. изучить условия слитного и раздельного написания "не" с глаголами;
  2.  уметь применять правило написания "не" с глаголами;
  3. развивать орфографическую зоркость, внимание, память, творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли;  самостоятельность;
  4. формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях;
  5. воспитывать чувство товарищества, умение выслушать ответы товарищей, по необходимости дополнить или высказать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему " Не с глаголом" »

Тема «Не с глаголами».

Учитель Изосимова Ирина Валентиновна, учитель I категории.


Цель урока: формирование знаний о правописании "не" с глаголами

Задачи урока:

  1. изучить условия слитного и раздельного написания "не" с глаголами;

  2. уметь применять правило написания "не" с глаголами;

  3. развивать орфографическую зоркость, внимание, память, творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли;  самостоятельность;

  4. формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях;

  5. воспитывать чувство товарищества, умение выслушать ответы товарищей, по необходимости дополнить или высказать свою точку зрения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

- Добрый день, ребята. Открываем тетради и записываем. ( «Первое апреля. Классная работа»).

Я хочу поздравить вас с началом 4 четверти и пожелать интересных открытий, радости познания и хороших оценок, поэтому

Эпиграфом нашего урока станут слова


на доске: Не говори - не умею, 

А говори – научусь!

-Объясните смысл этой пословицы.


3. Самостоятельная работа у доски.

1.Орфографический разбор.

2. Синтаксический разбор.


Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(а,о)ма…т…ся.

4. Работа с эпиграфом.

Вопрос: слова какой части речи записаны на доске?


-Ребята, сейчас мы продолжим путешествие, начатое несколько уроков назад по прекрасной стране с гордым названием «Глагол».

Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе.

5. Мозговой штурм

  1. На какие вопросы отвечает глагол?

  2. Что обозначает глагол?

  3. Каким членом предложения является глагол?

  4. Какие постоянные признаки имеет глагол?

  5. Как определить вид глагола?

  6. Как определить возвратность глагола?

  7. Как определить спряжение глагола? (По тому, на что заканчивается глагол)

  8. Какие спряжения вы знаете?

  9. Какие непостоянные признаки имеет глагол?

  10. Как определить время глагола?


Работа с эпиграфом (продолжение)

-Запишите поговорку- эпиграф. Найдите орфограммы.
-Какая орфограмма вам знакома, но мы её ещё не изучали?

6. Определение темы и цели урока учениками.

А) Назовите тему нашего урока.

Б) Поставьте перед собой цель путешествия.

Подумайте, чему мы должны научиться?
Вывод:
а) познакомиться с правописанием частицы не с глаголами;
б) правильно употреблять частицу не с глаголами;
в) Развивать орфографическую зоркость.

Проверка самостоятельной работы у доски.

  1. Орфографический разбор.

  2. Синтаксический разбор предложения.

Дополнительный вопрос: Как ты написала НЕ с глаголом?


-Ребята, мы с вами прибываем к первой станции.

1. Этимологическая остановка.

Минутка на шутку. А знаете почему НЕ пишется раздельно? Вот как объясняется в шуточном стихотворении это явление.
Задание: выписать из прослушанного стихотворения слова с НЕ.

Не – известная частица
Всем перечит, отрицает
Как же эта озорница
О глаголе мало знает.

Кто-то ночью в темноте
Меж глаголами и НЕ
Яму выкопать решил,
Чтоб глагол с НЕ не дружил.
Их теперь не соединяют,
Пробел меж ними оставляют

Вопросы: 1. Какой частью речи является НЕ?

2. Каково значение частицы НЕ?

Вывод. Не – это служебная часть речи. Она называется частицей. Частица НЕ имеет отрицательное значение.

Вопрос: какие слова с НЕ вы выписали?

Не дружил, не соединяют.

Задание: объясните орфограммы.

2.Остановка Правильная.

- Во время этой остановки мы вспомним правила поведения в школе.

Работать будем по вариантам.

1 вариант работает вместе со мной,

2 вариант- самостоятельно. У вас на партах лежит задание, на которых написаны пословицы.

А) Выборочный диктант (работа с 1 вариантом на доске).

Задание: выписать слова с НЕ, объяснить правописание.

Завести велели мне

Новые привычки.

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

 На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков, Если даже я и не

Выучу уроков!

Ю. Вронский.

Вопрос: как пишется не с глаголом?

Вывод. НЕ с глаголом пишется раздельно.


Б) Самостоятельная работа у доски. Морфологический разбор и частичный фонетический «рисую».

Рисую- глагол.

Я (что делаю?) рисую (действие)

Н.ф.- рисовать.

2. Пост. приз.- несов. в., невозврат., переход., 1спр..

Непост. приз.- изъяв. нак., наст. вр., 1лицо, ед.ч..

3.Я (что делаю?) рисую.


Проверка работы 2 варианта.


Задание: вставьте вместо точек частицу НЕ.

Летом … НЕ…соберешь - зимой …НЕ… найдешь.

Кто сегодня … солгал, тому завтра …НЕ… поверят.

Кто труда …НЕ… боится, того и лень … сторонится.

Конь вырвется - …НЕ… воротишь, слово скажешь- …НЕ… догонишь


Вопрос: к какому выводу вы пришли?

Вывод. НЕ с глаголом пишется раздельно.


Вопрос: 1.Здесь есть пословица о трудолюбии? (прочитайте)

2.Почему в пословицах так много слов с частицей НЕ?

Человек поступает в жизни часто неправильно, не так как должно быть. Поэтому пословицы нас учат, отталкиваться от отрицательного опыта, поступать по-другому


Я усложняю задачу и определяю следующий вопрос урока: может ли глагол писаться с НЕ слитно?

3. Следующая остановка «Сказочная».

А) Грамматическая сказка.

Ребята, прослушайте Грамматическую сказку Федора Кривина, а для того, чтобы подготовиться к работе, нужно нарисовать таблицу.

Задание: выпишите в 2 столбика глаголы.

Раздельно

слитно





Сила любви.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: " Люблю", а она ему: " Не люблю". Он признавался: " Верю", она ему: " Не верю".

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: " Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: " Негодую! Ненавижу!" и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях он и частица НЕ жить друг без друга не могут.

Вопрос: какие слова с НЕ вы встретили в сказке? Запишите их в 2 столбика.


Раздельно

слитно

не люблю

не верю

Негодую

Ненавижу


Б) Создание проблемной ситуации.
- На нашем пути встретилась проблема.
- Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.

Вопрос: Как узнать, когда слова пишутся слитно, когда отдельно? 
(рассуждения учащихся)

Алгоритм


4. Остановка Физкультурная. (Физкультминутка)

  • Встаньте. Другу улыбнитесь.

  • Не ругайтесь, Не бранитесь.

  • Потянитесь, повернитесь.

  • На носочки поднимитесь,

  • подрасти все постарайтесь.

  • Мне ладошкой помашите

  • И серьёзными вдруг станьте.

  • Урок надо продолжать,

В тетради будем мы писать.

Задание: Какие слова с НЕ вы нашли в нашей зарядке?




5.Остановка
Орфографическая

Орфографическая задача (работа в парах)

Задание: распределите слова по группам. Обозначьте орфограмму.

(Не) сказал , (не) выполнил,(не)годовал, (не)пришёл,(не)навидел,(не)сделал,

(не)доглядеть,(не)доспать, (не)долюбливать, (не)дослышать.

На какие группы вы распределили слова? Почему?

Проверка.

Не сказал Ненавидел

Не выполнил Негодовал

Неволить

Не пришёл

Не сделал Недоглядеть

Недолюбливать

Недослышать

Недоспать


Вопрос: 1. Почему слова «ненавидел, негодовал, неволить» вы поместили во 2 столбик?


Вывод: В русском языке есть слова, которые нельзя употреблять без не. Нет таких слов как  «годовать, волить, навидеть», поэтому их мы будем писать слитно.

6.Остановка словарная.

А) Работа с толковым словарем.

Объясните смысл слов.
Неволить, негодовать, ненавидеть


Неволить – принуждать, заставлять делать.
Ненавидеть – испытывать неприязнь, отвращение.
Негодовать – проявлять недовольство, возмущение.
Задание: 1. С данными слова составьте предложения и запишите 1 предложение.
2. подчеркните непроверяемое написания НЕ.


Б) Письмо по памяти. Упражнение из учебника №

Задание: выучите слова из учебника и напишите их по памяти в том порядке, который дан в учебнике.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями.

5. Остановка Лингвистическая.

А) Исследовательская работа.

Сейчас, как настоящие лингвисты мы займемся исследовательской работой.

Для этого нам нужно исследовать состав слов из нашей таблицы, выявить приставку недо, указать закономерность её употребления

Вопрос: каково значение приставки НЕДО?


НЕДО-

(в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-)

Значение недостаточности действия:

завершить действие НЕВОЗМОЖНО!

НЕ ДО-

(в значении «сделал не до конца»).

Значение незавершённости действия:

завершить действие ВОЗМОЖНО!

недоедать (голодать) – антоним: переедать

 недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)

недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)

не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть) 

не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)

не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)


Приставка НЕДО образует глаголы со значением неполноты, недостаточности по сравнению с какой-либо нормой.

«Толковый словарь русского языка». С.И.Ожегов.

Задание: объясните значение слов с приставкой НЕДО из выборочного диктанта.


  1. Остановка Разноуровневая.

Разноуровневое задание.

Карточки ( 1 уровень-отметка три, 1-2 уровень- отметка четыре, 1-2-3 уровень- отметка пять при условии : нет ошибок- пять;1-2 ошибки- четыре;3-4-5 ошибок- три)

1 уровень. Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не)сердись, (не)скучай,

(не)дерись, (не)спеши!

НЕ с глаголом _____________ пиши!

2 уровень. Выписать слова, которые записаны неверно:

Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади, не здоровится, невижу, ненадеемся.

3 уровень. Вспомните и запишите пословицы, в которых употребляются глаголы с частицей не.

Дописать пословицы:

Волков бояться …

Близок локоть …

Кашу маслом …


- А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка.

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.


7. Остановка Тестовая.

- Проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. Время выполнения 5-7 минут

Закончили работу. Проверьте себя.

Проверка. 1-1, 2-4, 3-3, 4-1, 5-2, 6-4, 7-2, 8-1, 9-2, 10-4.

-Кто правильно выполнил всю работу?

- Кто сделал одну ошибку?

Значит, нам ещё есть над чем работать.

8. Остановка Итоговая.

Итог урока.

Вопросы:

1.Как пишется частица не с глаголами?

2. В каких случаях НЕ с глаголом пишется слитно? Раздельно?



9. Остановка Домашняя.

Домашнее задание (дифференцированное).

1.Выполнить работу над ошибками

2.Придумать карточку «Правописание не с глаголами»

3.Написать письмо к однокласснику, используя глаголы с частицей НЕ.



Тест «ГЛАГОЛ. НЕ с глаголами» для 5 класса



,1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 1) нельзя его (не)волить 2) (не)растаял 3) (не)увидел 4) (не)доел кашу

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:  1) (не)удивлялся 2) (не)обидит 3) (не)здороваемся 4) (не)здоровится

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:  1) (не)был в школе 2) (не)узнаешь 3) (не)навидел 4) (не)видишь

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 

1) (не)домогать 2) (не)усвоит 3) (не)доделал 4) (не)заклеить

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 

1) (не)успокоишься 2) шторм (не)истовствует 3) (не)сдержишь слово 4) (не)посмотрел

6. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 

1) (не)бояться 2) (не)собрать коллекции 3) (не)торопись в музей 4) (не)взлюбить невозможно

7. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 

1) о поездке (не)мечтай 2) (не)годовал 3) (не)хочется 4) (не)оставалось времени

8. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 

1) ему хлеба (не)достаёт 2) он (не)достаёт до дна 3) (не)вернёшь 4) (не)испортилась

9. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 1) (не)найти 2) (не)доумевать 3) (не)ищешь 4) (не)испортилась

10. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)убирать 2) (не)выполнить 3) (не)хватает 4) (не)сдобровать

Конец формы

































































8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему " Не с глаголом"

Автор: Изосимова Ирина Валентиновна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Спряжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458162"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства