Тема: Глагол.
Цели: 1. Сформировать представление о глаголе, научить
отличать глаголы от других частей речи;
повторить другие части речи (сущ-е, прилаг.);
2. Развивать орфографическую зоркость;
навыки правописания, память, мышление, речь;
3. Воспитывать интерес к изучению рус. яз.;
Оборудование: учебник, таблица.
Ход урока:
I. Ритмическая часть. 1. Эвритмия
Солнце, я тебя молю!
Солнце, я тебя прошу!
Дай нам света и тепла,
Дай нам счастья и добра.
II. Основная часть. 1. Изучение новой темы.
а) Вводная беседа.
- Что мы делали, когда читали
стихотворение?
(движение руками).
- Как назвать все, что мы делали
одним словом?
(двигались)
- А кто знает, как называется
часть речи, которая обозначает
движение? (глагол).
- Тема нашего урока так и
называется – «Глагол».
б) Словарная работа.
- Определим значение
следующего глагола.
(Показываю картинку:
мальчик поет, а женщина за
роялем играет) что происходит
на этой картинке, что делает
женщина? (Играет на рояле).
Следующая картинка: Дети маршируют.
Маршировать – решительно шагать. (Записывают).
Поставим теперь к каждому глаголу слово, подходящее по смыслу.С одним из словосочетаний составьте предложение.
III. Повторение.
в) Повторение о частях речи.
- Прослушайте стихотворение и скажите кто автор.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
- Кто написал это стихотворение?
(С.Я. Маршак)
- Давайте запишем это стихотворение!
- какие части речи использовал автор, чтобы передать свои наблюдения? (существительное, прилагательное, глагол).
- Составьте предложение о том, что мы наблюдаем в апреле? (2-3 предл. зачит.)
- Какие части речи вы использовали в своих предложениях?
- Как отличить одну часть речи от другой?
IV. Работа на таблице.
Часть речи
Что обозначает
На какие вопр.отвечает.
Каким членом предложения является.
Имя сущ.
Имя прил.
Предмет.
Признак предмета.
Кто? Что?
Какой?(ая,ое,ие)
Подлежащее.
Определение.
V. Объяснение нового материала.
а) Игра «Пантомима» (отвечают на вопросы только движением).
Ходит обезьяна ,медведь.
- Что вы делали на уроке труда (Лепили, резали).
- Что я сейчас делаю?
(хожу, рисую).
- А что будете делать на уроке физкультуры?
(прыгать, бегать, играть)
- Чем схожи все написанные слова?
(действие предметов).
- Как эти слова называются в русском языке?
(глагол).
VI. Закрепление.
а) Работа по учебнику упр.
б) Выборочное письмо по рядам
в) Игра на наблюдение за глаголами.
- А сейчас поиграем. Я прочту вам стихотворение, а вы должны найти слово, которые одинаково произносятся, и определить часть речи.
Сущ.
а) Однажды кот подкрался и напугал . Сейчас тебя я, братец,
глаг.
напугаю!
б) - Это дом или печь?
- Это доменная печь!
- Что умеет эта печь?
- Из руды железо печь!
г) Игра на внимание.
Я произнесу глагол, вы должны выполнить действие.
Прыгать, бегать, стул, смеяться, красивый, ведро, говорить.
VII. Подведение итогов.
- Какую тему мы начали изучать?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы он отвечает?
- Что обозначает?
VIII. Домашнее задание.