Тема: Главные члены предложения
Цель: способствовать формированию компетенции учащихся по определению главных членов предложения
ЗАДАЧИ:
Образовательные: повторить главные члены предложения, сообщить о способах выражения подлежащего не только существительным, а местоимением и словосочетанием; сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и кратким прилагательным, существительным.
Развивающие: способствовать отработке умений выделять главные члены предложения, работать с учебником самостоятельно, сравнивать.
Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к родному языку и интереса к его изучению,
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Сформулируйте цель урока?
- Для чего нам это нужно?
- Для чего мы должны научиться определять главные члены предложения?
( Главные члены предложения мы должны научиться определять для того, чтобы правильно строить предложения)
- Для чего нужны предложения?
( Предложения нужны для того, чтобы общаться друг с другом, понимать друг друга, чтобы речь наша была грамотной, понятной)
(Слайд № 2) По этому поводу высказывались многие учёные. Учёный-лингвист Лев Владимирович Щерба писал: « Писать безграмотно – значить посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
Задача нашего урока не только научиться грамотно строить предложения, но и грамотно писать.
Что такое лингвистика?
(Слайд №3) – Проведём лингвистическую разминку
- Чтобы выполнить это задание, какое правило нужно вспомнить?
( Безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова)
Рельеф мес.ности ( Работают самостоятельно,
Изр.дка прибл.жаться один ученик проверяет у
Гиган.ские животные доски)
С.льнейшие нав.днения
К.рмить синичку
(Слайд № 4)- У кого нет ни одной ошибки?
- У кого одна- две ошибки? Поставьте себе баллы
Вывод.
Какие орфограммы повторили?
- Мы записали слова, словосочетания, предложения.
- Чем отличаются предложения от словосочетаний?
- Что такое грамматическая основа?
- На какой вопрос отвечает подлежащее?
- На какой вопрос отвечает сказуемое?
(Слайд № 5 ) – Поработаем со схемами:
- Какой из членов предложения подчёркивается одной чертой и отвечает на вопросы кто? и что?
____________ _________________
- определение
- подлежащее
- сказуемое
- дополнение
(Слайд № 6) –
Какой из членов предложения подчёркивается двумя чертами и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
________ _________.
- определение
- подлежащее
- сказуемое
- дополнение
(Слайд № 7) – допишите схему предложения:
_________ ____________.
- определение
-подлежащее
- сказуемое
- дополнение
(Слайд № 8) - составьте предложения по данным схемам
___________ __________.
____________ __________.
____________ __________.
____________ __________.
шелестят Заяц
скачет Воробей
чирикает Листья
(Слайд № 9) - Внимание! Работа с учебником
Страница 135 (чтение вслух)
Задание. Определить, чем выражены главные члены предложения
- Что нового узнали о главных членах предложения?
(Слайд № 10) Проверь себя.
Составьте своё предложение и подчеркните грамматическую основу.
( работают самостоятельно)
Проверяем.
Физминутка.
(Слайд № 11) Внимание! Тест.
Фронтальная проверка. Ученики проверяют сами и ставят себе баллы и оценивают себя. Если пять баллов, то оценка «5», 4 балла – «4», 3 балла – «3», ниже – «2».
Вопрос: Тигр - хищный зверь. – Какова особенность этого предложения?
(Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже. Поэтому между подлежащим и сказуемым ставится тире. Но об этом мы поговорим на следующем уроке)
Вывод.
Вопрос. Какими частями речи могут быть выражены подлежащее и сказуемое.
Работа в группах. Задание: Выделить главные члены предложения и обозначить, чем выражены. (Проверяет учитель)
Домашнее задание: упражнение 355 (1,3,4,5 предложения)