Конспект урока русского языка "Многозначные слова и омонимы" (5 класс)
Конспект урока русского языка "Многозначные слова и омонимы" (5 класс)
Цели: раскрыть смысл понятий «многозначные слова», «омонимы», «омофоны», «омографы», «омоформы»; показать различие между многозначными словами и омонимами; повторение правописания гласных в омонимичных корнях; проверить знание словарных слов; развитие познавательной активности учащихся; развитие связной речи школьников, умения раскрывать метафорический смысл пословиц; развитие внимания, логического и абстрактного мышления учащихся; развитие кругозора школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Многозначные слова и омонимы" (5 класс) »
Многозначные слова и омонимы.
Цели: раскрыть смысл понятий «многозначные слова», «омонимы», «омофоны», «омографы», «омоформы»; показать различие между многозначными словами и омонимами; повторение правописания гласных в омонимичных корнях; проверить знание словарных слов; развитие познавательной активности учащихся; развитие связной речи школьников, умения раскрывать метафорический смысл пословиц; развитие внимания, логического и абстрактного мышления учащихся; развитие кругозора школьников.
Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.
Запишите слова в транскрипции: известный, замазка, молодежь.
Сегодня мы продолжаем изучение материала по лексике. Вы будете выполнять задания, записанные на листке.
Продолжите предложение.
Лексика – это…
Лексикология - это…
Лексическое значение слова – это…
Активный запас слов – это…
Пассивный запас слов – это…
Однозначные слова – это…
Многозначные слова – это…
Лексическое значение слова можно узнать в …… словаре.
Объяснение новой темы.
Какие толковые словари вы знаете? Кто их авторы?
Прочитайте словарную статью из словаря В. Даля (задание № 2).
Каша – густоватая пища, крупа, варенная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшенная, полбенная, яичная, овсяная, ржаная, готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху. Жидкая каша, или кашица, - похлебка с крупою. Размазня, по густоте, между крутою и кашицей. (Толковый словарь В. Даля)
Докажите, что это словарная статья могла быть именно только в толковом словаре В. Даля, а не в словарях современных авторов.
Вы знаете, что примерами едва не к каждому слову Даль брал народные пословицы, поговорки, фразелогизмы, созданные народом. Пословиц было собрано около 30 тысяч. К слову «каша» Даль собрал чуть не полсотни пословиц. Прочитайте пословицы и устойчивые выражения и объясните их смысл.
На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
Любо брюху, что глаза кашу едят.
Мы с ним в одной каше.
Без каши и обед не в обед.
Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.
Одному и у каши неспоро.
Как вы думаете слово «каша» однозначное или многозначное? Как вы видите, кашей называют не только пищу.
Это еще артель, которая собирается для общей работы (Мы с тобой в одной каше). Во время жатвы крестьяне помогали друг другу, такая помощь тоже именуется кашей.
А пословица «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай» совсем не про еду. Здесь каша – беспорядок, суматоха, недоразумение.
Как вы думаете, есть что-то общее в этих значениях? Да, конечно, поэтому это одно слово с различными значениями, только одно из них прямо, а другие переносные.
Как вы думаете, почему многозначные слова и омонимы соединяет союз «И»?
Лингвистическое явление, связанное с многозначностью слова, в науке называется полисемией. На основе полисемии в языке стали появляться омонимы. Это происходило после того, как значения многозначного слова стали все более отдаляться друг от друга. Прочитайте стихотворение и подумайте, что такое омонимы.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Я. Козловский
Прочитайте, что такое омонимы.
Омонимы (омос = «одинаковый», ним = «имя»)– это слова, совпадающие в произношении и правописании, но имеющие различные значения. Различаются:
Лексические омонимы: мир (вселенная) – мир (спокойствие)
Прим…рять друзей – прим…рить платье, посв…тить фонарем – посв…тить в рыцари, зап…вать песню – зап…вать лекарство, прил…пить к стене – прил…пать к подошве, разв..вать скорость, разв…вается флаг, в…лы на море – в поле в…лы, ум…лять бога – ум…лять значение, ут…шать в несчастье – ут…хающий шум.
Отгадайте загадки, определите, в каких случаях слова-отгадки являются омонимами, а в каких – многозначными словами.
В бою и рубят и взрывают,
А после боя развлекают. Шашки - омонимы
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают. Очки - омонимы
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. Нос -многозначное слово
К розе он не подпускает,
Доски наглухо скрепляет. Шип –многозначное слово
В воде он медленно плывет,
В станке летает взад-вперед. Челнок – многозначное слово
Со мной ходи стрелять учиться
И на грядке меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А чаще попадаю – в щи. Лук – омоним
Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь.
А на крыше я торчу, не шелохнусь.
Лед на речке режу вдоль и поперек,
А на дне морском я махонький зверек. Конек – многозначное слово
Найдите «Третье лишнее»
1)ключ от двери 2)жизнь бьет ключом 3) ключ к разгадке
5. Письмо по памяти
Ш…л я с сумкой за плечами,
Вижу: б…ет в овраг… ключ….
Наклонившись над ключом,
Ур…нил я в воду ключ…
В. Лифшиц
6. Разгадайте кроссворд.
7. Резерв урока. Шуточные стихи (М.П. стр. 132-133)
3. Итоги урока. Рефлексия.
4. Домашнее задание. Упр. 94, составить кроссворд или подобрать шуточные стихотворения. Написанные на основе полисемии или омонимии