Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
Цель урока познакомить с местоимениями как частью речи.Учить распознавать местоимения среди других частей речи. Урок построен в соответствии ФГОС. На присутствует работа в группах, тест. Тему урока дети формулируют сами. В музыкальной физкультминутки используется песня, где есть местоимения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"»
Местоимение как часть речи.
Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речь; учить распознавать местоимения среди других частей речи.
Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; к.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р.- постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация; учебник Канакиной В. Н., Горецкого В.Г. рабочие тетради.
Ход урока
I.Организация класса.
Дыхательная гимнастика.
- Ребята, закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.
II. Словарная работа.
- Посмотрите внимательно на таблицу со словами. Какие это слова?
- Запоминаете их в течение минуты.
- Запишите те, которые запомнили.
за.ц
к.рова
м.дведь
п.тух
с.бака
с.рока
в.р.бей
в.рона
л.сица
2. - Сколько слов записали? Какие это слова? Проверьте правильность написания. (Самопроверка).
3. - Дайте общее название этой группе слов. (Животные)
III. Актуализация знаний.
- Ответьте на вопросы:
1). На какие 2 группы делятся животные по образу жизни?
2). Чем питаются животные?
3). В какое время года могут выводиться детёныши у животных?
- Прочитайте текст, который мы составили вместе с вами. Какую речевую ошибку вы обнаружили?
Животные бывают дикими и домашними. Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами. У животных могут выводиться детёныши в любое время года.
- Давайте отредактируем текст. СЛАЙД 6
- Какую часть речи использовали?
IV. Постановка целей и задач.
- Что такое местоимение?
- Что нового вы можете узнать об этой части речи?
V. Углубление знаний.
- Ребята мы с вами предположили, что сегодня речь пойдет о местоимении. Давайте откроем учебник на странице 52 и прочитаем тему урока.
Упр.108 с.52 мы сейчас прочитаем и ответим на вопросы по учебнику.
- Что вы представили, читая строки?
- Почему автор именно так расположил стихотворные строки?
- Какой частью речи являются выделенные слова?
- Называют ли они конкретное лицо?
- А на кого могут указывать?
А теперь прочитаем сведения ниже о местоимениях.
- Назовите личные местоимения.
- Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его)
Музыкальная пауза. • Звучит музыка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Беседа: - Как начинается песня? - Какую часть речи мы услышали в песне? - Какие это местоимения? - Назовите мне все личные местоимения.
Упр. 109 с.52
- Прочитайте.
- Какие это местоимения. Найдите в толковом словаре значение слова личный.
- Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают на лицо или лица)
-Какие личные местоимения указывают на того или тех, кто говорит? (Я, мы)
- Какие личные местоимения указывают на того или тех, к кому обращена речь? (Ты, вы)
- Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они)
-Запишем их.
Физкультминутка.
• Задания для команд - замените повторяющиеся существительные местоимениями
- задание для команды № 1 Настя выбежала на улицу. На улице лил дождь. Настя забыла зонтик дома. Настя побежала домой за зонтиком. Настин зонтик был очень красивый. Насте нравился этот зонт. - задание для команды №2 Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка закрывает мордочку хвостом, когда спит. - задание для команды №3 У нас в доме был ежик. Ежик был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика. • Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился.
Упр.110 с.53
- Прочитайте первое предложение. Отгадайте загадку.
- Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого имени существительного оно употреблено? Запишем (Он –сом)
- Прочитайте второе предложение. Отгадайте загадку.
- Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого имени существительного оно употреблено? Запишем (Она –ящерица)
С какой целью в загадках используют местоимения?
-Выполняем звуко-буквенный разбор по вариантам.(2 человека у доски)
Глазки – [гласки]- 2 слога, 6 б., 6 зв.
Г – [г] – согл., звонкий парный, твёрдый парный
Л - [л] - согл., звонкий непарный, твёрдый парный
А - [а] – гласный, ударный
З - [с] - согл., глухой парный, , твёрдый парный
К - [к] - согл., глухой парный, мягкий парный
И - [и] - гласный, безударный
Змейка – [змэйка]- 2 слога, 6 б., 6 зв.
З – [з] – согл., звонкий парный, твёрдый парный
м - [м] - согл., звонкий непарный, мягкий парный
е - [э] – гласный, ударный
й - [й] - согл., звонкий непарный, мягкий непарный
К - [к] - согл., глухой парный, твёрдый парный
А - [а] – гласный, безударный
Веселые задачки Задаю вопросы, каждая команда по очереди отвечает на один вопрос. 1) Первый слог слова - местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква). 2) Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (Ябеда). 3) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
1. Тест.
1). Найди лишнее:
я ты как она
2). Найди признак личного местоимения:
Называет предмет
Указывает на предмет, не называя его
Указывает на действие предмета
Служит для связи слов в предложении
3). Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около школы.
Сказуемым
Подлежащим
Определением
Дополнением
4).Сосчитай количество местоимений:
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
2.Самопроверка теста.
VII. Рефлексия.
Я прошу вас проанализировать себя на уроке и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.