Район (город) | Новошешминский |
Ф.И.О. участника | Замалетдинова Ландыш Ирековна |
Номинация | методические материалы для обучающихся на основной ступени образования |
Название работы | Разработка урока «Непроизносимые согласные» |
Аннотация работы | Данный урок изучается в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Это первый урок в данном разделе. Урок изучения нового материала построен в несколько этапов. Данный урок можно назвать универсальным, по любому УМК изучаются данные темы и всегда они важны для повторения. Учащиеся научатся находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными; писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. На уроке используется фронтальная, индивидуальная и парная работа. Урок сопровождается презентацией. Физминутка включает в себя не только двигательные упражнения, но и изученный материал. Включена групповая форма работы, учащиеся применяют приобретенные знания в нестандартной ситуации. В заключении проводится тест. Все этапы урока взаимосвязаны. Осуществляется межпредметная связь. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний. Выбранная форма проведения учебного занятия позволяет систематизировать обширный материал. | |
Тема: Непроизносимые согласные
Цели: Формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи:
Образовательн. Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к русскому языку.
Оборудование урока:
проектор, компьютер, интерактивная доска;
презентация;
карточки;
тренажёр;
тест.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков с элементами исследования.
Технология деятельностного подхода.
Метод: проблемно- диалогический.
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение у других.
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Проверка домашнего задания. Упражнения 356.
а) Индивидуальное задание. Фонетический разбор слова люди
(Регина работает, а с остальными:)
3. Ответы на вопросы.
1. Мы с вами изучаем какой раздел языка? Что изучает морфемика?
2. К морфемам относятся ….?
3. Какая морфема образует только форму слова, а какая – однокоренные слова?
4. Что изучает фонетика? Какие звуки есть в русском языке?
5. На какие разряды делятся гласные звуки? Согласные?
6. В корне после шипящего что надо писать ? (Исключения: крыжовник, шорох, капюшон).
7. Когда после ц пишется и? (в корнях слов и в словах на –ция) Когда ы? (в окончаниях и суффиксах; в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках)
8. Шестая буква русского алфавита? (Е)
II. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
а) -Запишите слова рядом столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске (слайд)
[сонцэ], [с’эрцэ], [изв’эсный], [здраствуй].
-А теперь запишите их столбиком с помощью букв так, как вы считаете нужным. У доски эту работу выполняет Ралия. (Солнце, сердце, известный, здравствуй).
-Сравниваем .
-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки л, д, т, в)
- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
- Молодцы! Интересные названия придумали. Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? (Чтобы правильно писать слова).
- Именно этому мы и должны научиться.
б) Минута чистописания. лд, тв, лд, тв
в) Повторение ранее изученного материала
-Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? (Они согласные).
- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (В, Л, Д)
- Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. (Т)
- Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (Д-Т)
- Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова.)
-А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).
- Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам (солнечный, сердечко, известие, здравие)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)
На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв
СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ
Запомните их .
- Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.
Ш. Закрепление знаний и навыков.
1. Работа с учебником. Упражнение 337. От каких слов образовались данные слова? Запишите их.
2. Всегда ли при наличии нескольких согласных есть непроизносимые согласные?
Тренажер «Непроизносимые согласные» Слайд
Выполните следующее задание. Перед вами слова с пропущенными буквами. Сначала определите, в каких словах пропущена непроизносимая согласная.
Чтобы проверить себя, перенести его на зеленую доску и закрепить у звёздочки.
Звез…ный
Сол…це
Ужас…ный
Сер…це
Чудес…но
Чес…ный
Ус…но
Праз…ник
Поз…но
Мес…ность
Парус…ный
Ненас…ный
(Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют).
2. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)
1.НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ
а) ТРОСТНИК, МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ
б) ДОРОЖКА, ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ
в) ЗЕЛЁНЫЙ, ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА
2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ
а) ПОЗДНЯЯ
б) ПОЕЗДА
в) ОПОЗДАЛ
3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?
а) ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ - МЕСТО
б) ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТНО
в) ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ, ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО
4.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?
а) ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕСТНЫЙ, ЯСНЫЙ
б) МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ЧУСТВА
в) КАПУСНЫЙ, СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО
5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?
а) КАПУСТНЫЙ
б) ПРАЗДНИЧНЫЙ
в) ЧУСТВЕННЫЙ
6. В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?
а) УЧАС*НИК
б) РЕС*НИЦЫ
в) ПАС*БИЩЕ
ПРОВЕРКА
а
в
в
в
в
б
IV. Физкультминутка.
Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем.
Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница, тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.
V. Словарная работа. Дифференцированные индивидуальные карточки. (1 группа– сильные, 2 группа– слабые)
1 группа
Отгадывайте слова по лексическому значению. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.
-Как называется ряд ступенек, идущих вверх?
- Самая распространенная форма приветствия?
- Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то.
- Закончи предложение: Новый год – весёлый …
- Любящий повелевать - …
- Центральный орган кровообращения- …
К словам первого столбика найдите ответы из второго столбика и соедините их стрелками.
2 группа
а) Приветствие при встрече б) Окружающее пространство, имеющее отношение к звездам в) Печальный рассказ
г) Шумное торжество
д) Яркое светило
ж) Центральный орган кровообращения
з) Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз. | Праз..ник
Сер..це
Звёз...ный
Лес..ница
Грус..ный
Со..нце
Здра..ствуй |
VI. Подготовка к ГИА.
В ГИА по русскому языку есть задание, которое нельзя выполнить без фонетических знаний. Давайте посмотрим задание А4. Формулировка задания такова.
1. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове ЮШКА все согласные звуки глухие.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]
2. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.
3. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ЕЖИХА все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ЛЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРАД последний звук [т].
VII. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о правописании непроизносимых согласных в корне, т.е. П.70;
из любого художественного текста, взятого из нашего учебника “Русская литература ” выписать 5 предложений на изученную на уроке орфограмму.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Какая тема у нас была сегодня?
-Какие звуки и буквы не произносятся?
-Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?
-Выполнение какого задания вызвало затруднение?