|   Район (город)   |    Новошешминский   |  
  |   Ф.И.О. участника   |    Замалетдинова Ландыш Ирековна   |  
  |   Номинация   |    методические материалы для обучающихся на основной ступени образования   |  
  |   Название работы   |    Разработка урока «Непроизносимые согласные»   |  
  |       Аннотация работы          |         |   Данный урок изучается  в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».    Это  первый  урок в данном разделе. Урок  изучения нового материала построен в несколько этапов. Данный урок можно назвать универсальным, по любому УМК изучаются данные темы и всегда они важны для повторения. Учащиеся научатся находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными; писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. На уроке используется фронтальная, индивидуальная и  парная работа.   Урок сопровождается презентацией. Физминутка включает в себя не только двигательные упражнения, но и изученный материал. Включена групповая форма работы, учащиеся применяют приобретенные знания в нестандартной ситуации. В заключении проводится тест. Все этапы урока взаимосвязаны. Осуществляется межпредметная связь. В конце урока происходит рефлексия по самооценке  полученных знаний. Выбранная форма проведения учебного занятия позволяет систематизировать обширный материал.     |                     |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Тема: Непроизносимые согласные
   Цели: Формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
   Задачи:
   Образовательн. Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов.
   Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
   Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к русскому языку.
  Оборудование урока:
   проектор, компьютер, интерактивная доска;
  презентация;
  карточки;
  тренажёр;
  тест.
 
  Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков с элементами исследования.  
  Технология деятельностного подхода.   
  Метод: проблемно- диалогический.  
  Ход урока
   Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение у других.
 
  1. Актуализация знаний учащихся.  
  2. Проверка домашнего задания. Упражнения 356.
  а) Индивидуальное задание. Фонетический разбор слова люди
  (Регина работает, а с остальными:)
  3. Ответы на вопросы.
  1. Мы с вами изучаем какой раздел языка? Что изучает морфемика?
  2. К морфемам относятся ….?
  3. Какая морфема образует только форму слова, а какая – однокоренные слова?
  4. Что изучает фонетика? Какие звуки есть в русском языке?
  5. На какие разряды делятся гласные звуки? Согласные?
  6. В корне после шипящего что надо писать ? (Исключения: крыжовник, шорох, капюшон).
  7. Когда после ц пишется и? (в корнях слов и в словах на –ция) Когда ы? (в окончаниях и суффиксах; в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках)
 8. Шестая буква русского алфавита? (Е)
  II. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.  
  а) -Запишите слова рядом столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске (слайд)
          [сонцэ],  [с’эрцэ],  [изв’эсный],  [здраствуй]. 
-А теперь запишите их столбиком с помощью букв так, как вы считаете нужным. У доски эту работу выполняет Ралия. (Солнце, сердце, известный, здравствуй).
-Сравниваем .
 
  -Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки л, д, т, в)  
  - Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
  - Молодцы! Интересные названия придумали. Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? (Чтобы правильно писать слова).
  - Именно этому мы и должны научиться.
  б) Минута чистописания. лд, тв, лд, тв
  в) Повторение ранее изученного материала
  -Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? (Они согласные).
  - Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (В, Л, Д)
  - Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. (Т)
  - Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (Д-Т)
  - Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова.)
  -А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).
  - Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам (солнечный, сердечко, известие, здравие)
  - Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)  
  На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв
  СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ  
  Запомните их .  
  
 
  - Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.
  
  
 
  
 
  Ш. Закрепление знаний и навыков.
  1. Работа с учебником. Упражнение 337. От каких слов образовались данные слова? Запишите их.
  2. Всегда ли при наличии нескольких согласных есть непроизносимые согласные?  
  Тренажер «Непроизносимые согласные» Слайд  
  Выполните следующее задание. Перед вами слова с пропущенными буквами. Сначала определите, в каких словах пропущена непроизносимая согласная.  
  Чтобы проверить себя, перенести его на зеленую доску и закрепить у звёздочки.
  
 
   Звез…ный
  Сол…це
  Ужас…ный
  Сер…це
  Чудес…но
  Чес…ный
  Ус…но
  Праз…ник
  Поз…но
  Мес…ность
  Парус…ный
  Ненас…ный
 
  (Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют).
  2. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)
  1.НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ 
 а)  ТРОСТНИК,  МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ 
 б)  ДОРОЖКА,  ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ
 в) ЗЕЛЁНЫЙ,  ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА 
  2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ 
а)  ПОЗДНЯЯ 
б)  ПОЕЗДА 
в)  ОПОЗДАЛ   
  3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 
  а)  ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ - МЕСТО
б)  ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТНО 
в)  ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ,  ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО 
  4.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? 
а)  ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МЕСТНЫЙ,  ЯСНЫЙ 
б)  МЕСТНЫЙ,  ОКРЕСТНОСТЬ,  ЧУСТВА 
в)  КАПУСНЫЙ,  СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО  
  5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? 
а)  КАПУСТНЫЙ 
  б)  ПРАЗДНИЧНЫЙ 
в) ЧУСТВЕННЫЙ 
  6.  В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?
    а)  УЧАС*НИК
    б)  РЕС*НИЦЫ
    в)  ПАС*БИЩЕ
  ПРОВЕРКА
     а
    в
    в
    в
    в
    б
 
  IV. Физкультминутка.  
  Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем.
 Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница, тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.
 
  V. Словарная работа. Дифференцированные индивидуальные карточки. (1 группа– сильные, 2 группа– слабые)
  1 группа
  Отгадывайте слова по лексическому значению. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.
  -Как называется ряд ступенек, идущих вверх?  
  - Самая распространенная форма приветствия?  
  - Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то.  
  - Закончи предложение: Новый год – весёлый …  
  - Любящий повелевать - …  
  - Центральный орган кровообращения- …
  К словам первого столбика найдите ответы из второго столбика и соедините их стрелками.
  2 группа
     |    а) Приветствие при встрече    б) Окружающее пространство, имеющее отношение к звездам  в) Печальный рассказ 
  г) Шумное торжество
  д) Яркое светило
  ж) Центральный орган кровообращения
  з) Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.     |     Праз..ник
  Сер..це
  Звёз...ный
     Лес..ница
     Грус..ный
  Со..нце
  Здра..ствуй   |  
 
  VI. Подготовка к ГИА.
  В ГИА по русскому языку есть задание, которое нельзя выполнить без фонетических знаний. Давайте посмотрим задание А4. Формулировка задания такова.  
  1. Укажите ошибочное суждение.
  
1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук. 
3) В слове ЮШКА все согласные звуки глухие.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]
  2. Укажите ошибочное суждение.  
  
1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук. 
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.
  3. Укажите ошибочное суждение.  
  
1) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук. 
2) В слове ЕЖИХА все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ЛЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРАД последний звук [т].  
  VII. Домашнее задание.  
     Подготовить сообщение о правописании непроизносимых согласных в корне, т.е. П.70;
  из любого художественного текста, взятого из нашего учебника “Русская литература ” выписать 5 предложений на изученную на уроке орфограмму.  
 
 
 
  VIII. Итог урока. Рефлексия.
  - Какая тема у нас была сегодня?
  -Какие звуки и буквы не произносятся?
  -Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?  
   -Выполнение какого задания вызвало затруднение?