2.Этап мотивации. (5 мин.) 3. Этап целеполагания. (14 мин.) Динамическая пауза. (1-2 мин)
4. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности. (12 мин)
5. Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на практике. (10 мин)
6. Рефлексия. (3 мин) | Слово учителя: «Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, в осенний сад, которые сейчас выглядят волшебно. Гуляя по осенним тропинкам, вглядываясь в красоту осени, мы узнаем много нового и интересного. А начнем мы с текста И.Бунина». Учитель раздает текст учащимся. Чтение текста учителем (отрывок из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки»): « Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег….» Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: О чем этот текст? Какова основная мысль этого текста? Как бы вы его озаглавили? Определите стиль текста? А тип? Почему вы решили, что это описание. Докажите. Учитель организует работу с текстом, подводит учащихся к формулированию темы урока. -Найдите прилагательные и выпишите их в строчку. - Все согласны? А у кого не так? - Итак, задание было одно? (Да). - А выполнили вы его как? ( По-разному, осознание противоречия) -Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? ( Какой частью речи являются слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими.) - По каким признакам вы определяли прилагательные? (Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета). - Давайте поразмышляем над словами «подсохший», «поредевший», «опавшей». - Какой вопрос зададим к ним? (Какой?). Такой же, как у прилагательных. - Замените слова « подсохший», «поредевший», «опавшей» словосочетаниями, близкими по значению. (Подсохший – тот, который подсох;поредевший – тот, который поредел, опавшей – той, которая опала). - От каких слов образованы данные слова (от глаголов). - С помощью чего ? ( суффиксов –ш-, -вш-). - Признак какой части речи бросается в глаза? (глагола). - Какие вопросы, похожие на вопрос глагола, можно задать к этим словам? (что делающий?) - Признаки каких частей речи вместили эти слова? ( прилагательного и глагола) - Какую проблему нам с вами надо решить? ( Какая же это часть речи?) Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Обратите внимание на выделенное слово (высказывание записано на доске или слайде) и догадайтесь, о какой части речи говорил Даль? (О причастии). Какими могут быть цели нашего урока? Попробуйте сформулировать. (Узнать, что такое причастие? Научиться находить причастие среди других частей речи. Уметь пользоваться причастием в речи). Учитель организует поисковую работу. Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации. Организует самостоятельную работу обучающихся. (У вас на столах лежат карточки, на которых представлены упражнения. Возьмите карточку №1). Прочитайте стихотворение Д. Мережковского «Осенние листья». Распределите слова, которые характеризуют существительное листья, по столбикам. Осенние листья Падайте, падайте, листья осенние, Некогда в теплых лучах зеленевшие, Легкие дети весенние, Сладко шумевшие!... В утреннем воздухе дым,- Пахнет пожаром лесным, Гарью осеннею. Молча любуюсь на вашу красу, Падайте, падайте, листья осенние… - По какому принципу вы их распределили? ( в одном столбике прилагательные, в другом причастия) - Докажите. Листья Осенние зеленевшие весенние шумевшие ( Причастия образованы от глагола, отвечают на вопрос «что делающие?», изменяются во времени) Откройте учебник стр. 32,33. Прочитайте информационный текст в рамке (про себя) и дополните характеристику. Возьмите карточку №2. Распределите слова по группам. В 1 выпишите прилагательные, во 2 – причастия: тёплый дождь, чернеющая пропасть, горячая печь, чёрная ночь, мелкий брод, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, спящий мальчик, собранные грибы, синее небо, выкрашенный пол, красные ягоды, краснеющий закат. Возьмите карточку №3 (устно). Образуйте от глаголов причастия. Не забывайте, что вид и время глаголов сохраняются. Девочка, которая читает. Задача, которую решают. Воин, который сражался. Земля, которую покрыл снег. Делегация, которую встретили. Учитель, подводя итоги урок, предлагает вместе составить «СИНКВЕЙН» по теме урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы эту цель? Назовите ключевые слова урока? | Учащиеся: Учащиеся: выписывают прилагательные (по их мнению);
Учащиеся выполняют задание: находят в тексте слова, характеризующие существительное листья, выявляя причастия и прилагательные. Затем объясняют свой выбор. Корректируют результаты деятельности на основе рекомендаций учителя. Читают правило и дополняют характеристику причастия. Учащиеся выполняют задание. Затем объясняют свой выбор. Корректируют результаты своей деятельности. Одно существительное - причастие. Два прилагательных - самостоятельная часть речи; особая форма глагола. Три глагола - имеет признаки глагола, изменяется по числам, по падежам и зависит от существительного. Вывод - может быть и главным, и второстепенным членом предложения. Существительное (синоним к первому) - часть речи. | Познавательные: Коммуникативные: Познавательные: • извлечение нужной информации из текста; • осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: Коммуникативные:
Личностное:
Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие; извлечение нужной информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: Коммуникативные:
Познавательные: Регулятивные:
Коммуникативные:
Регулятивное: Коммуникативные: изложение своего мнения; участие в диалоге. Личностные: |