kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа России». Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. II класс.

Е.А.Капитанюк, учитель начальных классов.

 

Цели: познакомить учащихся с термином «антонимы»; наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; развивать познавательный интерес, мышление учащихся; развивать умение работать самостоятельно.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи, аргументированно отвечать, делать выводы, сравнивать, анализировать, доказывать своё мнение.

 

Оборудование: презентация «Антонимы»; конверты с письмом (один на парту) карточки с антонимами для игры «Найди пару»; словарь антонимов ; рисунок с изображением осеннего дерева для осуществления рефлексии.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

У. Поговорим?

Д. Поговорим!

У. А знаете о чём?

Д. О чём?

У. О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.

Поговорим?

Д. Поговорим! Нам будет интересно!

 

 

II. Актуализация знаний. Пробуждение интереса к теме урока.

Я хочу рассказать вам сказку. Жили-были два брата. Внешне они были очень похожи  (Слайд 1 и слайд 2), но характеры у них были разные, вкусы разные, интересы разные и даже разные страхи, и на жизнь они смотрели по-разному. Посудите сами.

Первый брат любил день (Слайд 3), а второй обожал ночь (Слайд 4).Первый не мог жить без весёлой музыки (Слайд 5), а второй любил грустные песни (Слайд 6). Лето- любимое время года первого брата ( Слайд 7), а второй не мог дождаться, когда придёт зима.(Слайд 8). Первый брат обожал сладкий виноград (Слайд 9), а второй- кислый лимон .(Слайд 10)

Первый брат ещё издалека кричал всем знакомым : «Здравствуйте!» (Слайд 11), а второй торопился сказать : «До свидания.» (Слайд 12). Когда наши братья отправлялись в путешествие на самолёте, первому было немного страшно во время взлёта (Слайд 13), а второй закрывал глаза , когда самолёт осуществлял посадку. (Слайд 14) Во время занятий физкультурой первый брат взбегал по лестнице вверх (Слайд 15), а второй сбегал вниз (Слайд 16).

III. Работа над новым материалом.

Ребята, какие слова помогли мне рассказать, что братья были очень не похожи?

( Слова наоборот, слова с обратным значением)

Откройте учебники на стр. 54 и прочитайте, как называются такие слова.

Откройте тетради и по образцу в учебнике запишите это слово ,соблюдая наклон, соединения и высоту букв.

1. Работа со словарём антонимов.

Прочитайте слова на доске. ( Здравствуйте, чистый, храбрый, вчера, весна, хвалить, радость)

Задание: к каждому слову вы должны подобрать противоположное по смыслу слово.

 

 

 

Поможет вам в этом словарь антонимов.  В конце вашего учебника  на стр. 142 есть словарь антонимов. С его помощью подберите антонимы к словам на доске и запишите их парами.

2. Нахождение антонимов в тексте. Отгадывание загадок.

Я прочитаю вам загадки, а вы должны их отгадать и найти в них антонимы.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

 

Как столкнутся- стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт,

Тонкий что-нибудь прибьёт.

 

Бывает он в холод,

Бывает он в зной.

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые двери нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю волны гонять.

 

 

 

 

 

3. Игра «Найди пару» ( Во время игры дети ходят по классу, происходит разминка, отдых.)

У каждого из вас на столе есть табличка со словом. Встаньте из-за парты и отправляйтесь в путешествие в поисках пары-антонима. Пара, нашедшая друг друга, выходит к доске.

( В классе 16 человек, поэтому игра проходит организованно, и  дети довольно быстро находят пару)

Дети у доски читают свою пару антонимов.

Мутный-прозрачный, правдивый-лживый, неряшливый-опрятный, счастье-несчастье, болтун-молчун, вспоминать-забывать, восход-заход, заболевать-выздоравливать.

Садитесь на место и составьте со своим словом предложение. Можно менять форму слова.

Чтение предложений.

4. Редактирование письма.

Ребята, нам пришло письмо от одного мальчика, ученика второго класса, и он просит нас о помощи.

У вас на парте текст этого письма. Прочитайте его, работайте в паре.

( Сначала читают дети, затем вслух учитель.)

Письмо: «Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно.Грустно я плетусь домой после уроков.Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Я чувствую себя очень несчастным человеком.»

Ребята, у этого мальчика всё будет по-другому, если вы сумеете выделенные слова заменить антонимами. Работайте в паре, обсуждайте, подбирайте антоним и записывайте его над словом.

Работайте дружно, пишите слова по очереди.

 

 

 

 

( Дети читают исправленный вариант письма, готовый текст учитель открывает на слайде презентации (Слайд 17)

Запишите в тетрадь, какие пары антонимов у вас получились. Пишите слова, проговаривая по слогам.

Проверка.

5. Самостоятельная работа по учебнику. Дети выполняют упражнение 75 на странице 57.

IV. Домашнее задание.

Упражнение 73 учебника.

V. Итог урока. Рефлексия.

Чему учились на уроке? Положите перед собой рисунок осеннего дерева. Если вы считаете, что работали отлично и усвоили материал урока, раскрасьте три листика, если вы испытывали небольшие трудности, раскрасьте два листика.Если же было трудно и вы отставали в работе, но очень старались, раскрасьте один листик.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Антонимы" »



Антонимы

УМК «Школа России». Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. II класс.

Е.А.Капитанюк, учитель начальных классов.



Цели: познакомить учащихся с термином «антонимы»; наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; развивать познавательный интерес, мышление учащихся; развивать умение работать самостоятельно.


Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи, аргументированно отвечать, делать выводы, сравнивать, анализировать, доказывать своё мнение.


Оборудование: презентация «Антонимы»; конверты с письмом (один на парту) карточки с антонимами для игры «Найди пару»; словарь антонимов ; рисунок с изображением осеннего дерева для осуществления рефлексии.


Ход урока.


I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

У. Поговорим?

Д. Поговорим!

У. А знаете о чём?

Д. О чём?

У. О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.

Поговорим?

Д. Поговорим! Нам будет интересно!



II. Актуализация знаний. Пробуждение интереса к теме урока.

Я хочу рассказать вам сказку. Жили-были два брата. Внешне они были очень похожи (Слайд 1 и слайд 2), но характеры у них были разные, вкусы разные, интересы разные и даже разные страхи, и на жизнь они смотрели по-разному. Посудите сами.

Первый брат любил день (Слайд 3), а второй обожал ночь (Слайд 4).Первый не мог жить без весёлой музыки (Слайд 5), а второй любил грустные песни (Слайд 6). Лето- любимое время года первого брата ( Слайд 7), а второй не мог дождаться, когда придёт зима.(Слайд 8). Первый брат обожал сладкий виноград (Слайд 9), а второй- кислый лимон .(Слайд 10)

Первый брат ещё издалека кричал всем знакомым : «Здравствуйте!» (Слайд 11), а второй торопился сказать : «До свидания.» (Слайд 12). Когда наши братья отправлялись в путешествие на самолёте, первому было немного страшно во время взлёта (Слайд 13), а второй закрывал глаза , когда самолёт осуществлял посадку. (Слайд 14) Во время занятий физкультурой первый брат взбегал по лестнице вверх (Слайд 15), а второй сбегал вниз (Слайд 16).

III. Работа над новым материалом.

Ребята, какие слова помогли мне рассказать, что братья были очень не похожи?

( Слова наоборот, слова с обратным значением)

Откройте учебники на стр. 54 и прочитайте, как называются такие слова.

Откройте тетради и по образцу в учебнике запишите это слово ,соблюдая наклон, соединения и высоту букв.

1. Работа со словарём антонимов.

Прочитайте слова на доске. ( Здравствуйте, чистый, храбрый, вчера, весна, хвалить, радость)

Задание: к каждому слову вы должны подобрать противоположное по смыслу слово.




Поможет вам в этом словарь антонимов. В конце вашего учебника на стр. 142 есть словарь антонимов. С его помощью подберите антонимы к словам на доске и запишите их парами.

2. Нахождение антонимов в тексте. Отгадывание загадок.

Я прочитаю вам загадки, а вы должны их отгадать и найти в них антонимы.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.


Как столкнутся- стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт,

Тонкий что-нибудь прибьёт.


Бывает он в холод,

Бывает он в зной.

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые двери нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю волны гонять.






3. Игра «Найди пару» ( Во время игры дети ходят по классу, происходит разминка, отдых.)

У каждого из вас на столе есть табличка со словом. Встаньте из-за парты и отправляйтесь в путешествие в поисках пары-антонима. Пара, нашедшая друг друга, выходит к доске.

( В классе 16 человек, поэтому игра проходит организованно, и дети довольно быстро находят пару)

Дети у доски читают свою пару антонимов.

Мутный-прозрачный, правдивый-лживый, неряшливый-опрятный, счастье-несчастье, болтун-молчун, вспоминать-забывать, восход-заход, заболевать-выздоравливать.

Садитесь на место и составьте со своим словом предложение. Можно менять форму слова.

Чтение предложений.

4. Редактирование письма.

Ребята, нам пришло письмо от одного мальчика, ученика второго класса, и он просит нас о помощи.

У вас на парте текст этого письма. Прочитайте его, работайте в паре.

( Сначала читают дети, затем вслух учитель.)

Письмо: «Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно.Грустно я плетусь домой после уроков.Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Я чувствую себя очень несчастным человеком.»

Ребята, у этого мальчика всё будет по-другому, если вы сумеете выделенные слова заменить антонимами. Работайте в паре, обсуждайте, подбирайте антоним и записывайте его над словом.

Работайте дружно, пишите слова по очереди.





( Дети читают исправленный вариант письма, готовый текст учитель открывает на слайде презентации (Слайд 17)

Запишите в тетрадь, какие пары антонимов у вас получились. Пишите слова, проговаривая по слогам.

Проверка.

5. Самостоятельная работа по учебнику. Дети выполняют упражнение 75 на странице 57.

IV. Домашнее задание.

Упражнение 73 учебника.

V. Итог урока. Рефлексия.

Чему учились на уроке? Положите перед собой рисунок осеннего дерева. Если вы считаете, что работали отлично и усвоили материал урока, раскрасьте три листика, если вы испытывали небольшие трудности, раскрасьте два листика.Если же было трудно и вы отставали в работе, но очень старались, раскрасьте один листик.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Антонимы"

Автор: Капитанюк Елена Алексеевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства