kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме " Приставка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Приставка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебная цель: узнать, что такое приставка, освоить алгоритм выделения приставки в словах, сформировать умение выделять приставки в словах.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с приставкой как частью слова, по освоению алгоритма выделения приставки в словах, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно выделять приставки в словах.

Цель считается достигнутой, если ученик может объяснить, что такое приставка, воспроизвести шаги алгоритма выделения приставки в той последовательности, в которой они выполняются, умеет выделять приставки.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, эталон «Правила работы в парах», светофорчики для рефлексии, карточка « значок-приставка», алгоритм « Как выделить приставку в слове», карточки для работы в парах, тест

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Учитель:  С добрым утром начат день,

        Первым делом гоним лень.

        На уроке не зевать,

         А работать и писать.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем радость. Пусть этот урок принесет нам радость общения.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения Сабира Абдуллы. Послушайте его и подумайте, к чему призывает нас поэт.

Учите русский годы кряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт этими словами? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

- Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?

- Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.

  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель: С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения изученного.)

- Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)

- Что такое корень? ( Общая часть родственных слов.)

- Как называются слова с одинаковым корнем? ( однокоренные)

- Каким значком обозначается корень в словах? ( дугой)

- Может ли слово быть без корня? ( нет)

Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Спишите слова со слайда, выдели корень.

Слова на слайде: Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

- Назовите корень в данных словах.

Пробное действие: В этих же словах выдели приставку.

- Поднимите руку, кто не смог выделить приставку?

- Поднимите руку, кто смог выделить приставку? Обоснуйте свой ответ. Вы уверены, что правы?

- С чем мы столкнулись? ( с затруднением)

- А когда есть трудность, надо….( остановиться и подумать)

- Какое задание я вам предлагала? ( выделить в словах приставку)

- Почему вы не смогли выполнить задание? ( Мы еще не знаем, что такое приставка)

- Кто догадался, какая тема урока? ( приставка)

- Что же сегодня вы должны узнать и чему научиться? Поставьте цель.

( узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах)

 - Итак, тема нашего урока « Приставка». Цель: узнать,  что такое приставка и научиться выделять приставки в словах.

  4. Открытие нового знания ( построение выхода из затруднения)

      Учитель:  Вернемся к словам. СЛАЙД

             Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

Учитель:  Назовите части слова, которыми они отличаются друг от друга?

( у,при,за,по,от,пере)

- Где стоит эта часть? ( в начале слова, перед корнем)

- Для чего нужна эта часть перед корнем? ( Меняется значение слова. Для образования новых слов)

- В слове увез часть у  добавилась, приставлена к корню вёз. Какая часть приставлена к корню вёз во втором слове? ( при)

- Какая часть приставлена к корню в следующем слове? ( за)

- Какая часть приставлена к корню в слове повёз? ( по)

- В следующем слове? ( от)

- Какая часть приставлена к корню в последнем слове? (пере)

- Как бы вы назвали эти части, которые приставляются к корню? (приставки)

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставок

Образуются слова.

Учитель: Приставка обозначается специальным значком. ( Показ карточки)

- Послушаем нашего помощника-профессора Самоварова.

- Предлагаю вам составить алгоритм « Как выделить приставку».

Работа с ИД ( шаги алгоритма выстраиваются на доске) СЛАЙД

- Перед вами шаги этого алгоритма. Прочитайте их. Все шаги алгоритма перепутаны. Нам необходимо поставить шаги в нужном порядке.

- С какого шага нужно начать? ( прочитай слово)

- Какой шаг будет следующий? (подбери однокоренные слова)

-  Что будет далее? (выдели корень)

- Какой следующий шаг? (назови часть слова перед корнем- приставку)

- Какой шаг будет последним? (выдели приставку)

- При выполнении каких заданий вы будете пользоваться данным алгоритмом? ( при выделении приставки в словах)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Учитель:  Посмотрим, как работает данный алгоритм. Откройте учебники на странице 57. Будем работать со словами, которые даны в рамках. Задание: записать слова, выделить приставку по алгоритму с проговариванием.

 

( Алгоритм  на доске с обратной стороны,  раскрыт)

- Порассуждаем над первым словом. (  Слово –подводный. Однокоренные слова: вода, водица, водный. Корень – вод, выделяю. Перед корнем находится часть под. Это приставка, выделяю. )  и т.д. комментируя все слова.

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно выделить приставку?

- К чему может привести невыполнение шага: подбери однокоренные слова? ( Мы не сможем правильно выделить корень и не увидим приставку)

- Что будет, если шаги поменять местами? ( допустим ошибки при выделении приставки)

- Каждый шаг в алгоритме важен. Нужно выполнять шаги только в нужной последовательности.

 

6. Музыкальная физкульминутка.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: Мы поработали все вместе, как теперь нам необходимо поработать? ( в парах)

- Вспомним правила работы в парах. Эталон перед вами. (   Эталон  на доску)

Задание по карточкам

Спиши слова, выдели в них приставку.

Засвистел, помыл, принёс, переполз, прочитал, перелетел.

Проверка у доски в паре.

 

- У кого все  сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно выделять приставки в словах)

- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться выделять приставки)

- Вы работали в парах, а  как же понять, что каждый из вас умеет правильно выделять приставки в словах? ( Нужно поработать самостоятельно)

- Предлагаю выполнить тест.

ТЕСТ

Обведите правильный ответ

  1. Приставка –это …

а) часть слова

б) часть предложения

  1. Приставка стоит

     а) перед корнем

б) после корня

  1. В слове вылить приставка

           а) выл

б) вы

  1. В слове покрасить приставка

           а) по

б) пок

  1. В слове  заехать приставка

           а) з

б) за

Проверка теста на ИД ( тест со звуком) СЛАЙД

 

- Кто при выполнении теста не допустил ошибок?

 

  1. Включение в систему знаний.

 

Работа с деформированным предложением. СЛАЙД

 

- Выполним задание со слайда. Составим и напишем предложение с данными словами, вставляя  и выделяя пропущенную  приставку.

Составление предложений на ИД.

 

Зима, и, вот, ….шла.

-   Вспомним,  как оформляется предложение на письме? ( Начало с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак)

Если позволят временные рамки

 Работа со следующими деформированными предложениями.

 Леса, пушистым, и, поля, …крылись, снегом

Ребята, кормушки, …весили, птиц, для

- Какие предложения по цели высказывания записали?

- Какие они по интонации?

 

  1. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какие  цели ставили в начале урока? СЛАЙД

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Ребята, все ли слова употребляются только с приставками?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий в дальнейшем)

-  У вас на столе конверты. Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

Зеленый – тему понял, трудностей не возникало.

Желтый- тему понял, но возникали небольшие трудности.

Красный – тему не понял, нужна помощь учителя.

 

- Какие трудности возникли…?

 

Оценивание учащихся.

 

- Урок окончен. Всем спасибо за работу. СЛАЙД

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме " Приставка" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №6»











Конспект урока русского языка

по теме «Приставка»,

проведенного во 2 классе









Разработала и провела:

Широкова И.А.













Сасово,2015



Тема: Приставка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебная цель: узнать, что такое приставка, освоить алгоритм выделения приставки в словах, сформировать умение выделять приставки в словах.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с приставкой как частью слова, по освоению алгоритма выделения приставки в словах, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно выделять приставки в словах.

Цель считается достигнутой, если ученик может объяснить, что такое приставка, воспроизвести шаги алгоритма выделения приставки в той последовательности, в которой они выполняются, умеет выделять приставки.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, эталон «Правила работы в парах», светофорчики для рефлексии, карточка « значок-приставка», алгоритм « Как выделить приставку в слове», карточки для работы в парах, тест





Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.



Учитель: С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем радость. Пусть этот урок принесет нам радость общения.



  1. Мотивация к учебной деятельности.



Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения Сабира Абдуллы. Послушайте его и подумайте, к чему призывает нас поэт.

Учите русский годы кряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!


- Что хотел сказать поэт этими словами? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

- Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?

- Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.



  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель: С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения изученного.)

- Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)

- Что такое корень? ( Общая часть родственных слов.)

- Как называются слова с одинаковым корнем? ( однокоренные)

- Каким значком обозначается корень в словах? ( дугой)

- Может ли слово быть без корня? ( нет)


Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Спишите слова со слайда, выдели корень.

Слова на слайде: Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

- Назовите корень в данных словах.

Пробное действие: В этих же словах выдели приставку.

- Поднимите руку, кто не смог выделить приставку?

- Поднимите руку, кто смог выделить приставку? Обоснуйте свой ответ. Вы уверены, что правы?

- С чем мы столкнулись? ( с затруднением)

- А когда есть трудность, надо….( остановиться и подумать)

- Какое задание я вам предлагала? ( выделить в словах приставку)

- Почему вы не смогли выполнить задание? ( Мы еще не знаем, что такое приставка)

- Кто догадался, какая тема урока? ( приставка)

- Что же сегодня вы должны узнать и чему научиться? Поставьте цель.

( узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах)

- Итак, тема нашего урока « Приставка». Цель: узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах.


4. Открытие нового знания ( построение выхода из затруднения)

Учитель: Вернемся к словам. СЛАЙД

Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

Учитель: Назовите части слова, которыми они отличаются друг от друга?

( у,при,за,по,от,пере)

- Где стоит эта часть? ( в начале слова, перед корнем)

- Для чего нужна эта часть перед корнем? ( Меняется значение слова. Для образования новых слов)

- В слове увез часть у добавилась, приставлена к корню вёз. Какая часть приставлена к корню вёз во втором слове? ( при)

- Какая часть приставлена к корню в следующем слове? ( за)

- Какая часть приставлена к корню в слове повёз? ( по)

- В следующем слове? ( от)

- Какая часть приставлена к корню в последнем слове? (пере)

- Как бы вы назвали эти части, которые приставляются к корню? (приставки)


Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставок

Образуются слова.

Учитель: Приставка обозначается специальным значком. ( Показ карточки)

- Послушаем нашего помощника-профессора Самоварова.

- Предлагаю вам составить алгоритм « Как выделить приставку».

Работа с ИД ( шаги алгоритма выстраиваются на доске) СЛАЙД

- Перед вами шаги этого алгоритма. Прочитайте их. Все шаги алгоритма перепутаны. Нам необходимо поставить шаги в нужном порядке.

- С какого шага нужно начать? ( прочитай слово)

- Какой шаг будет следующий? (подбери однокоренные слова)

- Что будет далее? (выдели корень)

- Какой следующий шаг? (назови часть слова перед корнем- приставку)

- Какой шаг будет последним? (выдели приставку)

- При выполнении каких заданий вы будете пользоваться данным алгоритмом? ( при выделении приставки в словах)


5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Учитель: Посмотрим, как работает данный алгоритм. Откройте учебники на странице 57. Будем работать со словами, которые даны в рамках. Задание: записать слова, выделить приставку по алгоритму с проговариванием.


( Алгоритм на доске с обратной стороны, раскрыт)

- Порассуждаем над первым словом. ( Слово –подводный. Однокоренные слова: вода, водица, водный. Корень – вод, выделяю. Перед корнем находится часть под. Это приставка, выделяю. ) и т.д. комментируя все слова.

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно выделить приставку?

- К чему может привести невыполнение шага: подбери однокоренные слова? ( Мы не сможем правильно выделить корень и не увидим приставку)

- Что будет, если шаги поменять местами? ( допустим ошибки при выделении приставки)

- Каждый шаг в алгоритме важен. Нужно выполнять шаги только в нужной последовательности.


6. Музыкальная физкульминутка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: Мы поработали все вместе, как теперь нам необходимо поработать? ( в парах)

- Вспомним правила работы в парах. Эталон перед вами. ( Эталон на доску)


Задание по карточкам


Спиши слова, выдели в них приставку.


Засвистел, помыл, принёс, переполз, прочитал, перелетел.


Проверка у доски в паре.


- У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно выделять приставки в словах)

- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться выделять приставки)

- Вы работали в парах, а как же понять, что каждый из вас умеет правильно выделять приставки в словах? ( Нужно поработать самостоятельно)

- Предлагаю выполнить тест.


ТЕСТ


Обведите правильный ответ


  1. Приставка –это …

а) часть слова

б) часть предложения

  1. Приставка стоит

а) перед корнем

б) после корня


  1. В слове вылить приставка

а) выл

б) вы


  1. В слове покрасить приставка

а) по

б) пок


  1. В слове заехать приставка

а) з

б) за


Проверка теста на ИД ( тест со звуком) СЛАЙД


- Кто при выполнении теста не допустил ошибок?


  1. Включение в систему знаний.


Работа с деформированным предложением. СЛАЙД


- Выполним задание со слайда. Составим и напишем предложение с данными словами, вставляя и выделяя пропущенную приставку.

Составление предложений на ИД.


Зима, и, вот, ….шла.


- Вспомним, как оформляется предложение на письме? ( Начало с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак)


Если позволят временные рамки

Работа со следующими деформированными предложениями.

Леса, пушистым , и, поля, …крылись, снегом

Ребята, кормушки, …весили, птиц, для



- Какие предложения по цели высказывания записали?

- Какие они по интонации?


  1. Итог урока. Рефлексия.


Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какие цели ставили в начале урока? СЛАЙД

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Ребята, все ли слова употребляются только с приставками?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий в дальнейшем)

- У вас на столе конверты. Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

Зеленый – тему понял, трудностей не возникало.

Желтый- тему понял, но возникали небольшие трудности.

Красный – тему не понял, нужна помощь учителя.


- Какие трудности возникли…?


Оценивание учащихся.


- Урок окончен. Всем спасибо за работу. СЛАЙД









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме " Приставка"

Автор: Широкова Ирина Александровна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока русского языка по теме: "Приставки" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiepristavki5klass"
    ["file_id"] => string(6) "314127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459614387"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка  «Правописание приставок» "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "144107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418655511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства