Русский язык
Класс: 4
тЕМА: гЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Цель: Развивать умение распознавать в предложении главные члены; Задачи:
Образовательная: совершенствовать знания детей о предложении; учить правильно употреблять предложения в своей речи.
Развивающая: расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка; развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Воспитательная: прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся.
Оборудование: карточки, ИКТ, кроссворд, игра «Распредели по группам»
Ход урока
Организационный момент.
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
- Открыли свои тетрадочки, вами приготовленные, специально для урока.…
Записали число, классная работа.
II.Минутка чистописания.
Найти зашифрованные буквы
Зз Пп
Найти закономерность и продолжить ряд
Зп, ззпп,зззппп
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Разгадывание кроссворда.
– Если правильно отгадаем и впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочитаем новое слово из словарика.
1. Овсом его не кормят.
Кнутом его не гонят.
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)
2. Зерновая культура, название которой встретилось в первой загадке. (Овёс.)
3. Стебли колосков, которые остаются после обмолачивания зерна. (Солома.)
4. Человек, выращивающий хлеб. (Хлебороб.)
5. Весной – травой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница.)
6. Собранное осенью с полей, огородов, садов. (Урожай.)
7. Синоним к слову село. (Деревня.)
– Какое слово получилось в вертикальном столбце? (Комбайн.)
– Объясните значение этого слова.
2. Знакомство с этимологией слова комбайн.
– Это слово пришло к нам из английского языка. А корни у него латинские: «ком» – «вместе», «бинаре» – «соединять». Их общая основа «комбин» в английском языке звучит как «комбайн». Так англичане назвали сложную сельскохозяйственную машину, которая объединила в себе жнейку, соломовязку, молотилку, веялку. В России первый комбайн сконструировал изобретатель А. Р. Власенко в 1868 году.
3. Орфографическая работа.
Учащиеся выделяют в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы, записывают слова в тетрадь: трактор, овёс, солома, пшеница, урожай, деревня, комбайн.
4.Разбор слова хлебороб по составу.
IV. Проверка домашнего задания.
-Дайте определение предложения.
-Как в записи определить начало и конец предложения?
- Какие предложения вы знаете по цели высказывания?
- по интонации?
На доске записаны предложения, допускающие различную интонацию при чтении: К НАМ ПРИЕХАЛ ЦИРК
Учитель ставит поочередно в конце каждого предложения восклицательный, вопросительный знак и точку, предлагая сначала отдельным ученикам, а затем всему классу прочитать это предложение с разной интонацией.
Молодцы!!!
Сообщение темы и целей урока.
На доске записаны два предложения.
МАТЬ ЛЮБИТ ДОЧЬ. ДОЧЬ ЛЮБИТ МАТЬ.
- Ребята, чем похожи эти два предложения? (Состоят из тех же слов: МАТЬ, ДОЧЬ, ЛЮБИТ.)
-Чем они отличаются? (Порядком слов в предложении.)
~ Поменяв местами слова, смысл предложения изменится? (Изменится.)
~ А что ещё изменилось? (Главный член предложения МАТЬ стал второстепенным.)
~ Итак, тема нашего урока «Главные члены предложения».
В о п р о с ы:
Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое.)
Что обозначает подлежащее и на какие вопросы отвечает? (Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы «Кто? Что?».)
Что обозначает сказуемое и на какие вопросы отвечает? (Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?».)
Какие еще бывают члены предложения, кроме главных? (Второстепенные.)
На основании ответов детей составляется схема, обобщающая знания учащихся о главных членах предложения:
Главные члены предложения
(грамматическая основа предложения)
подлежащее сказуемое
кто? что? что делает? (-ют)?
(имя сущ.) (глагол )
Найдите грамматические основы предложений и запишите их в тетрадь.
Н а д о с к е:
Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
А. Твардовский
Стихотворение-подсказка.
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения.
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
– Как называют предложения, состоящие из одной грамматической основы?
И г р а «Распредели по группам».
О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки.
У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»).
| Дети играют. Веселые праздники. Бежит река. Бегущий мальчик. Интересная книга. Идет дождь. Дождливый день. Птицы прилетели. Птичий домик. | |
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
VI. Работа по теме урока.
а) На доске написаны два текста.
Птицы поют. Мухи висят. Мошки вьются. Дуб стоит.
В лесу мирно поют птицы. Большие мухи неподвижно висят в золотистом воздухе. Мошки вьются столбом. Могучий дуб стоит рядом с красивой липой.
Чем схожи эти тексты? (Основным содержанием.)
Чем различаются? (Второй текст позволяет более четко и определенно представить описываемые события.)
Почему второй текст более точный, чем первый? (В нем есть второстепенные члены предложения.)
– Как называют предложения, состоящие из одной грамматической основы?
Найдите во втором тексте главные члены предложения, прочитайте их. Что у нас получилось? (Первый текст.)
б) Работа по учебнику
стр. 14 упр. 10
VII. Самостоятельная работа. Индивидуальные карточки выполняются по заданиям трех уровней сложности .
Уровень 1
Спиши. Подчеркни основы предложений
Вариант 1
Б…льш…е ж…лтые мухи неподвижно в…сят в з…л…тистом воздух… . Мо…ки в…ются ст…лбом.
Вариант 2
Спиши. Подчеркни основы предложений
Птицы мирно п…ют. З…л…той г…л…сок малиновк… звучит невинной, болтливой радост…ю.
Уровень 2
Вариант 1
Составь и запиши предложения по вопросам. Подчеркни основы предложений.
Какой? Кто? Как? Что делает?
Где? Как? Что сделала? Какая? Что?
Вариант 2
Составь и запиши предложения по вопросам. Подчеркни основы предложений.
Когда? Какой? Что? Как? Что сделал?
Кто? С кем? Что сделали? Куда? За чем?
Уровень 3
Распространите предложения. Разберите по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.
Идет дождь. Падают листья. Защебетала птичка.
VIII. Резервное задание
Составить из данных слов предложения. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.
Жили, летом, братья, пасеке, на.
Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать.
Мальчики, из, носили, ручья, воду.
Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый.
Изучали, пчёл, повадки, ребята.
Осенью, готовили, внуки, пчёл, зимовке, к.
IX Итоги урока.
Какую тему мы с вами закрепили?
Назови главные члены предложения?
Что обозначает подлежащее?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Какие бывают предложения?
По цели высказывания?
По интонации?
Какими бывают еще предложения?
X. Домашнее задание:
Стр. 16 упр. 14