Урок по теме «Предлог как часть речи».
Цель: 1) формирование представления о предлоге как служебной части речи, отличие его от омонимичных приставок, показать роль предлога в предложении как средства связи (образовательная)
2) формировать умение анализировать языковое явление, развивать монологическую речь учащегося, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся (развивающая)
3) чуткость в человеческих отношениях
бережное отношение к русскому языку (воспитательная)
Ход урока
Мобилизующий этап.
Запись на доске и на карточках:
Слепой
Его толкнут,
Пройдут (в)перёд
И (тот)час торопясь вмешаться
Какой(то) зрячий призовёт
Быть чуткими
И не толкаться.
Людей (не)видя пред собой
(Не)замечая в сквере лавочки
По улице идёт слепой
Потрагивая палочкой.
Но слышу голос я его
(Не)громкий в человечьей груди
Толкайтесь… Это (ни)чего…
Что рядом люди.
1) 2) 3)
Учитель. Прочитайте деформированные строфы стихотворения В.Фёдорова «Слепой». Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к этому упражнению.
(Надо расположить строфы стихотворения в соответствии со схемами.)
Задание выполняется в парах. Проверка правильности расположения строф.
Учитель. Скажите, о чем это стихотворение?
(О человеческих отношениях)
Учитель. В каких строках заключён основной смысл стихотворения, и что они означают?
Учитель. Поставьте недостающие знаки препинания, начиная с повторяющейся пунктограммы. Обоснуйте свои действия.
(Сначала выделяются деепричастные обороты, потом сложное предложение и предложение с прямой речью)
Учитель. Расскажите о написании слов со скобками, объединив их по частям речи.
(Рассказывают о написании прилагательных, наречий, деепричастий, местоимений, давая определение этих частей речи)
Формирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите часть речи, которая есть в первой и третьей строфах стихотворения, но отсутствует во второй. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Часть речи, которая есть в первой и третьей строфах, но отсутствует во второй – это предлог. Значит тема сегодняшнего урока: Предлог как часть речи (записывается в тетради)
Учитель. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте его цель.
Цель: * познакомиться с __ __ __ __;
(Цель урока: * познакомиться с предлогом как частью речи;
Изучение нового материала.
Учитель. Приступим к работе по первой части поставленной вами цели. Вы на основании услышанного и полученных ранее знаний должны сформулировать понятие о предлоге как о части речи.
Сказка.
Учитель. Предлог в качестве названия части речи встречался ещё в древнерусском языке. Как и в современном языке, он выражал зависимость одних слов (существительных, числительных, местоимений) от других слов в словосочетании и предложении.
В переводе с греческого слово предлог означает «перед словом». В русском языке около 200 предлогов.
Предлог – это служебная часть речи, которая по частоте употребления стоит после существительного, глагола и местоимения, т.е. на четвертом месте.
Учитель. А теперь скажите, что такое предлог.
(Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
Учитель. Предлоги во время их использования и сотрудничества с именами существительными выражают различные отношения. Рассмотрите таблицу, заполните её вторую часть.
Отношения предлога с другими словами |
Словосочетания | Вид отношения |
приехать к зиме вернуться в деревню не сказать из-за обиды жить около школы средство от перхоти играть с братом | временные к месту причинные пространственные целевые совместности |
Учитель. Сообщите о ваших наблюдениях
Закрепление изученного.
Упражнение 1.
Залезть (в)карман, (при)царе Горохе, рука (об)руку, (ко)всем чертям, плечом (к) плечу, запускать лапу (в)карман, (до)рождества Христова, (к)чертям собачьим, локоть (к)локтю, (до)потопа, волосы шевелятся (на)голове, (к)чертовой матери, мороз (по)коже продирает.
Учитель. Начнем работу по второй части цели урока. Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их по двум признакам одновременно. По каким? (по значению устойчивых словосочетаний и по отношениям, которые выражают предлоги. Раскройте скобки.
(выделяются следующие группы предлогов по их признакам:
отношение к месту: залезть в карман, запускать лапу в карман; волосы шевелятся на голове, мороз по коже продирает;
временные отношения: при царе Горохе, до потопа, до рождества Христова;
направление: ко всем чертям, к чертям собачьим, к чёртовой матери;
значение совместности: рука об руку, плечом к плечу, локоть к локтю.
Учитель. С каким новым значением предлогов вы встретились в этом упражнении? Как пишутся предлоги с другими частями речи?
Упражнение 2.
(По)губам текло, да (в)рот не (по)пало.
(На)шла коса (на)камень.
(На)чужой роток не (на)кинешь платок.
Язык (до)Киева (до)ведёт.
Всякий человек (по)делам (по)знаётся.
(От)вежливых слов язык не (от)сохнет.
1)
2)
Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Обратите внимание на данные к ним схемы. Сформулируйте задание к упражнению.
(Сначала надо написать предложения с полной грамматической основой, затем предложения, в которых есть только сказуемое.
Учитель. В скобках может быть предлог или приставка. Вспомните, как их можно отличить?
(рассказывают правило)
. Раскрыть скобки. Предлоги заключить в треугольники, приставки выделить, как обычно)
В выполнении упражнения вам поможет таблица.
(проверка)
Упражнение 3.
Длинный красный луч насквозь пронизывает лес пробившись из-за туч.
Ярко горящий костер еще больше согревает и без того горячий воздух.
В огромных лужах отразилось небо с белыми круглыми облаками легко плывущими на запад.
Чернеют прибрежные ивы из снега торчат тростники едва намечая извивы пропавшей над лесом реки.
Холодно глядит на всех Эльбрус отбрасывая вправо и влево хаос гребней и пиков.
5-1=4
4-2=2
Учитель. Очень внимательно прочитайте предложения. Используя их, решите последовательно два примера. При решении первого учитывайте типы предложений. Что надо учитывать при решении второго примера, определите самостоятельно. Расскажите, как будете решать эти примеры.
( Из пяти написанных предложений одно сложное и четыре простых. Вычитаем сложное, остается четыре простых. В четырех оставшихся предложениях два имеют деепричастные обороты. Вычитаем их. Остаются два предложения с причастными оборотами.)
Учитель. Напишите предложения, которые были использованы для решения второго примера. ( 1 в. с дееприч.об., 2 в. – с причастными). Расставьте недостающие знаки препинания. Скажите, к какой группе можно прибавить ненаписанное предложение?
Найдите предлоги, какие отношения они выражают?
Теперь проведем орфографический штурм. Из каждого предложения назовите по два слова с одинаковой орфограммой, так, чтобы орфограммы в последующих парах не повторялись.
(Пронизывает-прбившись, горящий-горячий, облаками-запад, вправо-влево)
Упражнение 4.
(В)придачу, (на)право, (в)елочку, (с)разбегу, (в)крутую, (по)лучше, (с)изнанки, (на)ощупь, (по)двое, (на)против.
Учитель. Найдите наречия, которые пишутся раздельно, взяв букву, на которую начинается такое наречие, получите новое словарное слово.
(период).
Период. 1. Промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит.
2. Относительно законченный фрагмент текста, части которого связаны между
собой синтаксически, лексически, интонационно (спец.)
Блиц-опрос.
1. Предлог:
1. Самостоятельная часть речи.
2. Связывает простые предложения в сложные.
3. Поясняет склоняемые части речи, указывая на нужный падеж.
2. Предлог:
1. Имеет дополнительное грамматическое значение (указывает на зависимость существительных, местоимений, числительных от глаголов, других существительных и прилагательных).
2. Имеет самостоятельное лексическое значение признака предмета.
3. Является в предложении обстоятельством.
3. Предлог:
1. Пишется всегда через дефис.
2. Входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи.
3. Изменяется по падежам.
Учитель. Предлог не так прост, как кажется. Он может маскироваться под другую часть речи. Взять хотя бы слово напротив.
1). Кинотеатр находится в доме напротив.(наречие-обстоятельство)
2). Напротив дома находится кинотеатр. (предлог, не является чл.предл.)
3). Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напротив, хотелось в кино. (вводное слово, не является членом предложения).
Мы видим три разных значения одного и того же слова. Попробуйте определить эти значения и роль слова напротив в предложении.
Учитель. О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
Обобщите полученные на уроке знания о предлоге.
Домашнее задание.