kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Предлог как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится по методике обучения русскому языку средствами субъективации, которая предполагает непосредственное, активное и осознанное участие школьников в организации и проведении учебного процесса. Учащимся передается ряд функций учителя. Они определяют и формулируют тему и цель урока. С высокой долей самостоятельности овладевают новым учебным материалом, обобщают его, формулируют орфографические правила, составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям.

На уроке у школьников интенсивно работают внимание, память, мышление, речь. Соответственно они развиваются и совершенствуются. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

Раздаточный материал.


Отношения предлога с другими словами

Словосочетания

Вид отношения

приехать к зиме

вернуться в деревню

не сказать из-за обиды

жить около школы

средство от перхоти

играть с братом




Упражнение 1.


Залезть (в)карман, (при)царе Горохе, рука (об)руку, (ко)всем чертям, плечом (к) плечу, запускать лапу (в)карман, (до)рождества Христова, (к)чертям собачьим, локоть (к)локтю, (до)потопа, волосы шевелятся (на)голове, (к)чертовой матери, мороз (по)коже продирает.


Упражнение 2.


(По)губам текло, да (в)рот не (по)пало.

(На)шла коса (на)камень.

(На)чужой роток не (на)кинешь платок.

Язык (до)Киева (до)ведёт.

Всякий человек (по)делам (по)знаётся.

(От)вежливых слов язык не (от)сохнет.


Упражнение 3.


Длинный красный луч насквозь пронизывает лес пробившись из-за туч.

Ярко горящий костер еще больше согревает и без того горячий воздух.

В огромных лужах отразилось небо с белыми круглыми облаками легко плывущими на запад.

Чернеют прибрежные ивы из снега торчат тростники едва намечая извивы пропавшей над лесом реки.

Холодно глядит на всех Эльбрус отбрасывая вправо и влево хаос гребней и пиков.

5-1=4

4-2=2


Упражнение 4.

(В)придачу, (на)право, (в)елочку, (с)разбегу, (в)крутую, (по)лучше,

(с)изнанки, (на)ощупь, (по)двое, (на)против.




Д.з. 1. Отгадайте шарады.
Мой первый слог – могучий бык,
К труду он тяжкому привык.
Второй мой слог – простой предлог.
А я качусь на берег моря
В короне пенной с ветром споря.

Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый ласковый зверёк.

2. Ответьте на вопросы.
1.Название какого очень распространенного дерева состоит из четырёх предлогов?
2.Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?
3.Какой приток Днепра образован предлогом и числительным?
4.Чем отличаются друг от друга по значению предлоги
через - сквозь (1в.) и среди – между (2в.).



Просмотр содержимого документа
«Урок»

Урок по теме «Предлог как часть речи».


Цель: 1) формирование представления о предлоге как служебной части речи, отличие его от омонимичных приставок, показать роль предлога в предложении как средства связи (образовательная)

2) формировать умение анализировать языковое явление, развивать монологическую речь учащегося, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся (развивающая)

3) чуткость в человеческих отношениях

бережное отношение к русскому языку (воспитательная)



Ход урока


  1. Мобилизующий этап.


Запись на доске и на карточках:


Слепой


Его толкнут,

Пройдут (в)перёд

И (тот)час торопясь вмешаться

Какой(то) зрячий призовёт

Быть чуткими

И не толкаться.


Людей (не)видя пред собой

(Не)замечая в сквере лавочки

По улице идёт слепой

Потрагивая палочкой.


Но слышу голос я его

(Не)громкий в человечьей груди

Толкайтесь… Это (ни)чего…


Что рядом люди.


1) 2) 3)


Учитель. Прочитайте деформированные строфы стихотворения В.Фёдорова «Слепой». Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к этому упражнению.

(Надо расположить строфы стихотворения в соответствии со схемами.)


Задание выполняется в парах. Проверка правильности расположения строф.

Учитель. Скажите, о чем это стихотворение?

(О человеческих отношениях)


Учитель. В каких строках заключён основной смысл стихотворения, и что они означают?


Учитель. Поставьте недостающие знаки препинания, начиная с повторяющейся пунктограммы. Обоснуйте свои действия.

(Сначала выделяются деепричастные обороты, потом сложное предложение и предложение с прямой речью)

Учитель. Расскажите о написании слов со скобками, объединив их по частям речи.

(Рассказывают о написании прилагательных, наречий, деепричастий, местоимений, давая определение этих частей речи)


  1. Формирование учащимися темы и цели урока


Учитель. Назовите часть речи, которая есть в первой и третьей строфах стихотворения, но отсутствует во второй. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Часть речи, которая есть в первой и третьей строфах, но отсутствует во второй – это предлог. Значит тема сегодняшнего урока: Предлог как часть речи (записывается в тетради)

Учитель. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте его цель.


Цель: * познакомиться с __ __ __ __;

  • учиться находить и __ П __ __ __ __ речи.

(Цель урока: * познакомиться с предлогом как частью речи;

  • учиться находить и использовать предлоги в устной и письменной речи.


  1. Изучение нового материала.

Учитель. Приступим к работе по первой части поставленной вами цели. Вы на основании услышанного и полученных ранее знаний должны сформулировать понятие о предлоге как о части речи.


Сказка.


Учитель. Предлог в качестве названия части речи встречался ещё в древнерусском языке. Как и в современном языке, он выражал зависимость одних слов (существительных, числительных, местоимений) от других слов в словосочетании и предложении.

В переводе с греческого слово предлог означает «перед словом». В русском языке около 200 предлогов.

Предлог – это служебная часть речи, которая по частоте употребления стоит после существительного, глагола и местоимения, т.е. на четвертом месте.


Учитель. А теперь скажите, что такое предлог.

(Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.


Учитель. Предлоги во время их использования и сотрудничества с именами существительными выражают различные отношения. Рассмотрите таблицу, заполните её вторую часть.


Отношения предлога с другими словами

Словосочетания

Вид отношения

приехать к зиме

вернуться в деревню

не сказать из-за обиды

жить около школы

средство от перхоти

играть с братом

временные

к месту

причинные

пространственные

целевые

совместности


Учитель. Сообщите о ваших наблюдениях


  1. Закрепление изученного.


Упражнение 1.


Залезть (в)карман, (при)царе Горохе, рука (об)руку, (ко)всем чертям, плечом (к) плечу, запускать лапу (в)карман, (до)рождества Христова, (к)чертям собачьим, локоть (к)локтю, (до)потопа, волосы шевелятся (на)голове, (к)чертовой матери, мороз (по)коже продирает.


Учитель. Начнем работу по второй части цели урока. Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их по двум признакам одновременно. По каким? (по значению устойчивых словосочетаний и по отношениям, которые выражают предлоги. Раскройте скобки.

(выделяются следующие группы предлогов по их признакам:

  1. отношение к месту: залезть в карман, запускать лапу в карман; волосы шевелятся на голове, мороз по коже продирает;

  2. временные отношения: при царе Горохе, до потопа, до рождества Христова;

  3. направление: ко всем чертям, к чертям собачьим, к чёртовой матери;

  4. значение совместности: рука об руку, плечом к плечу, локоть к локтю.


Учитель. С каким новым значением предлогов вы встретились в этом упражнении? Как пишутся предлоги с другими частями речи?


Упражнение 2.


(По)губам текло, да (в)рот не (по)пало.

(На)шла коса (на)камень.

(На)чужой роток не (на)кинешь платок.

Язык (до)Киева (до)ведёт.

Всякий человек (по)делам (по)знаётся.

(От)вежливых слов язык не (от)сохнет.

1)

2)

Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Обратите внимание на данные к ним схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

(Сначала надо написать предложения с полной грамматической основой, затем предложения, в которых есть только сказуемое.


Учитель. В скобках может быть предлог или приставка. Вспомните, как их можно отличить?

(рассказывают правило)

. Раскрыть скобки. Предлоги заключить в треугольники, приставки выделить, как обычно)

В выполнении упражнения вам поможет таблица.

(проверка)


Упражнение 3.


Длинный красный луч насквозь пронизывает лес пробившись из-за туч.

Ярко горящий костер еще больше согревает и без того горячий воздух.

В огромных лужах отразилось небо с белыми круглыми облаками легко плывущими на запад.

Чернеют прибрежные ивы из снега торчат тростники едва намечая извивы пропавшей над лесом реки.

Холодно глядит на всех Эльбрус отбрасывая вправо и влево хаос гребней и пиков.


5-1=4

4-2=2

Учитель. Очень внимательно прочитайте предложения. Используя их, решите последовательно два примера. При решении первого учитывайте типы предложений. Что надо учитывать при решении второго примера, определите самостоятельно. Расскажите, как будете решать эти примеры.

( Из пяти написанных предложений одно сложное и четыре простых. Вычитаем сложное, остается четыре простых. В четырех оставшихся предложениях два имеют деепричастные обороты. Вычитаем их. Остаются два предложения с причастными оборотами.)

Учитель. Напишите предложения, которые были использованы для решения второго примера. ( 1 в. с дееприч.об., 2 в. – с причастными). Расставьте недостающие знаки препинания. Скажите, к какой группе можно прибавить ненаписанное предложение?

Найдите предлоги, какие отношения они выражают?

Теперь проведем орфографический штурм. Из каждого предложения назовите по два слова с одинаковой орфограммой, так, чтобы орфограммы в последующих парах не повторялись.

(Пронизывает-прбившись, горящий-горячий, облаками-запад, вправо-влево)


Упражнение 4.

(В)придачу, (на)право, (в)елочку, (с)разбегу, (в)крутую, (по)лучше, (с)изнанки, (на)ощупь, (по)двое, (на)против.

Учитель. Найдите наречия, которые пишутся раздельно, взяв букву, на которую начинается такое наречие, получите новое словарное слово.

(период).


Период. 1. Промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит.

2. Относительно законченный фрагмент текста, части которого связаны между

собой синтаксически, лексически, интонационно (спец.)

Блиц-опрос.

1. Предлог:
1. Самостоятельная часть речи.
2. Связывает простые предложения в сложные.
3. Поясняет склоняемые части речи, указывая на нужный падеж.

2. Предлог:
1. Имеет дополнительное грамматическое значение (указывает на зависимость существительных, местоимений, числительных от глаголов, других существительных и прилагательных).
2. Имеет самостоятельное лексическое значение признака предмета.
3. Является в предложении обстоятельством.

3. Предлог:
1. Пишется всегда через дефис.
2. Входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи.
3. Изменяется по падежам.



Учитель. Предлог не так прост, как кажется. Он может маскироваться под другую часть речи. Взять хотя бы слово напротив.

1). Кинотеатр находится в доме напротив.(наречие-обстоятельство)

2). Напротив дома находится кинотеатр. (предлог, не является чл.предл.)

3). Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напротив, хотелось в кино. (вводное слово, не является членом предложения).


Мы видим три разных значения одного и того же слова. Попробуйте определить эти значения и роль слова напротив в предложении.

Учитель. О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

Обобщите полученные на уроке знания о предлоге.


Домашнее задание.






















Просмотр содержимого презентации
«Предлог как часть речи»

Слепой.  Его толкнут,  Пройдут (в)перёд  И (тот)час торопясь вмешаться  Какой(то) зрячий призовёт  Быть чуткими  И не толкаться.   Людей (не)видя пред собой  (Не)замечая в сквере лавочки  По улице идёт слепой  Потрагивая землю палочкой.   Но слышу голос я его,  (Не)громкий в человечьем гуде  Толкайтесь…Это (ни)чего…  Я буду знать  Что рядом люди.

Слепой. Его толкнут, Пройдут (в)перёд И (тот)час торопясь вмешаться Какой(то) зрячий призовёт Быть чуткими И не толкаться. Людей (не)видя пред собой (Не)замечая в сквере лавочки По улице идёт слепой Потрагивая землю палочкой. Но слышу голос я его, (Не)громкий в человечьем гуде Толкайтесь…Это (ни)чего… Я буду знать Что рядом люди.

Предлог это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлог это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Отношения предлога с другими словами словосочетания вид отношений приехать к зиме вернуться в деревню не сказать из-за обиды жить около школы средство от перхоти играть с братом Справка : целевые, пространственные, совместности, к месту, причинные, временные

Отношения предлога с другими словами

словосочетания

вид отношений

приехать к зиме

вернуться в деревню

не сказать из-за обиды

жить около школы

средство от перхоти

играть с братом

Справка : целевые,

пространственные,

совместности, к месту, причинные, временные

Залезть (в)карман, (при)царе Горохе, рука (об)руку, (ко)всем чертям плечом (к)плечу, запускать лапу (в)карман, (до)рождества Христова, (к)чертям собачьим, локоть (к)локтю, (до)потопа, волосы шевелятся (на)голове, (к) чертовой матери, мороз (по)коже продирает

Залезть (в)карман, (при)царе Горохе, рука (об)руку, (ко)всем чертям плечом (к)плечу, запускать лапу (в)карман, (до)рождества Христова, (к)чертям собачьим, локоть (к)локтю, (до)потопа, волосы шевелятся (на)голове, (к) чертовой матери, мороз (по)коже продирает

(По)губам текло, да в рот не (по)пало.   (На)шла коса (на)камень.   (На)чужой роток не (на)кинешь платок.   Язык (до)Киева (до)ведёт.   Всякий человек (по)делам (по)знаётся.   (От)вежливых слов язык не (от)сохнет.

(По)губам текло, да в рот не (по)пало. (На)шла коса (на)камень. (На)чужой роток не (на)кинешь платок. Язык (до)Киева (до)ведёт. Всякий человек (по)делам (по)знаётся. (От)вежливых слов язык не (от)сохнет.

Только предлоги Только приставки вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под Предлоги и приставки воз-, низ-, раз-, пре-, пере- без, в, до, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через, между

Только предлоги

Только приставки

вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под

Предлоги и приставки

воз-, низ-, раз-, пре-, пере-

без, в, до, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через, между

Длинный красный луч насквозь пронизывает лес пробившись из-за туч.   Ярко горящий костёр ещё больше согревает и без того горячий воздух.   В огромных лужах отразилось небо с белыми круглыми облаками легко плывущими на запад.   Чернеют прибрежные ивы из снега торчат тростники едва намечая извивы пропавшей над лесом реки.   Холодно глядит на всех Эльбрус отбрасывая вправо и влево хаос гребней и пиков.    5-1=4  4-2=2

Длинный красный луч насквозь пронизывает лес пробившись из-за туч. Ярко горящий костёр ещё больше согревает и без того горячий воздух. В огромных лужах отразилось небо с белыми круглыми облаками легко плывущими на запад. Чернеют прибрежные ивы из снега торчат тростники едва намечая извивы пропавшей над лесом реки. Холодно глядит на всех Эльбрус отбрасывая вправо и влево хаос гребней и пиков. 5-1=4 4-2=2

Период (фр. p е riode , лат. periodos ; peri «кругом, вокруг», hodos «дорога».   1. Промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит.   2. Относительно законченный фрагмент текста, части которого связаны между собой синтаксически, лексически, интонационно (спец.)

Период (фр. p е riode , лат. periodos ; peri «кругом, вокруг», hodos «дорога». 1. Промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит. 2. Относительно законченный фрагмент текста, части которого связаны между собой синтаксически, лексически, интонационно (спец.)

1.Кинотеатр находится в доме напротив.   2. Напротив дома находится кинотеатр.   3. Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напортив , хотелось в кино.

1.Кинотеатр находится в доме напротив. 2. Напротив дома находится кинотеатр. 3. Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напортив , хотелось в кино.

Блиц-опрос.  1. Предлог:  1. Самостоятельная часть речи.  2. Связывает простые предложения в сложные.  3. Поясняет склоняемые части речи, указывая на нужный падеж.   2. Предлог:  1. Имеет дополнительное грамматическое значение (указывает на зависимость существительных, местоимений, числительных от глаголов, других существительных и прилагательных).  2. Имеет самостоятельное лексическое значение признака предмета.  3. Является в предложении обстоятельством.   3. Предлог:  1. Пишется всегда через дефис.  2. Входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи.  3. Изменяется по падежам.

Блиц-опрос. 1. Предлог: 1. Самостоятельная часть речи. 2. Связывает простые предложения в сложные. 3. Поясняет склоняемые части речи, указывая на нужный падеж. 2. Предлог: 1. Имеет дополнительное грамматическое значение (указывает на зависимость существительных, местоимений, числительных от глаголов, других существительных и прилагательных). 2. Имеет самостоятельное лексическое значение признака предмета. 3. Является в предложении обстоятельством. 3. Предлог: 1. Пишется всегда через дефис. 2. Входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи. 3. Изменяется по падежам.

Д.з . 1 . Отгадайте шарады.  Мой первый слог – могучий бык,  К труду он тяжкому привык.  Второй мой слог – простой предлог.  А я качусь на берег моря  В короне пенной с ветром споря.   Предлоги эти – просто чудо!  Один – туда, другой – оттуда,  А целое – у наших ног,  Пушистый ласковый зверёк.    2. Ответьте на вопросы .  1 . Название какого очень распространенного дерева состоит из четырёх предлогов?  2.Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?  3.Какой приток Днепра образован предлогом и числительным?  4.Чем отличаются друг от друга по значению предлоги  через - сквозь (1в.) и среди – между (2в.).

Д.з . 1 . Отгадайте шарады. Мой первый слог – могучий бык, К труду он тяжкому привык. Второй мой слог – простой предлог. А я качусь на берег моря В короне пенной с ветром споря. Предлоги эти – просто чудо! Один – туда, другой – оттуда, А целое – у наших ног, Пушистый ласковый зверёк. 2. Ответьте на вопросы . 1 . Название какого очень распространенного дерева состоит из четырёх предлогов? 2.Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? 3.Какой приток Днепра образован предлогом и числительным? 4.Чем отличаются друг от друга по значению предлоги через - сквозь (1в.) и среди – между (2в.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Предлог как часть речи"

Автор: Абаляева Ольга Михайловна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок "Предлог как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434083657"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "306927"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458220422"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "306931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458220807"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План-конспект урока "Предлоги как часть речи""
    ["seo_title"] => string(48) "plan_konspiekt_uroka_priedloghi_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "397924"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488715808"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему: «Части речи» "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "134331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416736993"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства