Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Предлоги как часть речи"»
План-конспект урока русского языка в 7 классе
(технология критического мышления через чтение и письмо)
Тема урока. Предлог как часть речи.
Тип урока. Исследование.
Цели урока. 1) Формирование умения узнавать предлоги, характеризовать их.
2) Морфологический и грамматический повтор
Ход урока.
1. Организационный момент. Целеполагание.
2. Слово учителя.
- Мы изучили все самостоятельные части речи. Сегодня приступаем к знакомству со служебными. Скажите, что выделяет самостоятельные части речи в особую группу?
3. Работа со словами, записанными на доске, составление словосочетаний.
на, лежать, стол
три, прибавить, к
говорить, о, она
- Что записано на доске?
- Можно ли, расположив слова особым порядком, составить фразу?
- Что получилось?
- Что вы сделали, чтобы получить словосочетание?
- Что помогло правильно определить форму слова?
- Как связаны слова в словосочетании?
4. Парная мозговая атака.
- Давайте определим, что вы знаете о предлогах.
Учащиеся работают парами в течение 5 минут над заданием.
5. Заполнение таблицы
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Остались вопросы
а) По результатам обсуждения в паре заполняются первые две колонки. Учащиеся выполняют работу не только в тетради, но и на доске.
б) Работа с текстом
Предлоги
1) Предлоги – это служебные части речи, выражающие отношение имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи.
сидеть за столом, лежать на столе
2) Предлоги не изменяются, не членятся на морфемы
3) Предлоги не являются членами предложения, а выступают как грамматические признаки связи слов в словосочетании и как выразители различных грамматических значений.
4) Предлоги бывают непроизводными. Это те предлоги, которые не образованы из самостоятельных частей речи. Их немного: без (безо), в (во), до, для, за, из (изо), к (ко), над (надо), о (об, обо), от (ото), по, ради и некоторые другие. Производных предлогов значительно больше: вопреки, вслед, кроме – от наречий; вследствие, вроде, наподобие – от имён существительных; благодаря, включая, не считая – от деепричастия, глаголов.
5) Предлоги, составленные из одного слова, принято называть простыми (в, с, после, вопреки), а составленные из двух-трёх слов – составными (в продолжение, в течение, по поводу)
- Чтение текста вслух.
- Всё ли в тексте понятно?
- Что означает фраза «выражающие отношение имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи»?
- Как вы думаете, какие местоимения будут относиться к «некоторым»?
- Что узнали нового?
Заполнение третьей колонки таблицы
6. Дальнейшее целеполагание.
- На какие вопросы не оказалось в тексте ответов?
(Учащиеся хотели бы знать о правописании предлогов)
- Связаны ли ваши вопросы с темой нашего урока?
- Вот вы и определили тему нашего следующего урока.
7. Работа в парах
Составить и записать словосочетания, распределяя их на две группы: предложные и беспредложные. Объяснить, какими средствами осуществляется связь между словами в словосочетаниях.
Спуститься (гора), участие (конкурс), нарисовать (картина), выбежавший (дом), пропустить (болезнь), разделить (три), отметить (недостаток), обратиться (она), красный (смущение), интересоваться (жизнь), собрать (информация).
8. Вывод. Рефлексия.
9. Домашнее задание. Параграф и упражнение из учебника